Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
4. Составить психолого – педагогические рекомендации.
Каждый из
типов характера, имеет свое специфическое
"место наименьшего
Выводы
Особенности
проявления акцентуированных черт характера
в подростковом возрасте манифестируются
дисгармоничностью, общей сложностью,
противоречивостью и
Понятие "сильные и слабые стороны характера" вводятся для того, чтобы подчеркнуть: нет хороших и плохих характеров, в каждом типе характера есть все необходимое для достижения обладателем этого характера своих целей в жизни.
Становление статусного положения
подростка в группе сверстников
оказывает огромное влияние на формирование
его личности. Это период, помогает
подростку пройти путь от неуверенного,
непоследовательного отрока, притязающего
на взрослость, до действительного
повзросления. В период становления
подростка как личности возникает
проблема выбора жизненных ценностей,
осознание собственной
В качестве
главных новообразований в подростковом
возрасте И.С. Кон называет открытие личностью
своего внутреннего мира и рост потребности
в духовной близости с другим человеком.
Отрочество стремится сформировать внутреннюю
позицию по отношению к себе: "Кто я?",
"Каким Я должен быть?". В этом возрасте
отношения молодых людей с окружающим
миром обостряются в силу биологических
причин. Резко повышается возбудимость
и раздражимость. Дисгармония физического
и психического облика проецируется подростком
на окружающий мир, который воспринимается
им как особо напряженный и враждебный.
Подросток легко идеализирует окружающих
людей и отношения между ними, но быстро
в них разочаровываются, как только обнаруживают
неполное соответствие предвзятому и
завышенному идеалу. Такой юношеский максимализм
- следствие стремления к самоутверждению.
Многие из тех,
кто в средней школе учился “из под палки”,
к концу 9-10 класса уже начинают понимать,
что, если хочешь получить высшее образование
или не попасть сразу после окончания
школы в армию, учиться все же надо, поэтому
такая острая проблема как мотивация учения
отходит на второй план. Теряют свою значимость
и многие другие проблемы. Однако, на их
место приходят новые.
Для современного
10-го класса важной является проблема
социально-психологической адаптации
к новому коллективу. Поскольку после
9-го класса уходят из школы чаще всего
слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный
уровень в старшей школе оказывается сравнительно
высоким. В результате бывший отличник
может неожиданно для себя сделаться средним
или даже слабым учеником. Родители не
всегда задумываются об этом, настаивая
на учебе в каких-то престижных заведениях,
и часто не понимают, почему вдруг их ребенок
становится мрачным, подавленным или,
напротив, злобным, агрессивным. Дело же
в том, что при резкой смене критериев
оценок, при потере привычного статуса
в группе сверстников возникают значительные
(и, что самое главное, часто неосознаваемые)
сдвиги в области самооценки, отношения
к себе, происходит как бы разрыв преемственности
в становлении идентичности, в сфере основных
переживаний человека, связанных с осознанием
самого себя. Часто это ведет к развитию
разного рода защитных механизмов, которые
позволяют человеку сохранять привычную
высокую самооценку. Привычное отношение
к себе за счет искажения субъективного
восприятия действительности и самого
себя, что выражается внешне в неадекватном
поведении, в снижении конструктивности
поведения, в возникновении аффективных
реакций, а так же чувства подавленности,
депрессии и прочих самых разных проявлениях.
Возникает то, что принято называть социально-психологической
дезадаптацией.
Другая нередко встречающаяся в 10-х классах проблема - установка на продление моратория. После завершения неполного среднего образования и перехода к новому этапу и в преддверии напряженного периода окончания полной средней школы и поступления в институт многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботное детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается интерес к спорту, досугу и всему тому, что не учеба и не работа. По-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой "почти взрослой" жизнью, не связанной с учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.
В 11-ом классе на первый план
- вновь и на новом профессиональном
уровне - выступают, с одной стороны,
проблемы профессионального
Влияние статусного положения подростка тесно связано с самооценкой последнего, этот механизм является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это в структуре личности, самооценке принадлежит особо важное место . Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.
Следовательно, функции самооценки
и самоуважения психической жизни
личности состоят в том, что они
выступаю внутренними условиями
регуляции поведения и
Развивается самооценка путем постепенного погружения внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Наиболее сенситивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.
Ведущим мотивом в период
формирования самооценки выступает
желание утвердиться в
Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Различают общую и частную самооценку. Частной самооценкой будет, например, оценка каких-то деталей своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или неодобрение, которое переживает человек по отношению к самому себе.
Под влиянием оценки окружающих, у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
Таким образом, только в подростковом
возрасте начинает развиваться подлинная
самооценка - оценка человеком самого
себя с преимущественной опорой на
критерии своего внутреннего мира,
обусловленные собственным "Я".
Это не означает, что оценка окружающих
теперь не является значимой: она просто
в норме перестает играть доминирующую
роль. У подростка ярко проявляет
себя мотивационно-потребностная
Если самооценка подростка не находит опоры в социуме и потребность в самоуважении остается нереализованной, - развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее.
Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.
В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо чаще других возрастных групп могут стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть . Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.
Для того чтобы подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень низко оценивают результаты своей деятельности, но и крайне озабочены мнением других если со стороны последних наиболее вероятна неблагоприятная оценка.
Выводы
Ведущим мотивом в период
формирования самооценки выступает
желание утвердиться в
Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько позитивным это действие выглядит в глазах окружающих.
Глава 2. Эмпирическое исследование о влиянии личности акцентуированного характера на положение подростков в группе сверстников.
2.1 Организация исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Объект исследования: особенности характеров подростков и их статусное положение личности в группе.
Предмет исследования: взаимосвязь проявлений акцентуированных черт характера подростков и анализ межличностных связей в учебной группе.
Гипотеза исследования: мы предположили, что ярко выраженные в подростковом возрасте черты акцентуаций характера, часто приводят к внешним проявлениям в виде социальной дезадаптации и особенной уязвимости подростков перед воздействием и давлением группы.
Практическое исследование проходило на базе: СОШ №61 г. Брянска, где была проведена диагностика по акцентуациям характера подростков 9 класса в возрасте от 15-16 лет . Также была проведена социометрия, направленная на выявление социометрической структуры групп, для определения характера межличностных взаимоотношений подростков в группе.
Информация о работе Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков