Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.

Файлы: 1 файл

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

    В связи с этим важной задачей является подготовка ребенка к обучению в  школе и правильная углубленная  диагностика его психического развития.

    Дети  из семей больных алкоголизмом даже при наличии минимальных признаков  органической неполноценности центральной  нервной системы в силу грубейшей  педагогической запущенности уже к  дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны  окружающих. Не зная порой как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников и, что является недопустимым. Только терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям, неоднократный показ, повторение и объяснение того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии, и в частности в развитии личности.

    Удовлетворение  так называемой сенсорной жажды  Особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое  развитие возможно только при наличии  идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами разных размеров и  форм, с разными функциональными  значениями.

    Среди разнообразных видов сенсорной  информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном  уровне развития теле- и радиотехники одним из аспектов коррекционной  работы может быть воспроизведение  записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов  в комнате, где играют дети.

    В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых  условных связей играет сочетание определенного  действия с ежедневно повторяющейся  приятной мелодией или звуками пения  птиц (например, утром при пробуждении, перед зарядкой и т. п.), бодрого  марша (при подготовке к прогулке) и т. п. Также можно использовать демонстрацию мультфильмов, диафильмов, кукольных и других спектаклей, концертов, приглашая, например, самодеятельные детские  коллективы из ближайших школ.

    Дети  должны иметь возможность наблюдать  разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т. п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения  людей между собой и с остальной  живой природой) природе.

    Не  менее важную роль играют эмоциональные  воздействия на ребенка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребенка.

    Критерием правильного воспитательного подхода  может служить состояние психологического, а для младших детей-- психофизиологического комфорта. Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического состояния ребенка вовсе нет необходимости идти у него на поводу и угождать ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные приемы: переключение и отвлечение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие.

    Для доведения же до сознания ребенка  неправильности его поступка можно  использовать оценку поведения другого  ребенка или сказочного персонажа, героя мультфильма и т, п. в  аналогичной ситуации. Причем как  хороший, так и плохой поступок персонажа  в этой же ситуации, при правильном и доступном объяснении его воспитателем, обогащает социальный опыт ребенка  и позволяет ему усвоить понятия  о том, «что такое хорошо и что  такое плохо».

    Наглядный пример играет огромную роль в воспитании и обучении детей. Но с формированием  речи не менее, а иногда и более  существенное воздействие на развитие оказывает слово.

    Большое место и системе работы с детьми, родители которых страдают алкоголизмом, отводится психотерапии.

    Психотерапия- это комплексное лечебное воздействие на психику человека с целью устранения болезненных переживаний и изменения отношения к себе, своему состоянию и. окружающей среде. Психотерапия детского возраста имеет свои специфические особенности, в ней большое внимание уделяется приемам отвлечения и переключения. Важной задачей психотерапии детей родителей, страдающих алкоголизмом, является развитие у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и этических установок. Психотерапия и психолого-педагогическая коррекция у детей и подростков тесно взаимосвязаны и составляют суть лечебной педагогики.

    Процесс психотерапии осуществляется поэтапно. На первом этапе устанавливается  контакт с ребенком, на втором раскрывается сущность его конфликтных переживаний, и на третьем этапе используются разнообразные приемы, помогающие ребенку  избавиться от этих переживаний, зависимости  от возраста выбираются наиболее рациональные методы психотерапии. С детьми дошкольного  возраста широко применяется игровая  психотерапия, с младшими школьниками  используется также и рисование, а с детьми старше 10 лет подключается планомерное проведение специальных  бесед. Полезным является также прием  психотерапевтической кукольной драматизации.

    Все приемы психотерапии с детьми 5- 6 лет  и старше сопровождаются разъясняющей психотерапией. Ребенку логически  обоснованно объясняют причины  его трудных взаимоотношений  с товарищам и. учителями, обсуждают с ним различные жизненные проблемы: стремятся к тому, чтобы ребенок по возможности адекватно оценил себя, свое состояние и характер взаимодействия ею с окружающими.

    В основе психотерапевтической работы с  подростками из семей больных  алкоголизмом лежит длительное, сначала  в условиях индивидуальной, а затем  групповой психотерапии обсуждение следующих проблем: в чем смысл  жизни; что может принести удовлетворение в жизни, почему одни люди идут по пути самопожертвования и самоотдачи, а другие- потребления и корысти; почему одни способны на подвиг, а другие на преступление и т. п. Обсуждение этих вопросов предполагает большую просветительную работу, вызванную необходимостью как ликвидации пробелов в знаниях таких подростков, так и развития их самосознания.

    В индивидуальных беседах психотерапевт  обычно выясняет, какова система ценностей  подростка (что он считает для  себя наиболее значимым, каковы его  интересы), какова его самооценка, и  каких областях возникают у него притязания и каков их уровень  и г. д. В дальнейшем проводится работа по выработке адекватной самооценки, формированию притязаний в социально  значимых и идах деятельности, изменению  ценностных ориентации. Наряду с этим психотерапевт принимает участие в создании нормальных взаимоотношений подростков со сверстниками в учебном или трудовом коллективе.

    Взаимодействие  психотерапевта с детьми и подростками  должно строиться на основе глубокого  понимания психологических механизм он поведения ребенка. Как указывалось выше, в поколении детей и подростков из семей больных алкоголизмом нередко отмечаются более или менее выраженные расстройства, берущие начало в их характерологических реакциях. Последние во взаимодействии с окружающей средой приобретают характер стойких патологических форм реагирования, во многом предопределяя патологические направления развития личности.

    К сожалению, проблема детерминации поведения  до сих пор является недостаточно разработанной, что определяется в  первую очередь чрезвычайной сложностью объекта воздействия - ребенка. В связи с этим очень трудно определить, какой будет реакция, если применить конкретный стимул. Тем не менее, прогнозирование характера реагирования ребенка на ту или иную ситуацию не является безнадежным делом.

    Врач-психотерапевт  А.И. Захаров считает, что сначала  на основе данных, полученных в процессе индивидуальной беседы и наблюдения за поведением ребенка, необходимо составить  программу оказания помощи. Цель такой  программы - помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению  со сверстниками. В первую очередь, это переживание, возникшее в  результате беспокойства, страха, обиды  и неуверенности в себе, скованности, нерешительности в общении, неспособности  контролировать свои чувства.

    Коррекция поведения, по мнению А.И. Захарова, может  успешно осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором  моделируется, отражается доступная  пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развития воображения и расширения круга общения, приобретаются новые знания и умения. Кроме этого, через игру, возможно, дать осознать ребенку недостатки своего характера и найти оптимальные пути решения проблемных или конфликтных ситуаций общения. Для этого можно использовать в виде игры реальные условия.

    Они имеют более определенный сценарий, заставляют ребенка вырабатывать план действий. В процессе проигрывания различных ситуаций происходит обучение приемам поведения, что значительно  облегчает процесс адаптации.

    В раннем возрасте, когда ребенок уже  способен к самостоятельной элементарной деятельности, необходимо полнее использовать возможности игры с песком и водой.

    Наблюдения  за детьми родителей- алкоголиков показывают, что в играх с водой и песком в значительной степени преодолевается их не целенаправленность, хаотичность, быстрая пресыщаем ость. Воспитатель должен привнести в игру ребенка определенный смысл или задать мотив деятельности. Замечено, что игра с водой и песком способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражительности, возбудимости.

    Сюжетно-ролевые  игры могут использоваться психотерапевтом, как для диагностических, так  и коррекционных целей. В этих играх ярко проявляются эмоциональные  отношения ребенка к людям  и предметам. Правильное, желательное  поведение того или иного героя  игровой ситуации обязательно поощряется, оценивается и вознаграждается.

    Музыка  может способствовать созданию благоприятного фона для других видов психотерапии. Рисование, рациональная и игровая  психотерапия под музыку открывают  большие возможности для преодоления  конфликтных переживаний, нормализации эмоционального состояния.

    Таким образом, вопрос реабилитации и коррекции  психических и личностных нарушений  у детей из семей алкоголиков  остается изученным не в полной мере. Однако, учитывая комплексный характер патологических изменений в эмоционально-волевой  сфере, в личностном развитии и поведении  для таких детей можно с  успехом применять общеизвестные  методы психотерапии, музыкотерапии.

    Особенность психолого-педагогической работы с  детьми является то, что наиболее эффективными направлениями будут те, которые  предполагают активную, внешне проигрываемую  деятельность самого ребенка. Игра, рисование, лепка, пение, и другие формы работы ребенка позволяют ему вынести во вне объекты самопознания. Кроме этого, большой упор необходимо делать на удовлетворение сенсорной натуры ребенка и развития его речи. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Психологические основы социальной реабилитации

    Более пятидесяти процентов сегодняшних  алкоголиков являются детьми алкоголиков, кроме того, у миллионов людей  имеются иные серьёзные проблемы. Очень важно уберечь детей  от мучительных лет молчания, стыда, страданий. Социальные работники могут  сыграть важную роль в этом процессе посредством эффективных профилактических мер. И индивидуально, и коллективно  социальные работники должны стать  голосом и твёрдой силой для  детей, которые не всегда могут высказаться  в собственную защиту. В этом процессе можно использовать методы, которыми пользуются врачи-психологи, такие  как: точная информация, подходящая для  детей данного возраста, обучение навыкам, установление связей и привязанностей, вытекающих из здоровых отношений.

    В семьях алкоголиков царит правило, сводящееся к отказу, обману чувств, принципу “никаких разговоров”. Таким  образом, дети алкоголиков часто  не понимают, что происходит у них  в семье. Поэтому не удивительно, что они во всём обвиняют себя. Преобладающее  у многих детей чувство - это не страх, гнев или обида; это - постоянное непреодолимое замешательство.

    Детям алкоголиков нужна точная информация об алкоголе, о прочих наркотиках, а  также об алкоголизме как о  болезни. Узнав об отрицании, провалах памяти, рецидивах и исцелении, дети могут не только понять, что происходит у них в семье, а также понять, что они не должны себя за это  винить, и что они не могут всё  изменить к лучшему. Крайне важно  преподнести эти важные факты  детям, учитывая их возраст, чтобы они  не были более потрясены, отягощены  и не испытывали бы замешательство.

Информация о работе Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей