Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности у студентов среднего профессионального образования.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
1) Студенты русского, хакасского, тувинского этносов имеют различия в типах этнической идентичности.
2) Студенты среднего профессионального образования, принадлежащие к малому этносу – хакасскому, тувинскому имеют в большей степени выраженность защитных механизмов культуры, при контакте с доминирующей русской.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 . Теоретический анализ проблемы этнической идентичности.
1.1 Понятие идентичности ………………………………………………………6
1.1 Содержание этнической идентичности…………………………………….10
1.3 Проблема этнической идентичности в зарубежной науке……………….12
1.4 Исследование этнической идентичности в отечественной науке……….16 Глава 2. Анализ особенностей этнической идентичности .
2.1 Программа исследования………..………………………………………….18
2.2 Результаты исследования этнической идентичности…………………..…20
Заключение……………………………………………………………….……..28
Библиографический список ……………………………………………….…29
Оглавление:
Введение…………………………………………………………
Глава 1 . Теоретический анализ
проблемы этнической идентичности.
1.1 Понятие идентичности ………………………………………………………6
1.1 Содержание этнической идентичности…………………………………….10
1.3 Проблема этнической идентичности
в зарубежной науке……………….12
1.4 Исследование этнической идентичности
в отечественной науке……….16
2.1 Программа исследования………..…………………………………
2.2 Результаты исследования этнической
идентичности…………………..…20
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список ……………………………………………….…29
Приложение……………………………………………………
Введение
Курсовая работа
посвящена исследованию
Проблема исследования этнической
идентичности возникает в работах многих
ученных, но до настоящего времени является
актуальной и недостаточно изученной.
В данный момент времени, в условиях
нарастания интенсивности международных
коммуникаций, развития средств массовой
информации и роста миграций современное
общество является крайне разнородным
в этнокультурном отношении и характеризуется
этнокультурной «мозаичностью» (В.А. Тишков).
Это обусловливает усиление межэтнической
напряженности и возрастание роли этнических
факторов в поведении человека, как на
социальном, так и на личностном уровнях.
(Н.М. Лебедева, 1993; А.А. Сусоколов, 1990). В
поликультурном обществе, которое
трансформируется одним из самых важных
предикторов межэтнических отношений
является этническая идентичность.
Исследованием проблем
этнической идентичности
Объект исследования: этническая идентичность.
Предмет исследования: особенности этнической идентичности
студентов среднего профессионального
образования русского, хакасского и тувинского
этносов.…………………………………………………………
Цель исследования:
выявить особенности этнической идентичности
у студентов среднего профессионального
образования.
Гипотезой
исследования послужили следующие предположения:
1) Студенты русского, хакасского, тувинского
этносов имеют различия в типах этнической
идентичности.
2) Студенты среднего профессионального
образования, принадлежащие к малому этносу
– хакасскому, тувинскому имеют в большей
степени выраженность защитных механизмов
культуры, при контакте с доминирующей
русской.
Задачи исследования:.................
1) Провести анализ и обобщение теоретических
подходов к изучению этнической идентичности.……………………………………………
2) Определить стратегии защиты идентичности
и типы этнической идентичности студентов
среднего профессионального образования
русского этноса.
3) Определить стратегии
защиты идентичности и типы
этнической идентичности студентов
среднего профессионального
образования хакасского
4) Определить стратегии защиты идентичности
и типы этнической идентичности студентов
среднего профессионального образования
тувинского этноса.……………………………………………………………
5) Сопоставить стратегии защиты идентичности
и типы этнической идентичности студентов
среднего профессионального образования
русского, хакасского, тувинского этносов.………………………………………………..
Новизна работы
заключается в том, что нами были изучены
стратегии защиты у малых этносов -
хакасского и тувинского, и получены новые
результаты с помощью, которых мы можем
определить межнациональные отношения
между представителями русского, хакасского,
тувинского этносов.
Практическая
значимость заключается в том,
что на основе полученных результатов
при изучении особенностей этнической
идентичности можно осуществлять прогноз
межнационального взаимоотношения,
а так же возможности возникновения психической
дезадаптированности и напряженности
в отношениях между студентами русского,
хакасского, тувинского этносов. Знания
этого позволит нам иметь более полное
представление о межнациональных взаимоотношениях
в нашей Республике. Необходимость
изучения особенностей этнической идентичности
заключается в том, чтобы не допустить
межнациональных конфликтов среди представителей
разных этносов.…………………………………………………..
Методологическую и теоретическую основу
исследования составляет психосоциальный
подход Э. Эриксона.…………………………………………
В исследовании
приняли участие в общей сложности 267
человек разных этносов из них 193 человека
– русского этноса; 38 человек хакасского
этноса; 14человек – тувинского этноса
и 22 человека, относящие себя к другим
этносам.
Методы
исследования. Для решения поставленных
задач и проверки исходных предположений
был использован комплекс методов:
- теоретический анализ литературы по
проблеме исследования;
- эмпирические методы – анкетирование.
Были использованы: опросник «Стратегии
защиты идентичности» Г. Бреквелла – Г.
Томэ; методика «Типы этнической идентичности»
Г.У. Солдатовой.…………………............
- методы математико-статистической
обработки и представления данных
с помощью табличного процессора MS Excel
ХР 2007. В процессе математико-статистической
обработки был использован t-критерий
Стьюдента для оценки достоверности различий
между группами.
1 . Теоретический анализ проблемы этнической идентичности.
Теоретическая
и эмпирическая разработка
Детальная разработка феномена
идентичности была представлена в известной
работе Э.Эриксона «Детство и общество»
(1950). Идентичность (лат. identicus –
тождественный, одинаковый) – осознание
личностью своей принадлежности к той
или иной социально – личностной позиции
в рамках социальных ролей и Эго состояний
(Эрик Эриксон, 1996). Э. Эриксон разработал
концепцию психосоциальной идентичности,
которая близка к современному пониманию
феномена социальной идентичности. С точки
зрения Эриксона (1976), только часть идентичности
осознаваема, часть находится в области
в предсознания, а по большей части она
расположена в бессознательном, может
даже подвергаться вытеснению. Психосоциальная
идентичность - продукт взаимодействия
между обществом и личностью. В качестве
опосредующего инструмента идентификации
выступает «идеология» - систематизированная
совокупность идей и идеалов. В своей работе
«Понятие идентичности в межрасовом взаимодействии»
Эриксон формулирует концепцию отрицательной
идентичности, основными компонентами
которой являются следующие положения:
1. Психологическая идентичность каждого человека содержат иерархически организованные позитивные и негативные элементы. В детстве человек сталкивается не только с идеалами, но и с прототипами зла. Таким образом личность получает представление о том, кем она не должна стать. Позитивная идентичность находится в состоянии вечного конфликта с идентичностью негативной.
2. У человека, принадлежащего к подавляемому меньшинству, происходит смешение собственной негативной идентичности с отрицательными образами этого меньшинства, сложившимися у доминирующей группы, в результате чего развивается чувство неполноценности и ненависти к себе.
3. Доминирующая группа отчасти заинтересована в сохранении такой негативной идентичности меньшинства, поскольку она служит защитой от осознавания большинством своей собственной негативной идентичности. Эта защита позволяет большинству чувствовать свое превосходство и целостность (А.Е. Микляева, П.В. Румянцева, 2008).
Основной кризис
идентичности приходится на юношеский
возраст. Итогом этого этапа развития
является либо обретение «взрослой идентичности»,
либо задержка в развитии, так называемая
диффузная идентичность.
Интервал между юностью и взрослым состоянием,
когда молодой человек стремится путем
проб и ошибок найти свое место в обществе,
Эриксон назвал психическим мораторием.
Острота этого кризиса зависит как от
разрешенности более ранних кризисов
(доверия, независимости, активности и
др.), так и от всей духовной атмосферы
общества. Непреодоленный кризис ведет
к состоянию острой диффузной идентичности,
составляет основу специальной патологии
юношеского возраста.…………………………………..
регрессия к инфантильному уровню и желание
как можно дольше отсрочить
обретение взрослого статуса; смутное,
но устойчивое состояние тревоги; чувство
изоляции и опустошенности; постоянное
пребывание в состоянии чего-то такого,
что может изменить жизнь; страх перед
личным общением и неспособность эмоционально
воздействовать на лиц другого пола; враждебность и презрение ко
всем признанным общественным ролям, вплоть
до мужских и женских; презрение ко всему
отечественному и иррациональное предпочтение
всего иностранного (по принципу «хорошо
там, где нас нет»). В крайних случаях имеет
место поиск негативной идентичности,
стремление «стать ничем» как единственный
способ самоутверждения (И.С. Клецина,
2001).…………………………………………
В работах А.Уотерман акцентируется ценностно-волевой
аспект развития идентичности. Он предполагал,
что сформированная идентичность включает
в себя выбор целей, ценностей и убеждений.
Этот выбор актуализируется в период кризиса
идентичности и является основанием для
дальнейшего определения смысла жизни.
Исследования идентичности, проводимые
в рамках интеракционистской орие
В рамках когнитивистской ориен
Таким образом, работы, посвященные
изучению идентичности и социальной идентичности,
значительно отличаются друг от друга,
имеют как сильные, так и слабые стороны.
Этническая идентичность — составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности. В ее структуре обычно выделяют два основных компонента — когнитивный (знания, представления об особенностях собственной группы и осознание себя как ее члена на основе определенных характеристик) и аффективный (оценка качеств собственной группы, отношение к членству в ней, значимость этого членства) (Т.Г. Стефаненко, 1999). Некоторые авторы выделяют и поведенческий компонент социальной идентичности, понимая его как реальный механизм не только осознания, но и проявления себя членом определенной группы, «построение системы отношений и действий в различных этноконтактных ситуациях» (Л.М. Дробижева, 1996.).
Эмоциональный компонент
этнической идентичности, по мнению
многих исследователей, является
доминирующим: достоинство, гордость,
обиды, страхи являются
Приблизительно с 60-70 годов XX столетия
в мировом масштабе наметились активные
этнические процессы, характеризующиеся
стремлением многих народов разных регионов
сохранить свою этническую самобытность,
подчеркнуть уникальность бытовой культуры
и этнопсихологического склада. Наблюдается
«всплеск» у многих миллионов людей этнической
идентичности, иначе говоря, активный
генезис национального самосознания и
этноидентичности (Н.М. Чаркова, И.С. Чаркова,
2008).
Информация о работе Анализ особенностей этнической идентичности .