Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 01:41, курсовая работа
Целенаправленность психологии на оказание помощи людям выражена в названии «Психологическая служба». Таким образом, психологическая служба - это широкое обобщение психологической помощи.
Психологическая помощь определяется как система специальных мероприятий, направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода трудностей, возникающих у человека или группы, средствами практической психологии, обычно в форме диагностики, консультирования, психотерапии и психокоррекции, основанных на не медицинской модели.
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Основные направления деятельности психологической службы.
1.1.Основные направления деятельности психологической службы…………4
Глава 2. Перспективное планирование.
2.1.Перспективное планирование……………………………………………….7
Глава 3 . Психологическая служба на предприятии.
3.1. Цели и задачи психологической службы на предприятии………………..9
3.2. Содержание работы психологической службы предприятия……………11
Заключение……………………………………………………………………15
Список использованных источников……………………………………….16
Приложение…………………………………………………………………...17
Психологическая служба предприятия
подчиняется непосредственно
К задачам психологической службы относится:
- организация и осуществление
мероприятий, направленных на
профессиональный и
- разработка инструктивно-
- разработка алгоритмов,
планов и сценариев решения
управленческих проблем и
- разработка рекомендаций
по устранению или сведению
к минимуму негативных явлений,
- разработка кодекса поведения
работников фирмы реализация
его и других мероприятий,
- разработка и внедрение
системы психологического
- психологический анализ
последствий принимаемых
- консультирование работников
фирмы и структурных
- разработка системы
Конкретный объем работы психологической службы определяется в плане работы. Основная задача планирования - получение максимального количества достоверной информации при минимальном уровне затрат трудовых и материальных ресурсов. Планирование работы начинается с подготовительного периода. В него входят:
- изучение специфики
- изучение общей социально-
выделение «проблемных зон», работа в которых является первоочередной;
- разработка норм и
критериев соответствия
После этого, исходя из имеющихся трудовых, временных и материальных ресурсов, производится планирование мероприятий, необходимых в «проблемных зонах», а также профилактической и просветительской работы. Планирование - это разработка общего плана действий исходя из требуемых и реально существующих ресурсов (людских, материальных, технических и т. п.). Подготовка к работе включает в себя:
- подбор методик или конструирование анкеты и ее апробация;
- размножение (при
- уточнение с непосредственными
участниками и (или) их
Основная работа при диагностике состоит из следующих разделов:
- инструктаж и раздача
бланков или проведение
- наблюдение за испытуемыми в процессе тестирования (в случае диагностической беседы - фиксация результатов по ее окончании);
- обработка результатов;
- анализ результатов;
- составление заключения.
Основная работа при коррекции и обучении состоит из тех же разделов, что и при диагностике, меняется только их содержание.
Годовой план работы составляется руководителем психологической службы и утверждается заместителем генерального директора (директором) по персоналу.
Составление Плана работы психологической службы представлен в Приложении 1.
Психологи исследуемого предприятия выделяют три основных аспекта трудовой деятельности, требующие их вмешательства. Эти аспекты работы психолога предприятия связаны с решением следующих задач:
1) психологического отбора
кандидатов на трудоустройство;
2) психологического
3) психологической оценки сотрудников предприятия.
Психологический отбор кандидатов
при трудоустройстве имеет
В ходе работы, в которой
участвуют сотрудники кадровых служб,
оцениваются резюме, рекомендации претендентов,
заполняются различные
Далее кандидат проходит процедуру
психологического тестирования с целью
получения информации о качествах,
существенно обусловливающих
Используются и критериально-
В качестве необходимых критериев
могут выделяться следующие: интеллект,
эмоциональная устойчивость, адаптивные
свойства, нормативность поведения,
отношение к себе, общая установка
на людей, лидерские тенденции, конфликтность,
контактность, способность работать
в команде, уровень лояльности по
отношению к организации, уровень
интернальности (т.е. уровень субъективного
контроля человека над значимыми
для него событиями в различных
областях социальной жизни: производстве,
семье, межличностных
По результатам исследования
составляется заключение, в котором
представляется интерпретация полученных
данных. Описывается степень
Задача психологического
сопровождения карьеры
Исследовательская работа проводится в соответствии с социальным заказом администрации предприятия.
Коррекционный блок работы
состоит в развертывании
- разработка и реализация адаптационной программы для ускорения процесса привыкания вновь принятых работников к новым условиям деятельности и к коллективу;
- групповые и индивидуальные
занятия по оптимизации
- индивидуальное сопровождение карьеры сотрудника;
- мониторинг процесса
организационного развития (способность
организации становиться
Целью коррекционных мероприятий является развитие и повышение способностей сотрудников. Так, абсолютно все молодые специалисты, пришедшие на работу, участвуют в специальной адаптационной программе «Три горизонта». Программа длится три года и разделена на три взаимосвязанных уровня, или «горизонта»: «Я и моя компания», «Я и моя профессия», «Я и моя карьера». В рамках этих направлений проводится обучение, идет воспитание лидерских качеств. Молодые специалисты участвуют в тренингах, конференциях выполняют проектные работы под руководством наставников.
В рамках просветительского
направления ведется лекционная
и семинарская работа по информированию
о психологических факторах, влияющих
на повышение эффективности
Методами реализации программ служат занятия по релаксации, обучение способам эмоциональной разгрузки, тренинги, индивидуальные консультации.
Следующая задача психологической службы предприятия - оценка персонала. Функциями психолога в этом направлении могут быть:
- участие в оценочных
процедурах сотрудников при
- участие в создании банка специалистов, претендующих на карьерный рост.
Иными словами, психолог на
предприятии выступает как
- принимает участие в
проектировании систем
- принимает участие в
совершенствовании системы
- принимает участие в
разработке методов управления
кадрами и социальным
А также психолог выступает в качестве организационных консультантов (консультанты по управлению, по развитию организации), кадровых консультантов, менеджеров по подбору персонала, тренинг-менеджеров (занимаются профессиональным обучением и развитием персонала внутри организации).
Должностные обязанности
психолога на предприятии определены
в «Квалификационном
1) изучение психологических
особенностей трудовой
2) проведение совместно
с физиологом индивидуальных
обследований рабочих и
3) разработку детальных
психологических характеристик
работников различных
4) разработку (на базе
анализа психофизиологических
Таким образом, в психологическом обеспечении делового взаимодействия на предприятии создание специальной психологической службы играет важную роль.
Эффективность ее работы зависит
от правильного уяснения специалистами
этой службы - психологами - своих целей,
задач, функций, конкретизируя приведенные
типовые положения
Деятельность психолога
направлена на достижение максимальной
эффективности труда
И хотя психологическая служба была введена в деятельность предприятия не так давно, но уже показала свою необходимость в трудовой деятельности.
За время прохождения
учебно-ознакомительной
Профессиональные умения, необходимые для эффективной деятельности психолога предприятия, охватывают обширный спектр его действий по выполнению профессиональных функций и обязанностей. Основными задачами его являются:
- проведение профессионально-
- работа по оценке и
аттестации персонала, участие
в расстановке кадров в
- обучение персонала основам психологических знаний.
Мне понравилась работа психолога,
ее профессионализм, тактичность и
ответственность, достоверно оценивая
ситуацию, сопоставляя факты и
заключения других специалистов, уверенно
дает конкретные рекомендации. Наблюдая
за беседой психолога, я училась
вести диалог, примечая последовательность
вопросов, делала заметки об интонации
психолога, формировала навыки наблюдения.
Училась анализировать ситуацию
с целью выяснения
Информация о работе Бизнес-план психологической службы на предприятии