Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:41, статья
На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности.
БАЖОВИЧ Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка
Представление о личности как о целостной структуре требует предварительной гипотезы о том, что составляет стержень этой структуры.
На основании теоретического анализа
мы выдвинули гипотезу о том,
что целостная структура личности определяется
прежде всего ее направленностью. В основе
направленности личности, согласно нашей
точке зрения, лежит возникающая в процессе
жизни и воспитания человека устойчиво
доминирующая система мотивов, в которой
основные, ведущие мотивы, подчиняя себе
все остальное, характеризуют строение
мотивационной сферы человека. Возникновение
такого рода иерархической системы мотивов
обеспечивает наивысшую устойчивость
личности.
Анализ собственных материалов исследования,
а также материалы исследований других
авторов позволили нам наметить некоторые
основные тенденции возрастного развития
ребенка.
Мы попытались обосновать гипотезу, что
среди всех первичных потребностей ведущей
для психического развития является потребность
в новых впечатлениях, возникающая у ребенка
на протяжении первого месяца жизни. Свое
значение эта потребность приобретает
благодаря следующим качественным особенностям:
в отличие от всех других первичных потребностей
она является как бы ненасыщаемой — чем
больше впечатлений падает на ребенка,
тем больше развивается у него потребность
в их получении; эта потребность имеет
перспективный характер, она прогрессивна
по самой своей природе, так как связана
с функционированием человеческого мозга,
развитие которого принципиально безгранично
и требует постоянного совершенствования
познавательной деятельности субъекта;
вместе с тем развитие потребности в познании
внутренне связано с психическим развитием
человека, так как последнее осуществляется
лишь в процессе усвоения ребенком истерически
накопленного человеческого опыта.
Таким образом, сила потребности во внешних впечатлениях заключается в том, что, удовлетворяя ее, взрослый вводит ребенка в мир социальной деятельности — общественно выработанных навыков, умений, способов практической деятельности, морали и т.д. А так как в предметах материальной и духовной культуры и в ее традициях находят свое воплощение исторически сложившиеся формы психической жизни людей, то ребенок, познавая культуру и овладевая ею, вместе с тем усваивает и эти формы; на этой основе у него развиваются специфические социальные формы психики.
Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие «уравновешенности» ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Стремление к одобрению взрослых, особенно родителей, является в этом возрасте настолько сильным, что именно оно побуждает ребенка к такому поведению, в котором он не испытывает непосредственной потребности. Следовательно, «санкции» взрослых являются важнейшими регуляторами поведения ребенка.
Наличие у ребенка всевозрастающей
и усложняющейся познавательной
активности наряду с отсутствием
систематического обучения и обязательного
труда порождает своеобразную форму
деятельности — ролевую, творческую
игру, реализующую в себе все основные
для психического развития ребенка
потребности: познавательную потребность,
потребность в общении и
Поступление в школу знаменует перелом
в социальной ситуации развития ребенка.
Став школьником, ребенок получает новые
права и обязанности и впервые начинает
заниматься общественно значимой деятельностью,
от уровня выполнения которой зависит
его место среди окружающих и его взаимоотношения
с ними. Эта новая социальная ситуация
обусловливает и формирование особенностей
личности детей школьного возраста.
Исследования показали, что у детей к
концу дошкольного возраста возникает
настойчивое стремление стать школьником.
Было обнаружено, что в этом стремлении
находят свое воплощение ведущие потребности
ребенка: познавательная потребность,
выражающаяся в желании учиться, приобретать
новые знания и умения, и потребность в
общении, принимающая форму желания выполнять
важную общественно значимую деятельность,
имеющую ценность не только для него самого,
но и для окружающих взрослых. Все требования,
связанные с учением и положением школьника,
очень эффективны и вызывают у детей этого
возраста стремление им ответить. Это
приводит к очень быстрому формированию
у младших школьников различных качеств
личности, необходимых для успешного выполнения
школьных учебных обязанностей.
При поступлении ребенка в школу роль
взрослого и его санкции почти не меняются,
лишь учитель становится авторитетнее
и влиятельнее родителей. Однако постепенно
в связи с вхождением в коллектив сверстников
общение с товарищами приобретает для
детей все большее и большее значение.
Данные не только наших исследований, но и других авторов показывают, что у школьников к концу младшего школьного возраста стремление к одобрению товарищей часто выражено даже более сильно, чем стремление к одобрению взрослых: теперь дети больше считаются с мнением и оценкой сверстников, чем с мнением и оценкой учителей. Это новое обстоятельство влечет значительные изменения в социальной ситуации младшего школьника и подготавливает переход к новому этапу возрастного развития ребенка — к подростковому возрасту.
Одной из важнейших черт, характеризующих
социальную ситуацию развития в среднем
школьном возрасте, является наличие
уже достаточно сложившегося коллектива
сверстников, в котором дети стремятся
найти и занять свое место. Типичным
для подростков является желание
завоевать авторитет и
Общение со сверстниками, сравнение
себя с другими при наличии
уже достаточно развитых познавательных
возможностей детей среднего школьного
возраста приводят к тому, что важнейшим
содержанием их психического развития
становится развитие самопознания. У
подростков возникает интерес к
своей собственной личности, к
выявлению своих возможностей и
их оценке. В результате на протяжении
среднего школьного возраста у подростков
складывается относительно устойчивая
самооценка и основанный на ней уровень
притязаний. Это порождает потребность
быть не только на уровне требований окружающих,
но и на уровне собственных требований
и собственной самооценки. Как показывают
исследования, неспособность удовлетворить
эти притязания, необходимость снижения
самооценки ведут к острым аффективным
переживаниям, свидетельствующим о значении
для детей указанной потребности. Особенно
сильно такого рода переживания выражены
в среднем школьном возрасте.
Исследования показали также, что количество
детей, ориентирующихся на самооценку,
последовательно увеличивается в ходе
возрастного развития ребенка.
Еще одной важной особенностью социальной ситуации развития подростка, накладывающей отпечаток на весь его нравственно-психологический облик, является расхождение между объективным положением школьника и его внутренней позицией. Уровень психического развития, которого достигает подросток в соотношении с мало изменяющимся характером его жизни и деятельности, порождает в этом возрасте особый комплекс потребностей, выражающийся в стремлении выйти за рамки школы и приобщиться в жизни и деятельности взрослых. В психологии эта черта обычно обозначается в понятиях: «стремления к взрослости», «к самостоятельности», «к самоутверждению». Неудовлетворенность этого стремления создает у подростков типичные для этого возраста аффективные переживания, часто вызывающие у него конфликты с окружающей средой, а иногда и с самим собой. Данные, полученные в воспитательной работе с учащимися (Т.Е.Конникова), свидетельствуют, что создание подростком особой позиции в коллективе и приобщение их к участию в общественно ценных делах взрослых могут не только снять аффективные переживания и конфликты, имеющее место в этом возрасте, но и создать у подростков подъем жизнедеятельности, вызвать положительные переживания и возбудить их творческую активность.
Значительный качественный сдвиг в психическом развитии происходит в старшем школьном возрасте, где определяющим фактором развития становится формирование научного и морального мировоззрения. На этом возрастном этапе собственные задачи и требования школьника, связанные в единую систему и воплощенные в некоторый нравственный образец, не только становятся побудителями его поведения, но и выполняют функцию организации всех других его потребностей и стремлений.
Чтобы понять решающую роль в формировании личности особенностей мотивационной сферы, возникших в старшем школьном возрасте, необходимо учесть некоторые данные о развитии самой этой сферы.
В результате нашей работы мы пришли к следующим предварительным выводам относительно характера человеческих потребностей и их развития. Мы полагаем, что потребности человека различаются не только по своему содержанию и динамическим свойствам (сила, устойчивость и пр.), но и по своему строению: одни из них имеют прямой, непосредственный характер, другие — опосредованы целью или сознательно принятым намерением.
Строение потребностей определяет
и способ, каким они побуждают
человека к действию. В первом случае
побуждение идет прямо от потребности
к действию и связано с непосредственным
желанием выполнить данное действие.
Наиболее отчетливо такого рода побуждения
представлены в органических потребностях
человека. Во втором случае (где имеет
место опосредованное строение потребностей)
побуждение идет от сознательно поставленной
цели и не только не совпадает с
непосредственными желаниями
Таким образом, побуждения, идущие от сознательно поставленной цели или принятого намерения, свидетельствуют о том, что цель стала звеном в удовлетворении непосредственной потребности человека и тем самым сделала опосредованным способ ее удовлетворения. Характерной особенностью опосредованной потребности является то, что цель, поставленная человеком (или принятая им), будучи связана с возможностью удовлетворения его непосредственной потребности, приобретает способность побуждать деятельность, не имеющую своей собственной побудительной силы.
Сказанное свидетельствует о том,
что вместе с развитием ребенка
потребности не только увеличиваются
в своем числе, не только обогащаются
и изменяются по своему содержанию,
но и сами развиваются. Так же, как
и другие психические процессы, они
из непосредственных превращаются в опосредованные,
приобретая сознательный и произвольный
характер.
Таким образом, возникновение опосредованных
потребностей (т.е. побуждений, идущих
от сознательно поставленной цели) характеризует
такой этап в развитии мотивационной сферы
субъекта, который делает для него возможным
сознательное управление своими потребностями
и стремлениями.
Возвращаясь к психологической
характеристике старшего школьника, мы
можем теперь понять ту психологическую
функцию, которую выполняет в
формировании его личности складывающееся
мировоззрение, и прежде всего система
его моральных взглядов и убеждений.
Моральное мировоззрение
Моральное мировоззрение начинает складываться задолго до старшего школьного возраста. Оно подготавливается, в частности, развитием у подростков идеальных образов людей, на которых они хотели бы походить. Однако только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим нравственным побудителем, опосредствующим все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе.
Л.И. БОЖОВИЧ
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ личности
Избранные психологические труды
Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе
Обычно говорят — и это вполне правильно — что только человек может стать личностью, животное же — никогда. Животное на определенной ступени фило- и онтогенетического развития может обладать индивидуально психологическими особенностями (например, собака может быть доброй и злой, послушной и строптивой, умной и глупой) , но личностью животное стать не может.
Что же такое личность с психологической точки зрения? Личность — это человек, который достиг определенного, достаточно высокого уровня своего психического развития. Самая существенная характеристика его, когда он действительно становится личностью, заключается в том, что он способен господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами; он способен также сознательно управлять и самим собой. Конечно, эта характеристика относится к развитой личности взрослого человека (да и то не всякого), но формирование личности начинается очень рано и продолжается всю жизнь.
Когда маленький ребенок впервые начинает стремиться к тому, что лежит за пределами ситуации, в которой он находится (иначе говоря, за пределами поля его восприятия) , и когда он, преодолевая сопротивление взрослых, начинает действовать под влиянием образов воображения — он уже стал на путь формирования личности. В этот момент он уже эмансипировался от непосредственных влияний окружающей среды, от влияний, случайных по отношению к цели, к которой он стремится, и тем самым проявил известную независимость. Но это только начало, вслед за которым субъект должен научиться действовать не только вопреки внешним, но и вопреки внутренним препятствиям, научиться преодолевать свои непосредственные желания во имя ценностей, достижение которых он сделал своей целью. Всего этого человек достигает в процессе онтогенетического развития на основе усвоения социального опыта, наполненного человечеством и представленного в культуре общества.
Информация о работе Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка