Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
4. Составить психолого – педагогические рекомендации.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.14 Кб (Скачать файл)

Каждый из типов характера, имеет свое специфическое "место наименьшего сопротивления", т.е. такие особенности в характере  подростка, благодаря которым он чувствует себя особенно неприспособленным  к определенным ситуациям или  условиям. Эти специфические черты  проявляются лишь в определенных ситуациях для различных характеров, отличающихся друг от друга. Часто в  семье и в школе родители, сверстники и педагоги, не учитывая "точки  наименьшего сопротивления" невольно из лучших побуждений создают своим  поведением условия, в которых он испытывает раздражение, депрессию, страдает и протестует. Другие же подростки в этих же условиях не испытывают потребности протестовать и прекрасно себя чувствуют. Понятие "сильные и слабые стороны характера" вводятся для того, чтобы подчеркнуть: нет хороших и плохих характеров, в каждом типе характера есть все необходимое для достижения обладателем этого характера своих целей в жизни. Сильные стороны не являются положительными чертами. Они не хорошие и не плохие. Оценочные и нравственные категории им приписываются в зависимости от целей, для достижения которых они используются.

Выводы

Особенности проявления акцентуированных черт характера  в подростковом возрасте манифестируются  дисгармоничностью, общей сложностью, противоречивостью и эмоциональной  незрелостью психических Эго-структур подростка. Его инфантильные стремления пробуждаются под давлением процесса психической перестройки. Бурный физиологический  рост, половое созревание, озабоченность  подростка тем, как он выглядит перед  другими, столкновение с необходимостью найти свое профессиональное призвание, найти применение своим способностям, реализовать свой творческий потенциал, это есть те требования, которые  встают перед подростком на сегодняшний  день предъявляемые нашим современным  обществом.

Понятие "сильные и слабые стороны характера" вводятся для того, чтобы подчеркнуть: нет хороших и плохих характеров, в каждом типе характера есть все  необходимое для достижения обладателем  этого характера своих целей  в жизни.

 

1.3 Влияние статусного положения   ребенка на формирование его  личности

 

Становление статусного положения  подростка в группе сверстников  оказывает огромное влияние на формирование его личности. Это период, помогает подростку пройти путь от неуверенного, непоследовательного отрока, притязающего на взрослость, до действительного  повзросления. В период становления  подростка как личности возникает  проблема выбора жизненных ценностей, осознание собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других. Как следствие этого осознания  может возникнуть внутренняя напряженность, порождающая чувство одиночества. Это чувство усиливает потребность  в общении и одновременно повышает его избирательность. 
          В качестве главных новообразований в подростковом возрасте И.С. Кон называет открытие личностью своего внутреннего мира и рост потребности в духовной близости с другим человеком. Отрочество стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе: "Кто я?", "Каким Я должен быть?". В этом возрасте отношения молодых людей с окружающим миром обостряются в силу биологических причин. Резко повышается возбудимость и раздражимость. Дисгармония физического и психического облика проецируется подростком на окружающий мир, который воспринимается им как особо напряженный и враждебный. Подросток легко идеализирует окружающих людей и отношения между ними, но быстро в них разочаровываются, как только обнаруживают неполное соответствие предвзятому и завышенному идеалу. Такой юношеский максимализм - следствие стремления к самоутверждению. 
         Многие из тех, кто в средней школе учился “из под палки”, к концу 9-10 класса уже начинают понимать, что, если хочешь получить высшее образование или не попасть сразу после окончания школы в армию, учиться все же надо, поэтому такая острая проблема как мотивация учения отходит на второй план. Теряют свою значимость и многие другие проблемы. Однако, на их место приходят новые. 
          Для современного 10-го класса важной является проблема социально-психологической адаптации к новому коллективу. Поскольку после 9-го класса уходят из школы чаще всего слабоуспевающие ученики, то средний интеллектуальный уровень в старшей школе оказывается сравнительно высоким. В результате бывший отличник может неожиданно для себя сделаться средним или даже слабым учеником. Родители не всегда задумываются об этом, настаивая на учебе в каких-то престижных заведениях, и часто не понимают, почему вдруг их ребенок становится мрачным, подавленным или, напротив, злобным, агрессивным. Дело же в том, что при резкой смене критериев оценок, при потере привычного статуса в группе сверстников возникают значительные (и, что самое главное, часто неосознаваемые) сдвиги в области самооценки, отношения к себе, происходит как бы разрыв преемственности в становлении идентичности, в сфере основных переживаний человека, связанных с осознанием самого себя. Часто это ведет к развитию разного рода защитных механизмов, которые позволяют человеку сохранять привычную высокую самооценку. Привычное отношение к себе за счет искажения субъективного восприятия действительности и самого себя, что выражается внешне в неадекватном поведении, в снижении конструктивности поведения, в возникновении аффективных реакций, а так же чувства подавленности, депрессии и прочих самых разных проявлениях. Возникает то, что принято называть социально-психологической дезадаптацией.

Другая нередко встречающаяся  в 10-х классах проблема - установка  на продление моратория. После завершения неполного среднего образования  и перехода к новому этапу и  в преддверии напряженного периода  окончания полной средней школы  и поступления в институт многие юноши и девушки расслабляются, они как бы впадают в беззаботное  детство: неожиданно на первый план выступает общение со сверстниками (как у подростков), снижается интерес к учебе, а повышается интерес к спорту, досугу и всему тому, что не учеба и не работа. По-видимому, для многих такой мораторий просто необходим как отдых, как передышка. Более того, опыт такого широкого и разнообразного взаимодействия с окружающей действительностью, даже опыт наслаждения новой "почти взрослой" жизнью, не связанной с учебой, имеет огромное развивающее значение в этом возрасте.

В 11-ом классе на первый план - вновь и на новом профессиональном уровне - выступают, с одной стороны, проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и  построение дальнейших образовательных  планов, а с другой - проблемы, связанные  с подготовкой к школьным экзаменам. Задача выбора будущей профессии, профессионального  самоопределения, принципиально, не может  быть успешно решена без решения  более широкой задачи личностного  самоопределения, включающей построение целостного замысла жизни, самопроектирование себя в будущее. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив Л.И. Божович считала аффективным  центром жизни старшего школьника. Сам переход от подросткового  к раннему юношескому возрасту она  связывала с изменением отношения  к будущему: если подросток смотрит  на будущее с позиции настоящего, то старший школьник смотрит на настоящее  с позиции будущего. Юноша живет  будущим, для него настоящее - только подготовка к другой, подлинной взрослой жизни. Это облегчает ему переживание  неприятностей, позволяя относится  к ним с легким сердцем, но с  этим связано и пониженное чувство  ответственности.

Влияние статусного положения  подростка тесно связано с  самооценкой последнего, этот механизм является сложным личностным образованием и относится к фундаментальным  свойствам личности. В ней отражается то, что человек узнает о себе от других, и его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это в структуре личности, самооценке принадлежит особо важное место . Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - потребностью в самоутверждении, которое определяется отношением ее действительных достижений к тому, на что человек претендует, какие цели перед собой ставит - уровню притязаний. В своей практической деятельности человек обычно стремится к достижению таких результатов, которые согласуются с его самооценкой, способствуют ее укреплению, нормализации. Существенные изменения в самооценке появляются тогда, когда достижения связываются субъектом деятельности с наличием или отсутствием у него необходимых способностей.

Следовательно, функции самооценки и самоуважения психической жизни  личности состоят в том, что они  выступаю внутренними условиями  регуляции поведения и деятельности человека. Благодаря включению самооценки в структуру мотивации деятельности личность постоянно соотносит свои возможности, психические ресурсы  с целями и средствами деятельности. В соответствии с привычным целостным  восприятием человека о единстве его чувств, ума и воли проявления самооценки могут быть представлены эмоциональными, познавательными и  волевыми формами.

Развивается самооценка путем  постепенного погружения внешних оценок, выражающих семейные требования, в  требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность  к утверждению и отстаиванию  своей жизненной позиции. Наиболее сенситивными этапами в формировании личности и ее социализации является подростковый и юношеский возраст. Подростковый возраст - завершающий  этап первичной социализации. В качестве основных институтов социализации прежде всего выступает семья и школа, соответственно, родители, ровесники и учителя.

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает  желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет  уважение и внимание товарищей. При  этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют  высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как  считают ниже своего достоинства  быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в  группе, который поддерживает его  повышенную самооценку.

Психологи рассматривают  самооценку с различных точек  зрения. Различают общую и частную  самооценку. Частной самооценкой  будет, например, оценка каких-то деталей  своей внешности, отдельных черт характера. В общей, или глобальной самооценке отражается одобрение или  неодобрение, которое переживает человек  по отношению к самому себе.

Под влиянием оценки окружающих, у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а  также отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживаний. При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит  свои возможности и способности, достаточно критически относится к  себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается  ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить  на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается  предвидеть, как к этому отнесутся  другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой  переоценки, но и без излишней критичности  к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий  и ситуаций.

Таким образом, только в подростковом возрасте начинает развиваться подлинная  самооценка - оценка человеком самого себя с преимущественной опорой на критерии своего внутреннего мира, обусловленные собственным "Я". Это не означает, что оценка окружающих теперь не является значимой: она просто в норме перестает играть доминирующую роль. У подростка ярко проявляет  себя мотивационно-потребностная сфера - сфера общения, эмоциональных контактов. В этом возрасте чрезвычайно развито  чувство аффилиации, т.е. стремления принадлежности к группам себе подобных. Остро переживается любое нарушение  в сфере взаимоотношений с  товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко  воспринимается молодым человеком  как трагедия. Самооценка своего места  в социуме, играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности, определяя в значительной степени социальную адаптацию и  дезадаптацию личности, являясь регулятором  поведения и деятельности.

Если самооценка подростка  не находит опоры в социуме  и потребность в самоуважении остается нереализованной, - развивается  резкое ощущение личностного дискомфорта. Одним из распространенных путей  решения этой проблемы является переход  подростка в группу, в которой  характеристика его личности окружающими  адекватна самооценке или даже превосходит  ее.

Описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой  иногда может приводить к негативным последствиям, в зависимости от вида неформальной группы, в которую включается подросток.

В силу своих возрастных особенностей подростки гораздо  чаще других возрастных групп могут  стать дезадаптированными в результате внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности с самой собой или окружением, проявляющаяся во внутреннем дискомфорте, нарушениях взаимоотношений, поведения  и деятельности. Сами по себе возрастные особенности не влекут дезадаптацию, но если появляются провоцирующие факторы, она, как правило, возникает и потом ее очень трудно преодолеть . Самооценка подростка зачастую нестабильна и не дифференцирована. Согласно литературным данным, на подростковый возраст приходится самый противоречивый, конфликтный этап развития самооценки. В различные возрастные периоды подростки оценивают себя по-разному. Самооценка младших подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому и в их поведении может возникнуть немало немотивированных поступков. Изучение самооценки как особого образования самосознания личности во взаимосвязи с его социальным статусом представляется одним из актуальных направлений данного психического феномена. К настоящему времени накоплен большой эмпирический материал о формах проявления самооценки, ее регулятивной функции, связи самооценки с самоотношением личности и ее самопознанием, уровнем адекватности и устойчивости самооценки в различных возрастах, ее связи с социальными отношениями, устанавливаемыми личностью.

Для того чтобы подросток  был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление  о себе. И, напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это затрудняет всякую возможность улучшения "Я-концепции". Кроме того, они не только сами очень  низко оценивают результаты своей  деятельности, но и крайне озабочены  мнением других если со стороны последних  наиболее вероятна неблагоприятная  оценка.

Выводы

Ведущим мотивом в период формирования самооценки выступает  желание утвердиться в коллективе сверстников, завоевать авторитет  уважение и внимание товарищей. При  этом те, кто ценит себя высоко, предъявляют  высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку.

Многие авторы отмечают снижение самооценки в подростковом возрасте, с появлением ориентации на общение, на сверстников, на референтную группу. Следовательно, очевидна особенная  уязвимость подростков перед манипулятивным воздействием и давлением группы. В дальнейшем человек с заниженной самооценкой часто дает любым  действиям других людей негативную интерпретацию, независимо от того, насколько  позитивным это действие выглядит в  глазах окружающих.

 

          Глава 2. Эмпирическое исследование о влиянии личности акцентуированного характера на положение подростков в группе сверстников.

     

                    2.1 Организация исследования.

Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.

Объект исследования: особенности характеров подростков и их статусное положение личности в группе.

Предмет исследования: взаимосвязь проявлений акцентуированных черт характера подростков и анализ межличностных связей в учебной группе.

Гипотеза исследования: мы предположили, что ярко выраженные в подростковом возрасте черты акцентуаций характера, часто приводят к внешним проявлениям в виде социальной дезадаптации и особенной уязвимости подростков перед воздействием и давлением группы.

Практическое  исследование проходило на базе: СОШ №61 г. Брянска, где была проведена диагностика по акцентуациям характера подростков 9 класса в возрасте от 15-16 лет . Также была проведена социометрия, направленная на выявление социометрической структуры групп, для определения характера межличностных взаимоотношений подростков в группе.

          Методики проводились в разные  дни. На прохождение психодиагностического  тестирования «Чертова дюжина»  было затрачено 45 минут или  академический час. На выявление  статусного положения было затрачено  20 минут. 
          

Информация о работе Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков