Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
4. Составить психолого – педагогические рекомендации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Актуальность данной работы заключается в том, что одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на формирование социальных установок и его личностных особенностей в этом возрасте. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности акцентуированных черт характера и социальные установки многих ребят мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно оценить себя, осознать индивидуальные свойства характера, и поэтому не могут найти адекватную для себя референтную группу. 
          Так как, подростковый возраст это период становления личности, доставляющий немало проблем родителям, педагогам, а прежде всего самому ребенку, то каким будет будущее человека, зависит от того, как проживет он этот трудный момент своего взросления. Поэтому немаловажное значение в этот момент имеют социально-педагогические условия формирования личности ребенка. 
           Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе. 
           Объект исследования: особенности характеров подростков и их  статусное положения личности в группе.

Предмет исследования: взаимосвязь проявлений акцентуированных черт характера подростков и межличностностных связей в учебной группе. 
         Гипотеза исследования: мы предположили, что ярко выраженные в подростковом возрасте черты акцентуаций характера, часто приводят к внешним проявлениям в виде социальной дезадаптации и особенной уязвимости подростков перед воздействием и давлением группы.  
          Методологической основой данной работы явились положения психологии об акцентуации характера, сформулированные в трудах К. Леонгарда, А.Е. Личко, П. Б Ганнушкина, С.Ю. Головина. Мы руководствовались также некоторыми теоретическими положениями, сформулированных в работах И.С. Кона и других авторов, которые внесли значительный вклад в изучение проблемы акцентуациями характера подростков и их тенденции влияния на статус положения личности в группе.

Задачи исследования:

  1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
  2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
  3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
  4. Составить психолого – педагогические рекомендации.

          Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы психологами в коррекционной работе с "трудными" подростками.

Практическое  исследование проходило на базе: СОШ №61 г. Брянска, где была проведена диагностика по акцентуациям характера подростков 9 класса. Также была проведена социометрия, направленная на выявление социометрической структуры групп, для определения характера межличностных взаимоотношений подростков в группе.

Глава 1. Теоретический анализ по теме исследования проблемы акцентуации  характера у подростков. Социальное положение подростков и его влияние на формирование личности.

1.1 Понятие "акцентуации характера"  и их виды классификаций

          Понятие "акцентуация" впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Им же разработана и описана классификация акцентуаций личности. 
          В работах К. Леонгарда,  используется как сочетание "акцентуированная личность", так и "акцентуированные черты характера".                             Леонгард заменил термин "психопат" на термин "акцентуированная личность". Акцентуация характера, по Леонгарду, это нечто промежуточное между психопатией и нормой. По его мнению, акцентуированные личности - это не больные люди, это здоровые индивиды со своими индивидуальными особенностями. На вопрос, где же границы, отделяющие акцентуантов, К. Леонгард не дает четкого ответа. При этом автор указывает что, акцентуированные характеры зависят не от природно-биологических свойств, а от факторов внешней среды, которые накладывают отпечаток на образ жизни данного человека. Акцентуация, в общем предполагает усиление степени определенной черты. Эта черта личности, таким образом, становится акцентуированной. Акцентуация - это в сущности, те же индивидуальные черты, но обладающие тенденцией к переходу в патологическое состояние. При большей выраженности они накладывают отпечаток на личность как таковую и, наконец, могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности. 
           В отличие от психопатий, черты акцентуации характера проявляются не везде и не всегда или могут обнаруживаться лишь в определенных ситуациях. А самое главное отличие акцентуаций характера, либо вообще не является препятствием для нормальной социальной адаптации (в межличностных отношениях с другими людьми, в семье, в профессиональной деятельности), либо нарушения адаптации незначительны и временны. 
         Анализ работ К. Леонгарда , полагает, что при акцентуациях характера психологические проблемы возникают только при воздействии на "слабое место". При каждом варианте "слабое место" различно. Если психическая травма воздействует не на "слабое место", то возникает нормальная психологическая реакция. "Характер - это судьба", - говорят психиатры. И это действительно так. От характера человека во многом зависит, как сложится его жизнь. Понять себя - это уже первый шаг на пути к тому, чтобы преодолеть свои недостатки. Понять характер ребенка - первый шаг на пути к тому, чтобы помочь ему. Зная особенности характера ребенка, взрослый человек должен помочь ему избежать ситуаций, которые могут травмировать его психику.

             В своей классификации акцентуированных личностей К. Леонгарнд выделяет : демонстративные личности, педантические  личности, застревающие личности, возбудимые личности, гипертимичесие личности, дистимические личности, аффективо-лабильные личности(циклотимические), аффективно- экзальтированные личности, тревожные личности, эмотивные личности, интровертированные личности

     В нашей стране получила распространение классификация акцентуаций, которая была предложена известным детским психиатром, профессором А.Е. Личко. "Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим" -А.Е. Личко.

Различные комбинации чрезмерно  усиленных черт дают различные типы акцентуаций. Представляют собой крайние  варианты нормы, граничащие с психопатиями. От них акцентуации отличаются отсутствием  одновременного проявления свойственной психопатиям триады признаков: стабильности характера во времени, тотальности  его проявлений во всех ситуациях  и социальной дезадаптации. Акцентуациям характера свойственна уязвимость личности по отношению не к любым (как при психопатиях), а лишь к  определенным психотравмирующим воздействиям, адресованным к "месту наименьшего сопротивления" характера данного типа, при устойчивости к другим. Подростковый возраст - самый ответственный период становления личности, когда складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношение к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода связаны с активным стремлением к личностному совершенствованию - самопознанию, самовыражению, самоутверждению. 
        Ганнушкин П.Б. считает, что в случаях акцентуаций может не быть признаков психопатий (критерии психопатии) и никогда не бывает всех трех признаков сразу. Отсутствие первого признака - "стабильности проявлений" - проявляется в том, что акцентуированный характер не проходит неизменно через всю жизнь: обычно он обостряется в подростковом возрасте, а с возрастом сглаживается. Второй признак - "тотальность проявлений" - тоже необязателен: акцентуированные черты проявляются только в особых условиях. Наконец, "социальная дезадаптация" либо не наступает вовсе, либо непродолжительна, при этом поводом для временных разладов с собой и окружением выступают не любые трудные условия, а такие что создают нагрузку на слабое звено характера. [. 
            С.Ю. Головин считает что, в зависимости от степени выраженности различаются явные и скрытые (латентные) акцентуации характера, могущие переходить друг в друга под влиянием различных факторов; среди последних важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности и физического здоровья. Акцентуации характера могут проявляться с раннего возраста, но в подростковом возрасте их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций характера обычно со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных психогенных ситуациях, длительно воздействующих на "слабое звено" характера, они могут не только стать почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и условием формирования психопатического развития - "психопатий краевых". Введение понятия слабого звена (слабого места, места наименьшего сопротивления) характера и описание этих звеньев применительно каждого типа характера - важный вклад в психологическую теорию характера, имеющий и большое практическое значение. Знание слабых звеньев позволяет избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, при воспитании детей и пр. [11, стр.904]. 
         Огромную методологическую ценность в определении акцентуации характера имеет исследование известного детского психиатра, профессора А.Е. Личко. Все акцентуации А.Е. Личко рассматриваются как временные изменения характера, сглаживающиеся при взрослении. В то же время из них переходят в психические заболевания или же сохраняются на всю жизнь. Временные (преходящие) нарушения адаптации у акцентуированной личности возможны в подростковом возрасте из-за биологической перестройки организма, а также под влиянием психических травм и психотравмирующих ситуаций, которые предъявляют повышенные требования к "месту наименьшего сопротивления" в характере данного человека.  
            А.Е. Личко утверждает следующее: "Патохарактерологические реакции, выступающие на фоне акцентуаций, как правило, почти 50% -80% из них с возрастом сглаживаются, смягчаются и можно наблюдать удовлетворительную социальную адаптацию. Будет прогноз хороший или плохой зависит от степени и вида акцентуаций - скрытая она или явная, а также от социальных условий" . [18, стр.78]. 
          Личко выделяет 13 видов акцентуированных личностей: гипертимный тип, циклоидный тип ,лабильный циклоидный тип ,астено-невротический тип, сенситивный тип, психастенический тип, шизоидный тип, эпилептоидный тип ,истероидный тип ,неустойчивый тип ,конформный тип, смешанные типы ,амальгамные типы.

Выводы

Акцентуации характера могут  проявляться с раннего возраста, но в подростковом возрасте их проявления обычно усиливаются. Большинство акцентуаций  характера обычно со временем сглаживаются, компенсируются. И лишь при сложных  психогенных ситуациях, длительно  воздействующих на "слабые звенья" характера, они могут не только стать  почвой для острых аффективных реакций, неврозов, но и условием формирования психопатического развития. Если психические  воздействия не затрагивают этих мест, то личность обычно реагирует  адекватно, не обнаруживая заметных нарушений социальной адаптации. И, наоборот, акцентуации характера, которые  проявляют повышенную устойчивость в отношении неблагоприятных  условий, специфичную для каждого  из типов акцентуаций, демонстрируют  нам картину дезадаптации подростков в референтной группе. Знание уязвимых мест позволяет избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений во взаимоотношениях, при воспитании детей, в процессе учебной деятельности и т.д.

 

 

1.2  Особенности проявления акцентуированных  черт характера в подростковом  возрасте.

Особую остроту  проблема акцентуации характера  приобретает в подростковом возрасте. Границы подросткового периода  совпадают с обучением детей  в средних и старших классах  школы. За несколько лет ребенок  взрослеет не только физически, но и  умственно, нравственно, социально. Меняется состояние нервной системы подростка. Психические конфликтные раннего  детства вновь переживаются и  структурируются в течение подросткового  периода. Тем не менее, будет заблуждением искать корни психопатологии подросткового  периода только в реактивации  детского конфликта или травмы. Отклонение от нормального развития может быть в той же мере вызвано и недостатками существующей психической структуры.  Пубертат - это период интенсивного стресса и, как следствие общеизвестно, что инстинктивное напряжение увеличивается  в начале периода полового созревания, усиление сексуальных и агрессивных  стремлений подростка может спровоцировать потребность к удовольствию и  защите, т.е. пойти окольным путем  регрессии, что будет проявляться  в чрезмерной лени, пассивности, заторможенности, поиска зоны комфорта для себя, отклонению в поведении и нарушению адаптации  в социуме. А с другой стороны, это может проявиться в том, что  подросток перейдет на более высокий  уровень дифференциации и автономии  Эго. Для подростка это движение вперед к автономии Эго, выражается в распространении и устойчивости таких функций Эго, как обучение, память,  терпимость к напряжению, способность отличать реальность от фантазии , брать ответственность  на себя, адекватно оценивать свое Я и себя в окружающем мире. Когда  эти способности остаются неразвитыми, мы говорим о незавершенном или  неудавшемся латентном периоде. Многие подростковые проблемы относятся  к таким недостаткам развития. То, что мы наблюдаем впоследствии - это продолжение девиантного латентного приспособления.

При нормальном же течении пубертатный период, напротив, активирует регрессию для прогрессивного развития. Переход в подростковый период может быть эффективным, только если давление стремлений ведет к  формированию и разрешению внутреннего  психического конфликта. Прохождение  ребенком подросткового периода  обуславливает возрождение инфантильных влечений, что усиливает аффективные  реакции и тормозит функции контроля над архаичным низшим Эго, проявляясь в чрезмерных вспышках ярости, гнева, зависти, жадности, ревности, самоутверждения  и соперничестве.

Результатом является состояние неустойчивости личности, как естественное следствие  определенной стадии развития. Поэтому, когда в течение подросткового  периода проявляется личностная дисфункция, всегда существует сомнение: отнести ли ее к процессу проявления акцентуации характера и таким  образом не рассматривать как  показатель патологии, или она составляет психопатологию, которая затруднит  или даже воспрепятствует прогрессу. (Питер Блос, "Психоанализ подросткового возраста", 2010, стр.25-31).

Именно  подростковый возраст относят к  критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический  перелом обуславливает его исключительной сложностью и противоречивостью. Различные  типологические варианты нормы выступают  наиболее ярко, так как черты характера  не сглажены и не скомпенсированы  жизненным опытом. В подростковом возрасте особенности характера  часто заостряются, а при действии психогенных факторов, адресующихся к "месту наименьшего сопротивления" могут наступать временные нарушения  адаптации, отклонения в поведении. Последние исследования показали, что у наркоманов гораздо чаще в период, предшествующий употреблению психоактивных веществ, проявлялись не психопатии, а именно акцентуации характера. Диагноз "психопатия" имели только 30% обследуемых (А.А. Вдовиченко, 2001). Психологу, педагогу важно понимать, как акцентуации влияют на специфику адаптации подростка к окружающей социальной среде, к той или иной референтной группе.

Когда подросток  задается вопросами: "Какой я?", "Как меня воспринимают окружающие?", "Каким мне хотелось бы стать?", ему приходится сталкиваться с реальностью, которая называется характер, как  правило, доставляющая ему много  неприятностей. Характер для подростка - это основное оправдание его неудач и проблем в учебе, так и  в общении. Многие подростки пытаются бороться со своим характером, хотели бы изменить его, стать личностью, стать  сильным и уверенным в себе человеком. Недовольство своим характером, как показывает опыт психологического консультирования, испытывают представители  всех типов акцентуаций. На этом этапе  развития нужна квалифицированная  помощь компетентного взрослого.

Информация о работе Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков