Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:25, реферат
Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.
Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей
Алкоголизм-это
болезненное пристрастие к
Хроническая,
травмирующая психику ситуация в
семье неблагоприятно отражается на
здоровье всех ее членов. В таких
семьях складывается обстановка, делающая
невозможным полноценное
Несмотря на большое разнообразие направлений, и характера психического и физического развития детей в условиях семейного алкоголизма, выявляются и его общие закономерности.
Прежде всего, алкоголизм родителей ведет к соматической патологии: преждевременным родам, отставание в физическом развитии ребенка. Такие дети плохо развиваются, страдают различными заболеваниями. В некоторых случаях алкоголизм одного из родителей ведет к рождению ребенка с различными уродствами. В медицине есть специальный термин для обозначений нарушений у детей алкоголиков: грубые пороки развития систем организма плода под действием алкоголя называют алкогольной эмбриопатией. Для этого состояния характерны в первую очередь недоразвитие или неправильное развитие отдельных частей тела, врожденные пороки сердца, дефекты в строении верхней и нижней челюсти, глазные аномалии, неправильное развитие суставов.
Обычно дети матерей алкоголичек обращают на себя внимание не по возрасту малым весом и ростом, маленькой головой. Дисфункция со стороны нервной системы проявляется уже с первых дней и месяцев жизни в форме специфической задержки психомоторного развития.
40-60%
детей алкоголиков страдают
Нарушение умственного развития детей, родителей, страдающих алкоголизмом, могут быть обусловлены не только олигофренией, но и задержанным темпом развития центральной нервной системы. В этих случаях дети, хотя и не являются умственно отсталыми, но по темпу своего психического развития отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Эта группа детей в отечественной литературе обозначается как дети с задержкой психического развития (ЗПР), у которых отличается отставание в развитии таких умственных операций, как анализ, сравнение, синтез.
Усилению
или появлению генетических отклонений
в поведении у детей
Такая наследственность и социальная ситуация развития ребенка (недостаток заботы и ласки, жизнь в состоянии постоянного страха и непредсказуемость поведения родителей) провоцируют формирование специфических черт характера, обусловленных переживаниями ребенка и его внутренним конфликтом в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.
В условиях хронически тяжелой семейной обстановки указанные трудности поведения постепенно нарастают и приобретают для ребенка характер привычного поведенческого стереотипа.
Все
указанные нарушения могут
Энн Смит, известный американский нарколог, так же посвятила свою деятельность изучению психики детей и даже внуков алкоголиков. В процессе работы в качестве нарколога она обследовала много семей и выделила основные черты, присущие детям алкоголиков. Во - первых, это низкая самооценка. Невозможно, воспитываясь в обстановке эмоционального пренебрежения или, в лучшем случае, противоречивого воспитания, обрести достаточную уверенность в себе. Появление низкой самооценки детей алкоголиков зависит в основном от роли, которую они играли и своих семьях.
Э. Смит выделяет 4 группы:
1) «герой семьи» - постоянное стремление «героя» нравится и заслужить одобрение других, особенно в семье, мотивируется крайне низкой оценкой собственных возможностей. Такие дети сосредоточены на том, чтобы все делать идеально и нести ответственность за происходящее.
2)
«козел отпущения» - внешне проявляют
низкую самооценку
3)
«потерянный ребенок» - страдает
от постоянного одиночества,
4) «фамильный талисман» - постоянно стремится привлечь к себе пни манне своим юмором, нежностью, болезненностью.
Таким
образом, в качестве вывода можно
сказать, что алкоголизм является комплексной
проблемой, включающей в себя ряд
аспектов: социальный, медицинский, воспитательный,
психологический. Особую проблему в
настоящее время представляет собой
семейный алкоголизм, т.к. пьющие родители
наносят вред не только своему здоровью,
но и будущему. Почти все дети
из алкогольных семей рождаются
с дефектами: от незначительные нарушений
до грубых пороков развития и уродства.
А если ребенок родился физически здоровым,
то неуклонно страдает его психическое
развития, т.к. воспитывается он в условиях
постоянного страха. скандалов, неуравновешенного
поведения родителей, а часто жестокости
и насилия с их стороны. В итоге дети вырастают
нервными. эмоционально неустойчивым
и. с заниженной самооценкой, с различными
формами патологического поведения. Все
эти нарушения значительно затрудняют
процесс воспитания и обучение детей,
а ограниченный и деформированный жизненный
опыт не позволяет детям успешно адаптироваться
асоциальной среде.
Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков
Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, признание этой ценности и в другом человеке. На этом основании формируется требовательность, человека к себе, к своему поведению и поступкам.
Вопросами социальной реабилитации детей начали заниматься совсем недавно. Лишь два десятилетия назад работа с детьми из семей алкоголиков заключалась в том, что-либо родителей лечили от алкоголизма, либо их лишали родительских прав, а детей отправляли в детские дома и интернаты, где основной упор делают на обеспечение жизненно важных потребностей и обучения. Мало внимания уделялось тому, что дети из алкогольных семей из-за неблагоприятных условий воспитания или отсутствия такового, входят во взрослую жизнь совершенно неподготовленными, не могут адаптироваться в группе сверстников и испытывают большие трудности в общении. Это дало стимул к пониманию того, что работа с детьми алкоголиков должна носить комплексный характер, обязательно учитывая и психические особенности детей. Е.М. Мастюкова считает, что коррекция нервно-психических нарушений у детей из алкогольных семей предполагает проведение лечебно-оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий.
Непрерывность лечебно-коррекционного процесса обеспечивается преемственность в работе различных служб и учреждений, в которых находится ребенок.
Особенно
важная роль принадлежит
Комплексная
лечебно-коррекционная работа включает
организацию правильного
Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста. физического и нервно-психического состояния ребенка.
Важно
следить за оформлением помещения,
в котором находится ребенок.
В специальных детских
Для
детей раннего возраста необходимы
яркие, крупные, легкие пластмассовые
игрушки, а также игрушки средней
величины, которые легко можно
взять в руку и с которыми можно
производить различные
Благоприятное влияние на психическое состояние детей оказывает проведение специальных музыкальных занятий. Музыка успокаивает ребенка, вызывает у него положительные эмоции способствует развитию его речи.
Основной
задачей психолого-
Необходимыми условиями успешности всей психолого-педагогической работы является ее системность и регулярность.
Прежде
чем проводить психолого-
Однако
правильный педагогический подход к
этим детям, проведение специальных
коррекционных занятий в
Несмотря на большую частоту олигофрении у потомства при семейном алкоголизме, необходимо отметить сложность постановки подобного диагноза. Дифференциация умственной отсталости от других форм интеллектуальных нарушений у этих детей особенно сложна и требует нередко длительного наблюдения в процессе проведения коррекционно-педагогических мероприятий. Крайне ответственным является начало их обучения. Несформированность целого ряда предпосылок, составляющих готовность к школьному обучению, определяет изначальную несостоятельность многих из них. Это, с одной стороны, может способствовать постановке неправильного диагноза олигофрении. а с другой - сразу же вызывать у ребенка отрицательное отношение к школе н приводить к ухудшению его психического состояния в целом.
Информация о работе Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей