Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:16, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности этнической идентичности у студентов среднего профессионального образования.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
1) Студенты русского, хакасского, тувинского этносов имеют различия в типах этнической идентичности.
2) Студенты среднего профессионального образования, принадлежащие к малому этносу – хакасскому, тувинскому имеют в большей степени выраженность защитных механизмов культуры, при контакте с доминирующей русской.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 . Теоретический анализ проблемы этнической идентичности.
1.1 Понятие идентичности ………………………………………………………6
1.1 Содержание этнической идентичности…………………………………….10
1.3 Проблема этнической идентичности в зарубежной науке……………….12
1.4 Исследование этнической идентичности в отечественной науке……….16 Глава 2. Анализ особенностей этнической идентичности .
2.1 Программа исследования………..………………………………………….18
2.2 Результаты исследования этнической идентичности…………………..…20
Заключение……………………………………………………………….……..28
Библиографический список ……………………………………………….…29
Этнопсихолог Т.Г. Стефаненко объясняет усиление внимания к этнической идентичности психологическими причинами: «…Причастность к этнической общности дает необходимые ориентиры и опору в жизни, так как этнос выступает в качестве «аварийной группы поддержки». Кроме того, этническую идентичность актуализирует интенсификация межэтнических контактов (трудовая миграция, студенческие обмены, беженцы, туризм, общение с помощью «Интернета», спутникового телевидения), так как именно в результате сравнения можно ощутить этническое своеобразие и уникальность» (О.Н. Стрижнев, Т.Б. Гусева, 2008).
В нашей стране понимание этничности как приписываемого качества часто встречает отторжение на уровне обыденного сознания. Так, в этносоциологическом исследовании, проведенном А.Г. Зравомысловым, 48% опрошенных россиян продемонстрировал сакральное по терминологии Э. Дюркгейма, понимание этнической принадлежности – национальность дана человеку от природы или от бога и менять ее нельзя. И только 9,7% придерживались мнения, что человек вправе делать сознательный выбор национальности. Как бы то ни было, в процессе социализации, когда новому поколению передаются нормы и ценности социокультурной среды, ребенок приобретает новые знания о межэтнических различиях и все более четко определяет свою принадлежность к определенной группе. В результате в подростковом возрасте каждый новый член общества оказывается «приписанным» к той или иной этнической группе (Т.Г. Стефаненко, 2009).
Таким образом,
обретение человеком целостной
этнической идентичности
Одним из
первых концепцию развития у
ребенка осознания
Феномен этнокультурной идентичности
широко изучается в современной американской
психологии. Под влиянием социальных,
культурных и психологических событий
60-х гг. ХХ в.У. Холл, У. Кросс и Р. Фридл охарактеризовали
влияние событий тех лет на процесс трансформации
идентичности афро-американцев как изменение
самого характера отношений между черными
и белыми американцами. Трансформация
происходила в направления от переживаний
Я-концепции, в соответствии с которой
большинство чернокожих американцев сами
себя считали неадекватными, неполноценными,
не способными отвечать за себя.
Наиболее полные разработанные модели
трансформации идентичности афро-американцев
были предложены У. Кроссом и Б. Джексон.
Оба исследователя не зависимо друг от
друга создали концепции четырехэтапного
процесса формирования этнокультурной
идентичности. У Кросс включил в свою модель
четыре этапа: доконтактный, контактный,
иммерсионный, интернализационный. Согласно
модели У. Кросса, на доконтактном этапе
для чернокожих характерно такое мировосприятие,
как будто они сам не чернокожие, но антогонисты
и полная противоположность чернокожим.
На следующем, контактном этапе чернокожий
индивид осознает свою принадлежность
к этнокультурно дифференцированной социальной
группе и начинает вести себя как представитель
особой группы. На иммерсионном этапе
происходит отвержение любых ценностей
и установок, не имеющих отношение к своей
расово – этнической группе, и «полное
погружение» в культуру своей группы.
На этапе интернализации индивид обретает
внутреннюю стабильность личности и начинает
принимать во внимание ценности и установки,
находящиеся за пределами той этнокультурной
группы, с которой они теперь себя индентифицируют.
Б. Джексон назвал
свою четырехэтапную концепцию
моделью процесса формирования
черной идентичности. На первой стадии
– стадии пассивного принятия – афро-американец
конформно принимает социальные, культурные
и институциальные нормы, определенные
белыми. На второй стадии – стадии активного
сопротивления – афро-американец пытается
отвергнуть все, что связано с белыми,
и избавиться от любых форм белого влияния
на свою жизнь. На третьем этапе – стадии
изменения направленности – афроамериканец
больше не восхищается и больше не призирает
ничего из того, что связано с белыми, считая
все это иррелевантным черной культуре.
Наконец, на четвертой стадии – стадии
интернализации – афро- американец признает
и адекватно оценивает уникальность черной
культуры.
Несмотря на то, что модели формирования
этнокультурной идентичности, разработанные
У. Кроссом и Б. Джексон, направлены на
конкретно на афро-американское население
США, эти модели могут быть обобщены приминительно
к другим этнокультурным группам (Ю.В.
Ставропольский, 2003).
В исследованиях этнокультурной
идентичности в американской психологии
можно выделить два общих направления.
Первое направление характеризуется представлением
об этнокультурной идентичности как статичном
феномене, допускающем выделение устойчивых
типов. Отличительной особенностью второго
направления является отказ от типологизации
и замена статистической перспективы
динамической. Вместо выделения типов
идентичности в русле второго подхода
выделяются стадии единого процесса формирования
этнокультурной идентичности. Стадийный
подход в отличие от типологизационного,
описывает не личностные типы, а те этапы
развития, которые проходит личность.
Соответственно, социальные установки
и поведение индивида понимаются не как
фиксированные и изначально заданные
принадлежностью к той или иной культуре,
а как гибкие и пластичные, как функция
определённого этапа формирования личностной
идентичности (Ю.В. Ставрапольский, 2003).
Таким образом, работы, посвященные изучению идентичности и социальной идентичности, с одной стороны, предвосхитили рассмотрение этнической идентичности, а, с другой стороны, в настоящее время являются неотъемлемой частью ее изучения.
В настоящее
время этническая идентичность
чаще всего рассматривается
Методологические и концептуальные разработки этнической идентичности в русле развития личности отражены в работах Л.Н. Гумилева, Б.Ф. Поршнева, а также И.С. Кона, Г.Н. Волкова, В.С. Мухиной и др.
Б.Ф. Поршнев разработал
историко-психологическую концепцию межгрупповых
отношений, основанную на оппозиционных
принципах «Мы — они». В исследованиях
Ю.В. Бромлея (1973), Л.Н. Гумилева
(1990), В.И. Козлова и других отмечается,
что психологические особенности индивидов
и групп обусловлены их этнической или
культурной принадлежностью. По мнению
B.C. Мухиной, структура самосознания
строится во временном и социальном пространстве
и при наличии одних и тех же звеньев имеет
различное наполнение в зависимости от
культуры, традиций, ценностных ориентаций
(В.С. Мухина, 1999).……………………
Этническая идентичность
является многокомпонентным психологическим
феноменом. Исследованию структуры
этнической идентичности посвящены работы
Н.М. Лебедевой, А.Н. Татарко и других.
А.Н. Татарко и Н.М. Лебедева в качестве
параметров, характеризующих компоненты
этнической идентичности, предлагают
рассматривать ее валентность (позитивность,
негативность) и определенность
(степень ясности осознания себя представителем
этнической группе).
С.В.Чешко определяет этничность как "групповую идентичность, производную от имманентного человечеству социального инстинкта коллективности и "легитимизируемую" посредством представлений об общем происхождении и специфичности своей культуры" (С.В. Чешко, 1994).
2. Анализ особенностей
этнической идентичности.
2.1 Программа исследования.
В исследовании приняли участие в общей сложности 267 человек разных этносов из них 193 человека – русского этноса; 38 человек хакасского этноса; 14человек – тувинского этноса и 22 человека, относящие себя к другим этносам. Исследование проводилось на студентах среднего профессионального образования «Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова».
рис.1 Показатель выборки: 72% русских; 14,2% хакасов; 5,6% тувинцев; 8,2% другие национальности.
Результаты, представленные
на рисунке 1, свидетельствуют
о том, что основной
Для исследования
особенностей этнической
Одной из форм кризисных трансформаций
этнической идентичности является рост
этнической нетерпимости (интолерантности).
Толерантность - интолерантность - главная
проблема межэтнических отношений в условиях
роста межэтнической напряженности.
Степень этнической толерантности оценивается
на основе следующих критериев: уровень
«негативизма» в отношении к собственной
и другим этническим группам, уровень
порога эмоционального реагирования на
иноэтническое окружение, степень выраженности
агрессивных и враждебных реакций по отношению
к другим группам.
Типы идентичности с различным качеством
и степенью выраженности этнической толерантности
были выделены на основе широкого диапазона
шкалы этноцентризма, начиная от «отрицания»
идентичности, когда фиксируется негативизм
и нетерпимость по отношению к собственной
этнической группе, до национального фанатизма
- высшей степени негативизма по отношению
к другим этническим группам (С.А. Трифонова,
2001.). Для оценки достоверности различий
между группами студентов различных этносов
мы использовали математико-статистическую
обработку с помощью t-критерия Стьюдента.
2.2 Результаты
исследования этнической
Изучения особенностей
этнической идентичности
В ходе исследования особенностей
стратегии защиты у студентов среднего
профессионального образования русского,
хакасского, тувинского этносов, нами
были получены следующие результаты (см.
табл. 1):………………….
Таблица 1
Результаты исследования стратегий защиты идентичности по опроснику «Стратегии защиты идентичности» Г. Бреквелла – Г. Томэ.
Техники защиты |
Средние значения |
Уровень значимости | ||||
русские |
хакасы |
тувинцы |
рус-хак |
хак-тув |
тув-рус | |
Интрапсихические защиты |
2,97 |
2,68 |
3,14 |
0,093~ |
||
Межличностные защиты |
2,70 |
2,75 |
2,87 |
0,016* |
0,048* |
|
Межгрупповые защиты |
2,12 |
2,03 |
2,20 |
0,006* |
||
Техника достижения |
1,85 |
1,93 |
2,11 |
0,027* |
0,099~ | |
Техника приспособления |
2,08 |
2,04 |
1,78 |
|||
Избегающие техники |
1,54 |
1,94 |
1,81 |
0,095~ | ||
Агрессивные техники |
1,59 |
1,49 |
1,84 |
0,001** |
0,053~ |
|
Защитные техники |
1,17 |
0,94 |
0,85 |
0,015* |
Данные таблицы
1 наглядно показывают, что преобладающей
техникой защиты у русских,
хакасов, тувинцев является инт
Таким образом, из анализа результатов
исследования стратегий защиты у студентов
среднего профессионального образования,
можно сделать вывод о том, что русским,
хакасам, тувинцам в большей степени присущи
такие стратегии защиты как интрапсихические,
межличностные, межгрупповые защиты. Самое
меньшее значение по защитным, агрессивным,
избегающим техникам. Представители тувинской
нации преобладают над русскими и хакасами
в интрапсихической, межгрупповой, межличностной
защитах, в технике достижения и агрессивной
технике. Это говорит нам о том, что студенты
данной нации больше, русских и хакасских
студентов испытывают потенциально угрожающие
ситуации и для сохранения идентичности
используют различные защитные механизмы
и стратегии преодоления трудностей, возникающих
в кризисных состояниях. Русским студентам
свойственны такие стратегии защиты идентичности
как техника приспособления и защитная
техника. Студентам хакасского этноса
присущи избегающие техники и техники
достижения.
Так же представляет интерес результатов исследования типов этнической идентичности студентов среднего профессионального образования русского, хакасского, тувинского этносов, представленных в таблице 2 (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования типов этнической идентичности по методике «Типы этнической идентичности» Г.У. Солдатовой.
Типы идентичности |
Средние значения |
Уровень значимости | ||||
русские |
хакасы |
тувинцы |
рус-хак |
хак-тув |
тув-рус | |
Позитивная ЭИ |
17,39 |
17,49 |
17,47 |
|||
Этноцентризм |
13,62 |
14,49 |
16,68 |
0,013* |
0,000** |
0,001** |
Индифферентность |
14,74 |
14,30 |
14,71 |
|||
Эноизоляционизм |
12,24 |
10,74 |
13,17 |
0,000** |
0,002** |
|
Этноигоизм |
12,68 |
11,36 |
12,37 |
0,000** |
0,046* |
|
Этнонигилизм |
10,34 |
10, 33 |
12,23 |
0,003** |
0,005** |
Как видно из
таблицы 2 у русских, хакасских
и тувинских студентов
Таким образом, проанализировав
типы этнической идентичности студентов
русского, хакасского, тувинского этносов,
можно сказать, что доминирующими типами
являются позитивная этническая идентичность,
этноцентризм. Наименьшие значения
выявлены по типам этнонигилизм и этноэгоизм.
У представителей тувинского этноса
в большей степени, чем у русских и хакасских
студентов, выражены: этноцентризм, этноизоляционизм,
этнонигилизм. Этноэгоизм больше присущ
представителям русской нации. Позитивная
норма больше выражается у хакасов, а одинаковые
значения были получены у русских и тувинцев
по типу этнической идентичности – индифферентность.
По анализу полученных результатов
можно утверждать, что наши гипотезы полностью
подтверждены. У студентов русского, хакасского,
тувинского этносов наблюдаются значительные
различия в типах этнической идентичности.
Также представители малых этносов –
хакасский и тувинский в большей степени,
чем представители русского этноса, имеют
предрасположенность к защитным механизмам.
Информация о работе Анализ особенностей этнической идентичности .