Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:41, статья

Описание работы

На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности.

Файлы: 1 файл

статьи по психологии.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

БАЖОВИЧ Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка

Представление о личности как о  целостной структуре требует  предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры.

На основании теоретического анализа  мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности. 
Анализ собственных материалов исследования, а также материалы исследований других авторов позволили нам наметить некоторые основные тенденции возрастного развития ребенка. 
Мы попытались обосновать гипотезу, что среди всех первичных потребностей ведущей для психического развития является потребность в новых впечатлениях, возникающая у ребенка на протяжении первого месяца жизни. Свое значение эта потребность приобретает благодаря следующим качественным особенностям: в отличие от всех других первичных потребностей она является как бы ненасыщаемой — чем больше впечатлений падает на ребенка, тем больше развивается у него потребность в их получении; эта потребность имеет перспективный характер, она прогрессивна по самой своей природе, так как связана с функционированием человеческого мозга, развитие которого принципиально безгранично и требует постоянного совершенствования познавательной деятельности субъекта; вместе с тем развитие потребности в познании внутренне связано с психическим развитием человека, так как последнее осуществляется лишь в процессе усвоения ребенком истерически накопленного человеческого опыта.

Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается  в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности — общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так  как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях  находят свое воплощение исторически  сложившиеся формы психической  жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем  усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики.

Исследования обнаруживают, что  на протяжении всего раннего и  дошкольного детства главным  фактором формирования личности ребенка  продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие  «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению  взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка  к такому поведению, в котором  он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка.

Наличие у ребенка всевозрастающей  и усложняющейся познавательной активности наряду с отсутствием  систематического обучения и обязательного  труда порождает своеобразную форму  деятельности — ролевую, творческую игру, реализующую в себе все основные для психического развития ребенка  потребности: познавательную потребность, потребность в общении и потребность  в практическом действии. Игра дает возможность детям в воображаемой ситуации, во-первых, воспроизводить те формы поведения и деятельности, которые, будучи для него привлекаемыми, еще недоступны ему в действительности, и тем самым познавать эти формы поведения и овладевать ими; во-вторых, она дает возможность детям как бы сохранять непосредственный контакт со взрослыми, входя в воображаемом плане в мир взрослых людей, их взаимоотношения, интересы и пр. Таким образом, игра, воплощая возрастные тенденции развития потребностей, составляет ту ведущую форму поведения и деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходит усвоение ребенком культуры взрослых. 
Поступление в школу знаменует перелом в социальной ситуации развития ребенка. Став школьником, ребенок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношения с ними. Эта новая социальная ситуация обусловливает и формирование особенностей личности детей школьного возраста.

Исследования показали, что у детей к концу дошкольного возраста возникает настойчивое стремление стать школьником. Было обнаружено, что в этом стремлении находят свое воплощение ведущие потребности ребенка: познавательная потребность, выражающаяся в желании учиться, приобретать новые знания и умения, и потребность в общении, принимающая форму желания выполнять важную общественно значимую деятельность, имеющую ценность не только для него самого, но и для окружающих взрослых. Все требования, связанные с учением и положением школьника, очень эффективны и вызывают у детей этого возраста стремление им ответить. Это приводит к очень быстрому формированию у младших школьников различных качеств личности, необходимых для успешного выполнения школьных учебных обязанностей. 
При поступлении ребенка в школу роль взрослого и его санкции почти не меняются, лишь учитель становится авторитетнее и влиятельнее родителей. Однако постепенно в связи с вхождением в коллектив сверстников общение с товарищами приобретает для детей все большее и большее значение.

Данные не только наших исследований, но и других авторов показывают, что у школьников к концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей часто выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых: теперь дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников, чем с мнением и оценкой учителей. Это новое обстоятельство влечет значительные изменения в социальной ситуации младшего школьника и подготавливает переход к новому этапу возрастного развития ребенка — к подростковому возрасту.

Одной из важнейших черт, характеризующих  социальную ситуацию развития в среднем  школьном возрасте, является наличие  уже достаточно сложившегося коллектива сверстников, в котором дети стремятся  найти и занять свое место. Типичным для подростков является желание  завоевать авторитет и признание  товарищей, что создает у подростка  ярко выраженную потребность как  можно лучше ответить их требованиям. Таким образом, в среднем школьном возрасте важнейшим фактором психического развития становятся требования коллектива и его общественное мнение.

Общение со сверстниками, сравнение  себя с другими при наличии  уже достаточно развитых познавательных возможностей детей среднего школьного  возраста приводят к тому, что важнейшим  содержанием их психического развития становится развитие самопознания. У  подростков возникает интерес к  своей собственной личности, к  выявлению своих возможностей и  их оценке. В результате на протяжении среднего школьного возраста у подростков складывается относительно устойчивая самооценка и основанный на ней уровень  притязаний. Это порождает потребность быть не только на уровне требований окружающих, но и на уровне собственных требований и собственной самооценки. Как показывают исследования, неспособность удовлетворить эти притязания, необходимость снижения самооценки ведут к острым аффективным переживаниям, свидетельствующим о значении для детей указанной потребности. Особенно сильно такого рода переживания выражены в среднем школьном возрасте. 
Исследования показали также, что количество детей, ориентирующихся на самооценку, последовательно увеличивается в ходе возрастного развития ребенка.

Еще одной важной особенностью социальной ситуации развития подростка, накладывающей отпечаток на весь его нравственно-психологический облик, является расхождение между объективным положением школьника и его внутренней позицией. Уровень психического развития, которого достигает подросток в соотношении с мало изменяющимся характером его жизни и деятельности, порождает в этом возрасте особый комплекс потребностей, выражающийся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться в жизни и деятельности взрослых. В психологии эта черта обычно обозначается в понятиях: «стремления к взрослости», «к самостоятельности», «к самоутверждению». Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков типичные для этого возраста аффективные переживания, часто вызывающие у него конфликты с окружающей средой, а иногда и с самим собой. Данные, полученные в воспитательной работе с учащимися (Т.Е.Конникова), свидетельствуют, что создание подростком особой позиции в коллективе и приобщение их к участию в общественно ценных делах взрослых могут не только снять аффективные переживания и конфликты, имеющее место в этом возрасте, но и создать у подростков подъем жизнедеятельности, вызвать положительные переживания и возбудить их творческую активность.

Значительный качественный сдвиг  в психическом развитии происходит в старшем школьном возрасте, где  определяющим фактором развития становится формирование научного и морального мировоззрения. На этом возрастном этапе  собственные задачи и требования школьника, связанные в единую систему  и воплощенные в некоторый  нравственный образец, не только становятся побудителями его поведения, но и  выполняют функцию организации  всех других его потребностей и стремлений.

Чтобы понять решающую роль в формировании личности особенностей мотивационной  сферы, возникших в старшем школьном возрасте, необходимо учесть некоторые  данные о развитии самой этой сферы.

В результате нашей работы мы пришли к следующим предварительным  выводам относительно характера  человеческих потребностей и их развития. Мы полагаем, что потребности человека различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам (сила, устойчивость и пр.), но и по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие — опосредованы целью или сознательно принятым намерением.

Строение потребностей определяет и способ, каким они побуждают  человека к действию. В первом случае побуждение идет прямо от потребности  к действию и связано с непосредственным желанием выполнить данное действие. Наиболее отчетливо такого рода побуждения представлены в органических потребностях человека. Во втором случае (где имеет  место опосредованное строение потребностей) побуждение идет от сознательно поставленной цели и не только не совпадает с  непосредственными желаниями человека, но может находиться к ним в  антагонистическом отношении. Опосредованные побуждения возникают в тех случаях, когда какая-либо достаточно сильная и устойчивая потребность не может быть удовлетворена прямо, а предполагает промежуточные действия, выполнять которые у ребенка нет непосредственного желания.

Таким образом, побуждения, идущие от сознательно поставленной цели или  принятого намерения, свидетельствуют  о том, что цель стала звеном в  удовлетворении непосредственной потребности  человека и тем самым сделала  опосредованным способ ее удовлетворения. Характерной особенностью опосредованной потребности является то, что цель, поставленная человеком (или принятая им), будучи связана с возможностью удовлетворения его непосредственной потребности, приобретает способность  побуждать деятельность, не имеющую  своей собственной побудительной силы.

Сказанное свидетельствует о том, что вместе с развитием ребенка  потребности не только увеличиваются  в своем числе, не только обогащаются  и изменяются по своему содержанию, но и сами развиваются. Так же, как  и другие психические процессы, они  из непосредственных превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. 
Таким образом, возникновение опосредованных потребностей (т.е. побуждений, идущих от сознательно поставленной цели) характеризует такой этап в развитии мотивационной сферы субъекта, который делает для него возможным сознательное управление своими потребностями и стремлениями.

Возвращаясь к психологической  характеристике старшего школьника, мы можем теперь понять ту психологическую  функцию, которую выполняет в  формировании его личности складывающееся мировоззрение, и прежде всего система  его моральных взглядов и убеждений. Моральное мировоззрение воплощает  в себе нравственные стремления школьников я таким образом организует и сами эти побуждения, и связанное с ними поведение учащихся.

Моральное мировоззрение начинает складываться задолго до старшего школьного  возраста. Оно подготавливается, в  частности, развитием у подростков идеальных образов людей, на которых  они хотели бы походить. Однако только в юношеском возрасте моральное  мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему  нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим  нравственным побудителем, опосредствующим  все их поведение, деятельность, отношение  к окружающей действительности и  к самому себе.

Л.И. БОЖОВИЧ 
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ личности 
Избранные психологические труды 

 

 

 

 

 

 

Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе

Обычно говорят  — и это вполне правильно —  что только человек может стать  личностью, животное же — никогда. Животное на определенной ступени фило- и онтогенетического развития может обладать индивидуально психологическими особенностями (например, собака может быть доброй и злой, послушной и строптивой, умной и глупой) , но личностью животное стать не может.

Что же такое  личность с психологической точки  зрения? Личность — это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что  он способен господствовать над случайностями  и изменять обстоятельства жизни  в соответствии со своими целями и  задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой. Конечно, эта характеристика относится к развитой личности взрослого человека (да и то не всякого), но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь.

Когда маленький  ребенок впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами  ситуации, в которой он находится (иначе говоря, за пределами поля его восприятия) , и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения — он уже стал на путь формирования личности. В этот момент он уже эмансипировался от непосредственных влияний окружающей среды, от влияний, случайных по отношению к цели, к которой он стремится, и тем самым проявил известную независимость. Но это только начало, вслед за которым субъект должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и вопреки внутренним препятствиям, научиться преодолевать свои непосредственные желания во имя ценностей, достижение которых он сделал своей целью. Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, наполненного человечеством и представленного в культуре общества.

Информация о работе Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка