Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 01:17, курсовая работа
Цель исследования: выявить взаимосвязь между акцентуациями характера подростков и их статусным положением в группе.
Задачи исследования:
1. Теоретический анализ таких понятий ,как «акцентуация характера» и «статусное положение».
2. Выявить наличия акцентуированных черт характера у подростков.
3. Выявить структуру взаимоотношений между подростками в группе.
4. Составить психолого – педагогические рекомендации.
Для выявления статуса подростка в учебной
группе используют методику, называемую
социометрией (выявление социометрической
структуры группы для определения характера
межличностных взаимоотношений в группе).
Нами была апробирован социометрическая
методика Дж. Морено "Выбор в действии".
Известный
американский психиатр и социальный психолог
Дж. Морено предложил метод социометрии,
который эффективно используется в психодиагностике
для изучения социально психологического
климата в трудовых и учебных коллективах.
Проведение
социометрического исследования включает
в себя несколько этапов.
1 этап. Определение целей исследования. Социометрия широко применяется для изучения: проблем лидерства и авторитета; социально - психологической совместимости; микрогрупп (в том числе и динамики их развития). Целью же нашего исследования является определение положения объекта в системе взаимоотношений (статус).
2 этап. Определение вопросов.
Вопросы могут быть:
Формальные
(направлены на изучение взаимоотношений
учащихся в ведущем виде деятельности).
В нашем случае: "Кого бы ты попросил/а
помочь тебе подготовиться к важному экзамену?"
Неформальные
(направлены на изучение взаимоотношений
в сфере, не связанной с учебой). "Кого
из класса ты бы пригласил/а с собой на
интересную вечеринку?". Вопросы в нашем
исследовании подобраны так, чтобы выявить
стремление объекта к общению с товарищами
в различных видах деятельности: труде,
учении, досуге и т.д.
3 этап. Определение величины ограничения возможных выборов.
В нашем исследовании мы используем параметрический метод, т.е. метод с ограничением числа выборов. Во - первых, он является более надежным, так как выше осмысленность выбора. Во - вторых результаты параметрического метода значительно легче подвергнуть математической обработке. Мы решили ограничиться тремя выборами.
4 этап. Разработка социометрической карточки.
Школьникам предлагались
социометрические карточки с инструкцией
написать по три имени на каждый
вопрос.
Вопросы подбирались
с учётом различных сфер деятельности:
личная сфера, внутри класса, общественная.
В эксперименте применялись стандартные
вопросы:
. "Кого из своих товарищей
из группы Вы попросили бы
в случае необходимости
. "Кого из класса Вы пригласили бы на день рождения?"
Результаты ответов переносили на матрицы выбора. Их число соответствует числу вопросов (в нашем случае -10 ). Исходя из данных матрицы, можно определить величину социометрического статуса любого члена группы. Она равна сумме полученных данным членом группы выборов, деленной на число членов без одного. Результаты экспериментов оформляли графически в виде таблицы. ( Приложение 1) . В итоге исследования нами были выявлены: «звезды», «предпочитаемые», «принимаемые», «непринимаемые», «отвергнутые».
2.2 Анализ результатов исследования.
2.2.1. Изучение статусного положения ребенка
Для выявления статуса подростка в учебной группе использовалась социометрия Дж. Морено.
При анализе результатов была составлена таблица (Приложение 1), в которой отражены положительные ответы ( 1,3,5,7,9 – номера вопросов,ответы на которые здесь показаны) каждого из испытуемых.
(
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 | ||
1. Батурин |
1 |
+1 |
+3 |
+2 |
||||||||||
3 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
5 |
+3 |
+2 |
+1 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
2. Кузнецов |
1 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||||||
3 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
5 |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
3. Корявко |
1 |
+1 |
+3 |
+2 |
||||||||||
3 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
5 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
4.Лапшиков |
1 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||||||
3 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
5 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
7 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||||||
5.Варганова |
1 |
+2 |
+1 |
+3 |
||||||||||
3 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
5 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
7 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
6.Егоркина |
1 |
+1 |
+2 |
+3 |
||||||||||
3 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
5 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||||||
9 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
7.Коновалова |
1 |
+3 |
+1 |
+2 | ||||||||||
3 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
5 |
+2 |
+3 |
+1 | |||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 | |||||||||||
9 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
8.Москалева |
1 |
+1 |
+3 |
+2 | ||||||||||
3 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
5 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
7 |
+3 |
+1 |
+2 | |||||||||||
9 |
+3 |
+1 |
+2 | |||||||||||
9.Москаленко |
1 |
+3 |
+2 |
+1 | ||||||||||
3 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
5 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
7 |
+3 |
+2 |
+1 |
|||||||||||
9 |
+1 |
+3 |
+2 |
|||||||||||
10.Оликова |
1 |
+2 |
+1 |
+3 | ||||||||||
3 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
5 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
11.Фетисова |
1 |
+1 |
+3 |
+2 |
||||||||||
3 |
+3 |
+1 |
+2 |
|||||||||||
5 |
+2 |
+1 |
+3 |
|||||||||||
7 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
9 |
+1 |
+2 |
+3 |
|||||||||||
12.Черкасова |
1 |
+1 |
+3 |
+2 | ||||||||||
3 |
+1 |
+1 |
+3 | |||||||||||
5 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
7 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
9 |
+1 |
+3 |
+2 | |||||||||||
13.Чиглякова |
1 |
+3 |
+2 |
+1 |
||||||||||
3 |
+3 |
+2 |
+1 |
|||||||||||
5 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
7 |
+2 |
+3 |
+1 |
|||||||||||
9 |
+3 |
+2 |
+1 |
|||||||||||
Получено выборов |
|
9 |
7 |
13 |
9 |
30 |
25 |
8 |
19 |
15 |
21 |
6 |
16 |
16 |
Получено взаимно выборов |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
5 |
0 |
2 |
3 |
4 |
0 |
0 |
2 |
Социальный статус подростка вычислялся по формуле :
С= M/(n-1)
C – социальный статус подростка;
M – общее число полученных испытуемым положительных выборов;
n – число испытуемых.
С= 9:( 13-1 ) = 0,75 – Батурин
С= 7:( 13-1) = 0,6 – Кузнецов
С= 13:( 13-1) = 1,08 – Корявко
С= 9:( 13-1 ) = 0,75 – Лапшиков
С= 30:( 13-1 ) = 2,5 – Варганова
С=25:( 13-1 ) = 2,08 – Егоркина
С=8:( 13-1 ) = 0,6 – Коновалова
С=19:( 13-1 )= 1,6 – Москалева
С=15:( 13-1 )= 1,25 – Москаленко
С=21:( 13-1 )= 1,75 – Оликова
С=6:( 13-1 )= 0,5 – Фетисова
С=16:( 13-1 )= 1,3 – Черкасова
С=16:( 13-1 )=1,3 – Чиглякова
Исходя из полученных показатлей, средний социальный статус равен 1,2.
Cогласно классификации социального статуса, предложенной Дж. Морено, группа испытуемых делится на : «звезд», «предпочитаемых», «принимаемых», «непринимаемых», «отвергнутых» по следующему критерию:
Статус группы |
Колличество полученых выборов |
«Звезды» |
В 2 раза больше выборов,чем среднее число полученых выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые |
В 1,5 раза больше выборов,чем средне число полученых выборов одним испытуемым |
«Принимаемые» |
|
«Непринимаемые» |
В 1,5 раза выборов,чем средне число полученых выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» |
Число выборов равно нулю,либо
в 2 раза выборов,чем средне число
полученых выборов одним |
Согласно предложеной классификации мы можем сделать вывод :
«звезды» - Варганова, Егоркина
«предпочитаемые» - Москалева, Оликова
«принимаемые» - Москаленко, Черкасова, Чиглякова, Корявко
«непринимаемые» - Батурин, Лапшиков
«отвергнутые» - Кузнецов, Коновалова, Фетисова.
2.2.2. Анализ результатов
психодиагностического
Информация о работе Акцентуация и ее влияние на социальный статус в группе подростков