Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 14:34, дипломная работа
Цель исследования - выявление и реализация эффективных условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках английского языка.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что эмоционально-волевое развитие ребенка младшего школьного возраста на уроках английского языка будет проходить эффективно при соблюдении следующих условий:
-целенаправленное и систематическое использование специально подобранных игр и упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников;
-отбор игр и упражнений с учетом исходных уровней развития эмоционально-волевой сферы младших школьников
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА………………………………………………………………………………………...
1.1.Характеристика эмоционально-волевой сферы младшего школьника…….................
1.2. Значение игры в эмоционально-волевой сфере младшего школьника………………
1.3. Влияние уроков иностранного языка на эмоционально-волевую сферу младшего школьника……………………………………………………………......................................
Выводы по главе 1……………………………………………………………………………
2. ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 4"А" КЛАССЕ МБОУ ЛИЦЕЙ № 21
2.1. Анализ уровней развития эмоционально-волевой сферы обучающихся 4”А” класса МБОУ Лицей №21 …………………………………………………………………...
2.2. Комплекс игр для развития эмоционально-волевой сферы на уроках иностранного языка и рекомендации по развитию эмоционально-волевой сфере младших школьников на уроках иностранного языка ………………………..……………
Выводы по главе 2……………………………………..……………………………………...
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………………
Класс активно участвует в жизни школы и за ее пределами. Дети принимают участие в школьных и городских олимпиадах, в школьных праздниках и в других школьных мероприятиях. Учитель сумел привязать к школьной жизни не только детей, но и их родителей, они тоже активно принимают участие в жизни школы.
Класс достаточно сформирован, как классный коллектив, дети хорошо относятся друг к другу, в классе есть дружеские отношения. Но необходимо провести работу на сплочение детей в учебной деятельности.
Предстоящая работа затрагивала не весь класс, а только ее часть, тех детей которые изучали английский язык. Группа, изучающая английский язык состояла из 12 человек, из них 8 девочек и 4 мальчиков.
Для изучения эмоционально-
Цветовой тест отношений (
Рисуночная
методика носит проективный
Методика
заключается в следующем,
Необходимость использования для диагностики 2-х рисунков объясняется тем, что, во-первых, они показывают умение школьника рисовать; во-вторых, позволяют сравнить два рисунка по цвету, а, следовательно, и более точно определить эмоционально-волевое отношение к изображаемому; в-третьих, включение школьной темы в рисунок "Про самое интересное" свидетельствует о явно выраженном положительном отношении к школе.
В
целом, рисуночная методика
Для проведения теста необходимо иметь лист белой бумаги и цветные карандаши: красный, желтый, синий, зеленый, черный, коричневый, оранжевый, голубой, розовый. На листе бумаги с левой стороны должен быть нарисован квадрат размером 50x50 мм (правая сторона листа предназначена для рисунка).
Инструкция
1: «Ребята! Перед каждым из
вас лежат листок бумаги и
цветные карандаши. На листке
бумаги с левой стороны
Если у детей возникнут вопросы, то инструкцию следует объяснить индивидуально.
После
того как школьники справятся
с заданием, экспериментатор дает
инструкцию 2: «Ребята! Сейчас каждый
из вас нарисовал свое
Примечание. В таблице представлены не все, а только основные психические состояния детей младшего школьного возраста, отмеченные как наиболее часто встречающиеся в учебной деятельности.
При обработке результатов нужно также учитывать особенности изображения. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры рисунка часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры часто говорят об обратном (Е.И. Рогов, 1999).
Пользуясь данной методикой,
Цвет (в квадрате) |
Рисунок |
Состояние |
Красный |
Тетрадь Парта Доска Школьные атрибуты |
Активность (активация) |
Красный, сочетание красного и желтого |
Радуга Новый Год, елка Торт, мороженое Конфеты Воздушные шары |
Радость |
Зеленый |
Светофор Беговая дорожка Жонглер в цирке Классная доска |
Внимание, сосредоточение |
Розовый |
Робот Машина Принцесса Кукла |
Мечтание, фантазирование |
Черный |
Дождь Клякса Ребенок спит за партой |
Утомление, усталость |
Оранжевый |
Цветы Животные Ребенок помогает старушке |
Дружелюбие, доброжелательность |
Желтый |
Разбитая ваза Ребенок с учительницей, мамой |
Искренность |
Голубой |
Душ Море |
Бодрость |
Синий |
Волейбол Футбол |
Азарт |
Синий |
Дети с учительницей, со старшими |
Уважение |
Коричневый |
Поле Скорая помощь Могилка Ребенок упал |
Сочувствие, сострадание |
После проведения данной методики получились следующие показатели:
Цвета | |||||
красный |
зелёный |
голубой |
жёлтый |
коричневый | |
Количество детей |
6 |
1 |
3 |
2 |
0 |
Количество детей в % |
50% |
8% |
25% |
17% |
0% |
Результаты теста показывают,
что у младших школьников в
учебно-образовательном
По результатам наблюдения за обучающимися в ходе преддипломной практики, бесед с учителями было выявлено, что дети очень эмоциональны, испытывают трудности саморегуляции и самоконтроля. Дети зачастую неадекватно реагировали на замечания учителей. Они часто бывали несдержанны, выкрикивали с места, не умели корректно выражать свои эмоции. Чрезвычайно эмоционально дети реагировали на игры, в которых необходимо было вставать с места. Большая подвижность, многочисленные жесты, ерзание на стуле, переходы от страха к восторгу, резкие изменения в мимике свидетельствуют о том, что все, затронувшее детей во время проведения различных игр приводит к ярко выраженному эмоциональному отклику.
В ходе практики были выявлены
дети с разными эмоционально-
2.2. Комплекс игр для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка
В
основе составления комплекса
лежит идея о том, что игра
позволяет каждому ребенку
Описание игры:
В
эту игру можно играть с
учениками любого возраста и
уровня языка. Игра может разви
Для
игры нужна коробка (а также
подойдёт непрозрачный пакет
или другая ёмкость). В коробку
можно положить несколько
T: What is there in the box?
P: Pens.
P: Pencils.
T: How many pencils are there?
P: Six pencils.
P: Eight pencils.
T: What colour are they?
P: Red and green
Р: Blue and yellow.
Ученики постарше могут ответить целыми предложениями, используя изучаемую лексику или грамматические структуры:
P: I think there are several pens in the box.
P: There might be some pencils in the box.
или:
P: It seems to me you've got six pencils.
P: I'm sure you've put eight pencils in the box.
После того, как все ученики высказали свои предположения, учитель открывает коробку и пересчитывает предметы вместе с учениками. Учитель может предложить выигравшему ученику спрятать в коробку или пакет другие предметы или те же предметы, но в другом количестве, и выступить в роли ведущего.
В коробку можно поместить и один предмет, попросив учеников угадать его цвет, размер, форму, или кому принадлежит этот предмет. Ученики могут попробовать догадаться о том, что это за предмет, пощупав его сквозь пакет.
P: There's something small and soft. I think it's a mitten.
P: I believe It's a toy mouse. It belongs to your little sister.
Когда предмет извлечён из коробки, можно пофантазировать, задав об этом предмете различные вопросы. Можно мысленно оживить предмет, очеловечить его.
Например:
What is the pencil's name?
How old is the pencil?
Where does the pencil live?
Who is the pencil's best friend?
What does the pencil like doing?
What is the pencil afraid of?
What traits of character does the pencil have? Why is the pencil sad (happy) now?
What happened with the pencil last week?
Затем можно предложить ученикам придумать рассказ о предмете (например, о том, что с ним однажды произошло, или как он помог своему другу). Составлять рассказ можно по цепочке (каждый ученик говорит одно предложение). Учитель может предложить ученикам начало рассказа, например:
T: Let's make a story about the pencil. One day the pencil decided to go for a walk.
P: The pencil got out of the pencil case.
P: Suddenly he saw …
Для более продвинутых учеников можно предложить следующее задание. Ученики делятся на пары или группы. Учитель предлагает им не глядя достать из мешка или коробки несколько предметов и за ограниченное время придумать рассказ, в котором все эти предметы должны фигурировать. У каждой группы предметы могут быть разными, а могут и одинаковыми. Когда время заканчивается, группы рассказывают придуманные истории и выбирают самую интересную (смешную, необычную).
Учитель вызывает одного из учеников, который будет «водителем автобуса». Ученик идёт по классу и показывает карточки (с изученной лексикой) остальным учащимся. Если учащиеся называют слово правильно, они «садятся» в автобус, держась за талию впереди стоящего ученика.
3) I’ve got a pencil
Учитель берет цветные карандаши, прячет их в коробке или пакете, выбирает один карандаш и держит его в руке так, чтобы дети не видели. После этого задает вопрос:
-I’ve got a pencil. What colour is it?
Дети пытаются отгадать:
-Red!
-No!
-Green!
-Yes. Come here. Come to the board.
Тот, кто угадал, становится «водящим».
4) What is it…?
Учитель
назначает водящего, который задумывает
слово (название какого-либо
Ученики по очереди задают вопросы водящему:
What is it? Is it a pen?
What is it? Is it Mary’s desk?
What is it? Is it Pete’s bag?
What is it? Is it a flower?