Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:41, курсовая работа
Целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.
1.1.Основные направления деятельности психологической службы…………4
Глава 2. Перспективное планирование.
2.1.Перспективное планирование……………………………………………….7
Глава 3 . Психологическая служба на предприятии.
3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9
3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………...17
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ
Бизнес-план психологической службы на предприятии.
Выполнила студентка:
Ковтун Альбина Викторовна
3 курс,38 группа.
Москва 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 2. Перспективное планирование.
2.1.Перспективное
Глава3 . Психологическая служба на предприятии.
3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9
3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….16
Приложение……………………………………………………
В нашей стране и за рубежом практические психологи работают преимущественно в структуре психологической службы. Психологическая служба не имеет однозначного понимания. Выделено два наиболее общих определения, которые отражают суть ее задач и пути их решения.
Во-первых, психологическая
служба представляет собой психологическое
обеспечение различных
Во-вторых, психологическая служба
обозначает и систему специальных
учреждений, создаваемых в различных
социальных институтах и организациях,
призванных оказывать квалифицированную
психологическую помощь нуждающимся
в ней людям.
Основные цели психологической службы
- оказание психологической помощи людям
и обеспечение удовлетворения спроса
населения на те или иные виды психологической
помощи.
Итак, целенаправленность психологии
на оказание помощи людям выражена в названии
«Психологическая служба». Таким образом,
психологическая служба - это широкое
обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется
как система специальных мероприятий,
направленных на предупреждение, смягчение
или преодоление различного рода трудностей,
возникающих у человека или группы, средствами
практической психологии, обычно в форме
диагностики, консультирования, психотерапии
и психокоррекции, основанных на не медицинской
модели.
Можно выделить следующие основные направления деятельности психологической службы:
Диагностика - позволяет выявить особенности
поведения и психического состояния учащихся
с целью определения дальнейших путей
и форм помощи. Диагностика должна носить
системный, комплексный характер, т. е.
должна охватывать все сферы личности:
эмоционально-волевую, познавательно-
Развитие - работа, направленная на создание условий развития учащихся.
Коррекция - работа, направленная на изменение подростка (например, способов его поведения) и решение конкретных проблем.
В рамках данного направления выделяются следующие формы работы: тренинг, коррекционные и развивающие занятия, обучающие встречи и т. д.
Коррекционно-развивающие занятия направлены на развитие общих познавательных процессов учащихся.
Обучающие встречи направлены на развитие умений и навыков в конкретной деятельности.
Тренинг способствует приобретению навыков адекватного и эффективного поведения, саморегуляции, коррекции системы ценностей, потребностей (тренинг общения); помогает достижению уверенности в себе, формированию объективной самооценки, преодолению психологической защиты, развитию стрессоустойчивости и позитивного отношения к себе и другим, развитию эмоционально-волевой сферы (тренинг личностного роста). Дает возможность видеть и оценивать себя через обратную связь с члена группы.
Профилактика - целенаправленная систематическая работа по предупреждению возможных психологических проблем у учащихся и по выявлению подростков группы риска. Психопрофилактическая работа осуществляется в форме скрининговых обследований всех учащихся с целью выявления группы риска и принятия решения о необходимости дальнейшей психокоррекционной работы с ними в форме психологических тренингов и уроков по психологии. Психопрофилактическая работа предполагает оказание помощи учащимся в период адаптации их к условиям нового учебного заведения, предупреждение психологических перегрузок, связанных с неблагоприятными условиями жизни, обучения и воспитания учащихся (участие в составлении расписания уроков, режима работы училища, производственной практики и т. д.), создание благоприятного климата через оптимизацию форм общения.
Просвещение - формирование у учащихся, их родителей, педагогов и мастеров производственного обучения, администрации потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; повышение психологической культуры. Это весьма распространенное и популярное направление работы (охват значительной аудитории, возможность освещения назревшей проблемы). Однако следует отметить среди недостатков этой работы пассивную позицию слушателей и как результат лишь теоретическое усвоение полученной информации, она не переходит в практический опыт (не формируется навык поведения). Кроме того, следует помнить, что эффективность просвещения определяется актуальностью выбранной темы. Данная деятельность может осуществляться через конкретные формы: лекция, семинар, беседа, диспут, тематические выставки, родительские клубы, психологическая газета и т. д., выбор которых определяется целями и возможностями специалиста и особенностями аудитории.
Консультирование - позволяет выявить проблему, проанализировать и решить ее. В то же время в отличие от просвещения в результате консультации решается конкретная проблема, причем не только на уровне полученного знания (разрабатывается конкретная индивидуальная программа действий). Здесь предполагается активная позиция консультируемого.
В рамках данного направления можно рассматривать:
Следует подчеркнуть, что данное направление работы также осуществляется не только психологами. Консультации по социальным вопросам осуществляет также социальный педагог, мастер; медицинские вопросы курирует медицинский работник училища.
Основные ориентиры формирования и развития концепции деятельности психолога задаются этическими нормами и профессиональными принципами. Необходимо отметить, что попытки сформировать эти принципы неоднократно осуществлялись в отечественной психологии. Можно назвать работы И. В. Дубровиной, В. В. Столина, Ю. Е. Алешиной, Г. В. Бурменской и др.
Основными нормами можно назвать следующие:
Соблюдение вышеперечисленных принципов позволит предотвратить возможные проблемы в профессиональной деятельности психолога и в значительной степени облегчит принятие решений в случае возникновения этически противоречивых ситуаций.
Глава 2.ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2.1.ПЕРСПЕКТИВНОЕ
Деятельность педагога-
Эти данные необходимы для планирования индивидуальной и групповой работы с детьми, а также при подборе игрового и дидактического материала. Например, для ребенка, наблюдающегося у окулиста, индивидуально подбирается наглядный материал. Психологическая работа с детьми, имеющими II (подготовительную), III и выше группы здоровья, может осуществляться только после консультации с врачом. Для педагога-психолога, работающего в детском саду компенсирующего вида, необходимо постоянно консультироваться с профильными специалистами - логопедом, дефектологом и т. д.
Следующим этапом работы является проведение бесед с воспитателями по особенностям развития дошкольников. Определить «проблемные зоны» помогает таблица, составленная на основе опросника, разработанного кандидатами психологических наук М. М. Семаго, Н. Я. Семаго.
Оценка признака развития (поведения)
вносится в анкету каждого ребенка
воспитателями после
Большое количество баллов (свыше 6-8 по
каждой группе) указывает на «проблемную»
зону в развитии ребенка. Качественный
анализ проведенного опроса позволяет
наметить основные направления развивающе-
Такой вид работы проводится после 4-5 недель пребывания ребенка в детском саду, когда острый период адаптации прошел и в поведении дошкольника можно отметить более или менее постоянные признаки. Повторно проводится в конце учебного года для оценки эффективности проводимой работы.
Педагог-психолог, работающий в данном учреждении более одного года, составляет в конце учебного года аналитический отчет, в котором указывает результаты работы и планирует приоритетные направления деятельности на будущий год.
На основании полученных данных о дошкольниках педагог-психолог составляет перспективный план работы. Приоритетные направления поддерживают основные задачи детского сада и определяются по анализу данных, полученных в ходе наблюдения, бесед с воспитателями и т. д.
Перспективный план работы утверждается заведующей учреждением.
Форма перспективного плана
При написании перспективного плана педагог-психолог использует форму записи, принятую в его регионе. В плане должны быть отражены следующие параметры.
Основные направления деятельно
психопрофилактическая работа
психодиагностическая работа
развивающая и сопровождающая работа
консультативная работа
Виды деятельности, то есть конкретные мероприятия, с помощью которых решаются поставленные задачи.
Объект деятельности – это те, с кем проводится данный вид работы, т. е. дети, педагоги, родители и т. д.
Для решения проблем
Психологическая служба представляет
собой специализированное подразделение
в структуре предприятия, предназначенное
для проведения практической психологической
работы, использующее психологические
методы в работе, на основе которых
осуществляется прием на работу, планирование
стратегии и тактики
Ее целью является разработка
и реализация мероприятий, обеспечивающих
использование социально-
Психологическая служба строит свою работу, руководствуясь следующими принципами:
прозрачности – необходимо информировать кандидатов о тестах и методиках, которые будут использованы по отношению к ним;
- компетентности – интерпретация результатов должна быть адекватна тестам;
- обратной связи
– обязательное объявление
- конфиденциальности – сохранение профессиональной тайны.
Штатные психологи следят как за жизнедеятельностью предприятия, так и учитывают факторы, влияющие на трудовую активность работников, и стремится снизить их негативное воздействие и повысить положительное.
Информация о работе Бизнес-план психологической службы на предприятии