Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:41, статья

Описание работы

На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности.

Файлы: 1 файл

статьи по психологии.docx

— 40.63 Кб (Скачать файл)

Ненасыщаемой потребность становится в тех случаях, когда возникающее в процессе ее удовлетворения переживание начинает не только выполнять информативную функцию, но и само становится предметом потребности.

Все эти особенности  личности возникают под влиянием образа жизни, который дети ведут  в том или ином возрасте. На каждом возрастном этапе ребенок занимает определенное место в системе  доступных ему общественных отношений, которые характеризуются известной  системой прав и обязанностей ребенка, определенными требованиями к его  поведению и деятельности, определенными  социальными ожиданиями и социальными  санкциями. При этом вся совокупность только что названных факторов не случайна: она вырабатывается на протяжении длительной истории общества, с учетом возрастных особенностей детей. В итоге  на каждом этапе возрастного развития ребенок находится в определенных, независимо от него существующих условиях и подвергается соответствующей  системе воздействий. Это вызывает у него стремление ответить предъявляемым  требованиям, справиться с поставленными  задачами, так как только в этом случае он чувствует себя на уровне занимаемого положения и испытывает эмоциональное благополучие. Однако ребенок не просто приспосабливается  к наличной ситуации. На основе сформировавшихся ранее качеств личности и возникших  в процессе пройденных этапов жизни  потребностей и стремлений он так или иначе преломляет воздействия среды и (сознательно или несознательно) занимает по отношению к ней определенную внутреннюю позицию. Эта позиция является своеобразным психологическим образованием, возникающим в результате сочетания системы внешних и внутренних факторов, и определяет в первую очередь то, как ребенок относится к тому объективному положению, которое он фактически занимает или хотел бы занимать. От особенностей этой внутренней позиции как целостного, системного образования зависят и частные реакции ребенка, которые не удается изменить до тех пор, пока не будет изменена сама внутренняя позиция. Например, в тех случаях, когда ребенок, поступивший в школу, продолжает оставаться в позиции дошкольника, от него очень трудно добиться и ответственного отношения к учению, и выполнения школьных правил. Если же, придя в школу, он внутренне занимает позицию школьника и дорожит ею, он легко и без труда принимает и выполняет предъявляемые ему и посильные для него требования.

Внутренняя  позиция специфична для каждого  возрастного этапа развития ребенка. Она обусловливает общий характер его переживаний, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного психологического облика. Поэтому, как бы ни сдвигались в результате определенных методов воспитания и обучения возрастные границы в развитии отдельных психических процессов (в частности, мышления), эти сдвиги н будут менять его общий психологический облик. Более того, такого рода сдвиги в характеристике отдельных функций (например, чрезмерное развитие в период младшего школьного возраста абстрактных форм мышления, препятствующих накоплению конкретного чувственного опыта) могут нарушить гармонический ход развития детской личности.

Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют  своего удовлетворения, а это создает  необходимость в возникновении  и совершенствовании способов и  средств, направленных на поиск и  нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной  сферы осуществляется поэтому развитие и познавательных способностей ребенка', его навыков, умений, привычек, его характера.

Для удовлетворения потребностей человек должен ориентироваться  не только в окружающей действительности (что обеспечивается наличием у него соответствующих представлений), но и в своих отношениях с нею. Средством такой ориентации служат переживания человека, отражающие в  особой, эмоциональной форме степень  удовлетворенности его потребностей.

Являясь первоначально  средством ориентации человека в  его взаимоотношениях с окружающей средой, переживания приобретают затем самостоятельное значение и сами выступают в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. Так возникают как бы ненасыщаемые потребности (например, потребность в познании), создающие неограниченные возможности для психического развития человека.

Для того чтобы  понять роль потребностей в формировании личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у детей младшего школьного возраста возникает целая система потребностей, связанных с новым положением школьника; у подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка. Потребности взрослого также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни и в нем самом.

Во-вторых, формирование потребностей происходит в связи  с усвоением новых форм поведения  и деятельности. Ярким примером этого  является возникновение разнообразных, в том числе и культурных, привычек, когда усвоенные способы поведения  сами начинают побуждать человека к  их осуществлению. 
Но наиболее существенно для человека как личности возникновение в его мотивационной сфере совершенно новых по своему строению психологических образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К ним относятся цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении, принятые им решения, нравственные чувства и убеждения.

В процессе формирования личности изменяются и  развиваются не только потребности  человека, но и их соотношение. Иначе  говоря, развивается вся мотивационная  сфера. Постепенно возникают и становятся устойчиво доминирующими определенные мотивы поведения и деятельности, подчиняющие себе все другие, что  и определяет направленность личности. Последняя имеет разный характер в зависимости от того, какие именно мотивы стали доминирующими. Устойчивое доминирование мотивов собственного благополучия характеризует эгоистическую направленность, доминирование мотивов, связанных с интересами других людей — гуманистическую. Устойчиво доминирующие методы приобретают ведущее значение для характеристики личности.

Иерархическая структура мотивационной сферы  в наиболее совершенной форме  предполагает усвоение определенных моральных  ценностей как доминирующих мотивов  поведения. Во имя этих ценностей  человек способен преодолевать свои непосредственные побуждения, что определяет волевой характер его личности. В  условиях правильного воспитания усвоенные  ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Такой человек подвергает себя риску, не задумываясь о грозящей ему  опасности. Именно в этих случаях  можно говорить о высоко развитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека и о высоком уровне и гармонической структуре его личности.

* * *

В настоящей  статье была сделана попытка рассмотреть, на основе имеющихся научных данных и уже установленных положений, некоторые актуальные и спорные  проблемы психического развития в онтогенезе. Нам представляется это важным потому, что позволяет, с одной стороны, выделить те принципиальные положения, которые уже сейчас могут быть взяты на вооружение и в ходе дальнейшего  научного исследования и в разработке важнейших проблем воспитания. Вместе с тем такого рода рассмотрение обнажает и те аспекты данной проблемы, которые  до сих пор еще очень мало подвергаются исследованию, что наносит существенный ущерб построению и общей теории воспитания. 
Имеется в виду прежде всего недостаточное количество исследований, посвященных возникновению и функционированию таких сложных личностных новообразований, которыми являются воля, направленность личности, духовные, ненасыщаемые потребности, высшие чувства, прежде всего нравственные и пр. Важно подчеркнуть, что изучение их последовательного и закономерного формирования и составляет суть изучения психического развития как процесса самодвижения. Причем понять этот процесс можно, только рассматривая его в качестве компонента развития ребенка, представляющего собой биосоциальное целое. Л.И. БОЖОВИЧ

ПРОБЛЕМЫ  ФОРМИРОВАНИЯ личности 
Избранные психологические труды 

Научно-исследовательская деятельность ДавыдоваВ.В. в основном была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь — умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми.


Информация о работе Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка