Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 16:41, статья
На основании теоретического анализа мы выдвинули гипотезу о том, что целостная структура личности определяется прежде всего ее направленностью. В основе направленности личности, согласно нашей точке зрения, лежит возникающая в процессе жизни и воспитания человека устойчиво доминирующая система мотивов, в которой основные, ведущие мотивы, подчиняя себе все остальное, характеризуют строение мотивационной сферы человека. Возникновение такого рода иерархической системы мотивов обеспечивает наивысшую устойчивость личности.
Ненасыщаемой потребность становится в тех случаях, когда возникающее в процессе ее удовлетворения переживание начинает не только выполнять информативную функцию, но и само становится предметом потребности.
Все эти особенности
личности возникают под влиянием
образа жизни, который дети ведут
в том или ином возрасте. На каждом
возрастном этапе ребенок занимает
определенное место в системе
доступных ему общественных отношений,
которые характеризуются
Внутренняя позиция специфична для каждого возрастного этапа развития ребенка. Она обусловливает общий характер его переживаний, систему его отношений к действительности и таким образом создает единство и целостность его возрастного психологического облика. Поэтому, как бы ни сдвигались в результате определенных методов воспитания и обучения возрастные границы в развитии отдельных психических процессов (в частности, мышления), эти сдвиги н будут менять его общий психологический облик. Более того, такого рода сдвиги в характеристике отдельных функций (например, чрезмерное развитие в период младшего школьного возраста абстрактных форм мышления, препятствующих накоплению конкретного чувственного опыта) могут нарушить гармонический ход развития детской личности.
Центральным звеном в формировании личности является развитие мотивационной сферы человека: его потребностей, желаний, стремлений и намерений. Потребности требуют своего удовлетворения, а это создает необходимость в возникновении и совершенствовании способов и средств, направленных на поиск и нахождение предметов их удовлетворения. В зависимости от развития мотивационной сферы осуществляется поэтому развитие и познавательных способностей ребенка', его навыков, умений, привычек, его характера.
Для удовлетворения
потребностей человек должен ориентироваться
не только в окружающей действительности
(что обеспечивается наличием у него
соответствующих представлений)
Являясь первоначально средством ориентации человека в его взаимоотношениях с окружающей средой, переживания приобретают затем самостоятельное значение и сами выступают в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. Так возникают как бы ненасыщаемые потребности (например, потребность в познании), создающие неограниченные возможности для психического развития человека.
Для того чтобы понять роль потребностей в формировании личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни у ребенка возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у детей младшего школьного возраста возникает целая система потребностей, связанных с новым положением школьника; у подростков — с их положением в коллективе сверстников; у старших школьников — их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка. Потребности взрослого также претерпевают изменения в связи с изменениями, происходящими в его образе жизни и в нем самом.
Во-вторых, формирование
потребностей происходит в связи
с усвоением новых форм поведения
и деятельности. Ярким примером этого
является возникновение разнообразных,
в том числе и культурных, привычек,
когда усвоенные способы
Но наиболее существенно для человека
как личности возникновение в его мотивационной
сфере совершенно новых по своему строению
психологических образований, освобождающих
его от непосредственных ситуативных
влияний. К ним относятся цели, побуждающие
человека действовать в том или ином направлении,
принятые им решения, нравственные чувства
и убеждения.
В процессе
формирования личности изменяются и
развиваются не только потребности
человека, но и их соотношение. Иначе
говоря, развивается вся мотивационная
сфера. Постепенно возникают и становятся
устойчиво доминирующими
Иерархическая структура мотивационной сферы в наиболее совершенной форме предполагает усвоение определенных моральных ценностей как доминирующих мотивов поведения. Во имя этих ценностей человек способен преодолевать свои непосредственные побуждения, что определяет волевой характер его личности. В условиях правильного воспитания усвоенные ценности сами приобретают силу непосредственных побуждений, подчиняющих все другие потребности и стремления человека. Такой человек подвергает себя риску, не задумываясь о грозящей ему опасности. Именно в этих случаях можно говорить о высоко развитой и гармонической структуре мотивационной сферы человека и о высоком уровне и гармонической структуре его личности.
* * *
В настоящей
статье была сделана попытка рассмотреть,
на основе имеющихся научных данных
и уже установленных положений,
некоторые актуальные и спорные
проблемы психического развития в онтогенезе.
Нам представляется это важным потому,
что позволяет, с одной стороны,
выделить те принципиальные положения,
которые уже сейчас могут быть
взяты на вооружение и в ходе дальнейшего
научного исследования и в разработке
важнейших проблем воспитания. Вместе
с тем такого рода рассмотрение обнажает
и те аспекты данной проблемы, которые
до сих пор еще очень мало подвергаются
исследованию, что наносит существенный
ущерб построению и общей теории
воспитания.
Имеется в виду прежде всего недостаточное
количество исследований, посвященных
возникновению и функционированию таких
сложных личностных новообразований,
которыми являются воля, направленность
личности, духовные, ненасыщаемые потребности,
высшие чувства, прежде всего нравственные
и пр. Важно подчеркнуть, что изучение
их последовательного и закономерного
формирования и составляет суть изучения
психического развития как процесса самодвижения.
Причем понять этот процесс можно, только
рассматривая его в качестве компонента
развития ребенка, представляющего собой
биосоциальное целое. Л.И. БОЖОВИЧ
ПРОБЛЕМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ личности
Избранные психологические труды
Научно-исследовательская деятельность ДавыдоваВ.В. в основном была связана с изучением проблематики обучения и психического, в первую очередь — умственного развития школьников. Воспитание и обучение понималось им как всеобщая форма психического развития, основой которого является развитие деятельности ребенка, осуществляемой в сотрудничестве со взрослым (педагогом) и другими детьми.
Информация о работе Бажович. Социальная ситуация и движущие силы развития ребенка