Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 23:25, реферат

Описание работы

Алкоголизм-это болезненное пристрастие к алкоголю, развивающееся вследствие привычного его употребления и ведущее к утрате человеком социально ценных духовных и физических качеств. Борьба с алкоголизмом в нашей стране и в мире приобретает все большую актуальность. Это связано с тем, что данное заболевание наносит вред не только здоровью пьющего, но и является комплексной проблемой, включающей ряд аспектов: социальный, экономический, воспитательный, правовой, психологический. Особую тревогу вызывает проблема семейного алкоголизма.

Файлы: 1 файл

Алкоголизм родителей и его последствия на психическое развитие детей.docx

— 39.21 Кб (Скачать файл)

    Вот то, что важно слышать детям  алкоголиков:

    Алкоголизм-- это болезнь.

    Ты  не можешь улучшить создавшегося положения.

    Ты  достоин того, чтобы тебе помогли.

    Ты  не один.

    Есть  надёжные люди и организации, которые  могут помочь.

    Есть  надежда.

    Дети  алкоголиков попадают в группу повышенного  риска в отношении поведенческих  и эмоциональных проблем. Давая  детям возможность приобрести разнообразные  жизненные навыки, вы помогаете им справляться со многими проблемами. Например, некоторые дети сталкиваются с тяжёлыми ситуациями, связанными с избиениями в семье, с заброшенностью и прочими проблемами. Эти дети могут обучиться разнообразным  методам преодоления тяжёлой  ситуации и уходу за собой. Другие дети алкоголиков могут позволить  своим отрицательным эмоциям  накопляться внутри до тех пор, пока дети не будут готовы разразиться  гневом, или у них не разболится голова и живот. Психолог может научить их, как выражать свои чувства здоровым образом, особенно надёжным людям, которым они могут доверять. У других детей может не хватать уверенности и чувства собственного достоинства. Эти дети могут научиться любить и уважать себя через жизненные ситуации, которые дают им возможности преуспеть и расцвести.

    Обследования  эластичности подтвердили важность мероприятий по обучению навыкам  и бросили свет и на прочие важные навыки. Обследование эластичности рассматривает  несколько защитных факторов, позволяющих  частным лицам преодолеть препятствия  и оправиться от неблагоприятной  обстановки. Доктор Эмми Вернер провела  продольное обследование и обнаружила многие аспекты, которые позволят детям  углубить свои силы и гибкость. Примером служат:

    Автономия и независимость;

    Прочная социальная ориентация и социальные навыки;

    Способность участвовать в действиях, требующих  проявления услужливости;

    Методы, позволяющие справляться с эмоционально опасными жизненными ситуациями;

    Способность конструктивно воспринимать собственные жизненные ситуации;

    Способность заслужить положительное внимание со стороны других;

    Способность сохранять оптимистичный взгляд на жизнь;

    Установление  близкой связи с другими людьми.

    Даже  если они вернутся в семьи с  активной аддикцией, дети алкоголиков, получившие вышеописанную помощь, будут лучше готовы реагировать на всевозможные проблемы, с которыми им придётся сталкиваться.

    Несмотря  на то, что точная, подходящая для  конкретного детского возраста информация и обучение навыкам безгранично  помогают детям, самым важным даром  являются те установленные связи  и привязанность, которые они  приобретают через здоровые отношения  с другими людьми. Из-за нарушенных обещаний, грубых слов и угроз жестокого  отношения к ним дети, растущие во многих семьях алкоголиков, слишком  хорошо выучивают правило “Не  верь”; молчание и изоляция могут  стать их постоянными спутниками.

    Создание  доверия - это процесс, а не событие. Ключом к нему является время. При  лечении у психолога этот процесс  может стать критически важным событием в жизни ребёнка из семьи алкоголика. По мере развития терапевтического процесса слова психолога начинают приобретать  дополнительное значение и важность, поскольку ребёнок начинает глубоко  анализировать источник произносимых слов. Может оказаться, что ребёнок  будет впервые слышать точную информацию об алкоголизме в совершенно новом свете. Более того, ребёнок  может укрепить собственные сильные  стороны и собственную гибкость в результате сознательного моделирования  поведения заботливого взрослого.

    Психологи, работающие с детьми алкоголиков, особенно должны заботиться о том, чтобы их клиенты смогли установить положительные  взаимоотношения с другими людьми и чтобы они были уверены в  собственных способностях и в  собственной ценности. Чтобы помочь клиентам, имеющим родителя-алкоголика, преодолеть личные чувства неполноценности, следует учитывать два важных аспекта: условия, позволяющие установить положительные отношения с другими, и способы снижения чувства беспомощности.

    Особенно  важной для психолога должна быть способность ребёнка развивать  и поддерживать хорошие основные отношения с другими. Вполне вероятно, что у многих детей и подростков, лечащихся у психологов, отсутствуют  желательные взаимоотношения с  их сверстниками или с взрослыми. У многих детей алкоголиков имеется  то, что психологи именуют проблемой  “социальной отчуждённости”. Их отношения  с другими людьми являются поверхностными, а число и интенсивность их контактов с другими людьми ограничены. Работая с такой проблемой, психолог должен быть особенно чувствителен в  вопросах оценки сильных и слабых сторон общения детей алкоголиков  с другими людьми. Психологи должны опираться на уже существующие отношения, чтобы содействовать созданию более  прочных, а также новых социальных связей для своих клиентов.

    Психологи имеют много стратегий для  оценки природы взаимоотношения  человека с другими людьми. Например, один метод оценки уровня влияния  других людей на детей алкоголиков - это социограмма. Социограмма - это ряд окружностей, в которых субъект - или клиент - представлен в центральной окружности, или “яблоке мишени”. Следующий крупный круг представляет “близких людей” клиента - людей, наиболее эмоциально близких и важных клиенту. В этот круг обычно входят члены семьи и близкие друзья. По мере добавления других кругов, каждый последующий круг будет оказывать на клиента всё меньшее влияние. Заполняя имёна людей в каждом круге с помощью клиента, психолог в состоянии получить информацию о том, в какой степени разные люди влияют на клиента.

    Хотя  психолог подчеркивает важность развития новых связей, обычно необходимо проанализировать текущие и прошлые отношения  с родителями. Например, клиент может  перейти от отношений, характеризовавшихся  крайним волнением и любовью, к отношениям, характеризуемым отчаянием  и горечью. Крайне важно помочь детям  алкоголиков правильно относиться к родителям. Это - то отношение, избежать которого они могут очень редко, вне зависимости от их возраста или  от того, покинули ли они дом.

    Однако  психолог не должен стремиться к достижению родителями клиента трезвости и  не должен сосредотачивать внимания на том, чтобы изменить родителей. Психолог, работающий только с клиентом, а  не с семьёй клиента, должен заботиться о физическом и эмоциальном выживании клиента. Определённая работа психолога в такой ситуации должна сосредоточиться на том, чтобы обучить клиента, “как выжить, имея родителя-алкоголика”. В связи с этим, психолог должен способствовать тому, чтобы клиент обсуждал свои чувства о данной ситуации и о себе лично, а не сосредотачивал обсуждение на своих родителях-алкоголиках. Важным является стремление психолога помочь ребёнку обзавестись большим количеством полезных и здоровых взаимоотношений в семье со своими родителями, братьями и сёстрами, а также с другими людьми вне семьи. Другими словами, не достаточно выживания только в домашней среде.

    Взаимоотношения с людьми вне семьи могут также  создать структуру для выживания  клиента и для роста клиента  как личности. Дружба со сверстниками сыграет важную роль в здоровом личном развитии ребёнка. Поэтому психолог должен уделить значительное внимание тому, чтобы помочь детям алкоголиков  развить отношения с их сверстниками.

    При работе с клиентами, у которых  мало здоровых отношений со сверстниками, психолог может сосредоточиться  на развитии у них различных социальных навыков. Например, некоторые психологи  могут поощрять посещение клиентом различных общественных мероприятий, где он или она может познакомиться  с новыми людьми. Клиенты из семей  алкоголиков, у которых плохо  развито чувство собственного достоинства, явно видят себя как людей неинтересных и считают, что никому не нравится с ними разговаривать. Если психолог в состоянии помочь клиенту развить  положительное представление о  себе в своих отношениях с другими  людьми, с которыми он или она  входит в контакт, психолог сделает  важный шаг, помогая клиенту делать надстройки на данном фундаменте для  установления эффективных важнейших  взаимоотношений, необходимых для  его роста в семье и вне  семьи.

    Дети, растущие в семье алкоголика, часто  убеждены, что они не обладают ресурсами  или методами для уменьшения пьянок или драк своего родителя. Эта ощущаемая потеря чувства контроля может перейти в другие аспекты жизни, включая учёбу в школе. Более того, это чувство беспомощности может проникнуть во все аспекты их жизни.

    Когда клиент испытывает чувство беспомощности  во всех своих отношениях, психолог сталкивается с его отношением “я ничего не могу поделать”. Большинство  подобных чувств возникает у клиента  ввиду отсутствия у него или у  неё ценной для него или её самобытности. Часто дети алкоголиков не в состоянии  видеть собственных достижений отдельно от достижений своего родителя-алкоголика, и они недоумевают, не зная как  помочь себе. Психологи должны убедиться, что их клиенты приобрели чувство  собственного достоинства и способность  оценивать свои достижения, вне зависимости  от их личностей как детей алкоголиков. Для этого их разговоры с клиентами  должны не касаться обстановки в семье, а больше сосредотачиваться на стремлениях  и ожиданиях клиента вне ощущаемых  семейных нужд.

    Одна  из стратегий при работе с детьми алкоголиков заключается в том, чтобы помочь им понять, что они  не могут изменить чужое поведение, воздействие которого им может придётся переносить. Однако они могут научиться сдерживать своё личное поведение, достижения и чувства. Если психолог поможет клиенту развить чувство самообладания над собственной жизнью, он будет способствовать открытию клиентом того, что он или она - это личность с правильными и ценными чувствами, качествами и способностями. При работе над чувством беспомощности, развитие у клиента чувства ценной самобытности может привести к нахождению клиентом внутренних ресурсов. Эти ресурсы могут улучшить способности клиента определять результаты поведения своих родителей-алкоголиков, хотя они не могут сдерживать поведения своих родителей.

    Другими словами, важно, чтобы дети алкоголиков, подобно другим, развили чувство  личной ответственности за многое, что с ними произойдёт. К сожалению, довольно часто дети алкоголиков  делают вывод, что их несчастье или  счастье - это результат чужого поведения. Довольные или недовольные, они  осознают неспособность распоряжаться  собственной жизнью. Работая с  такими клиентами, психолог не должен допускать того, чтобы клиент вместо того, чтобы по-прежнему возлагать  всю ответственность за свои проблемы на родителей, теперь бы стал возлагать  ответственность за своё с частье на психолога.

    Помощь  детям алкоголиков в том, чтобы  разобраться в своих чувствах и установить эффективные отношения  с другими людьми, будет очень  полезна для преодоления воздействия  родителя-алкоголика. Более того, психолог сможет помочь, если он или она поможет  таким детям развить чувство  уверенности в самих себе. Клиенты  должны верить в то, что они в  состоянии контролировать чувства, вызываемые происходящими в их жизни  событиями. Они должны знать, что они в состоянии повлиять на то, что должно произойти. Если психологу удастся развить у своих пациентов такую самоуверенность, то успех психолога превзойдёт просто помощь клиенту в том, как выжить в семье алкоголика. В таком случае, помощь психолога может означать, что клиент не станет одним из 25-30% детей алкоголиков, кто сами стали алкоголиками. 
 

Информация о работе Алкоголизм родителей и его влияние на психическое развитие детей