Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:32, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-психологического климата в образовательном учреждении и пути его улучшения. Поставленная цель достигается посредством следующих задач:
• Дать понятие социально-психологического климата;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты и выявить причины их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере коллектива МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Чебоксары. Объектом изучения является учительский состав, учащиеся и их родители (законные представители). Предметом работы является социально-психологический климат в этом образовательном учреждении.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие психологического климата
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в образовательном учреждении
Глава 2. Социально-психологический климат в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.1. Исследование социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.2. Практические шаги по улучшению социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Заключение
Список использованных ресурсов
БОУ ДПО (ПК) С "Чувашский республиканский институт образования" Минобразования Чувашии
Проект на тему:
Выполнил: ДИРЕКТОР МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 29» ГОРОДА ЧЕБОКСАРЫ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ПАВЛОВ ВИКТОР ВЕНИАМИНОВИЧ |
г. ЧЕБОКСАРЫ, 2011 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие психологического климата
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в образовательном учреждении
Глава 2. Социально-психологический климат в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.1. Исследование социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.2. Практические шаги по улучшению социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Заключение
Список использованных ресурсов
Введение
Актуальность темы обусловлена тем, что одни образовательные учреждения функционирует оптимально и ее члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал, в других — люди чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени, их профессиональный и личностный рост замедляется.
Целью работы является изучение социально-психологического климата в образовательном учреждении и пути его улучшения. Поставленная цель достигается посредством следующих задач:
• Дать понятие социально-психологического климата;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты и выявить причины их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере коллектива МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Чебоксары. Объектом изучения является учительский состав, учащиеся и их родители (законные представители). Предметом работы является социально-психологический климат в этом образовательном учреждении.
Глава
1.Теоретические аспекты
Условия, в которых происходит взаимодействие в образовательном учреждении, влияют на успешность деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда. В частности, к ним относят санитарно-гигиенические условия, в которых работают сотрудники: температурный режим, влажность, освещенность, просторность помещения, наличие удобного рабочего места и т.д. Огромное значение имеет и характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение. Когда ведут речь о социально-психологическом климате (СПК) коллектива, подразумевают следующее:
• совокупность
социально-психологических
• преобладающий и устойчивый психологический настрой;
• характер взаимоотношений;
Благоприятный СПК характеризуют оптимизм, радость общения, доверие, чувство защищенности, безопасности и комфорта, взаимная поддержка, теплота и внимание в отношениях, межличностные симпатии, открытость коммуникации, уверенность, бодрость, возможность свободно мыслить, творить, интеллектуально и профессионально расти, совершать ошибки без страха наказания и т.д.
Неблагоприятный
СПК характеризуют пессимизм, раздражительность,
скука, высокая напряженность и
конфликтность отношений в
Руководитель может целенаправленно регулировать характер отношений в образовательном учреждении и влиять на СПК. Для этого необходимо знать закономерности его формирования и осуществлять управленческую деятельность с учетом факторов, влияющих на СПК.
Психологический климат коллектива, обнаруживающий себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, этим все же не исчерпывается. Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к миру в целом, на их мироощущении и мировосприятии. А это в свою очередь может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности, являющейся членом данного коллектива. Таким образом, климат проявляется определенным образом и в отношении каждого из членов коллектива к самому себе. На самочувствие личности в коллективе отражаются отношения личности к определенной группе в целом, степень удовлетворенности своей позицией и межличностными отношениями в группе. Каждый из членов коллектива на основе всех других параметров психологического климата вырабатывает в себе соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценку и ощущение своего «я» в рамках данной конкретной общности людей.
Роль руководителя в социально-психологическом климате коллектива
Роль непосредственного руководителя огромна в создании благоприятного социально-психологического климата. Именно руководители призваны самым активным образом участвовать в постоянном, устойчивом воспроизводстве таких психических состояний, как симпатия и притяжение, положительный эмоциональный фон общения, межличностная привлекательность, чувство сопереживания, соучастия, возможность в любой момент оставаться самим собой, быть понятым и положительно воспринятым (независимо от своих индивидуально-психологических особенностей). При этом особо нужно выделить чувство защищенности, когда каждый знает, что в случае неудачи (в сфере труда, быта, семьи) за его спиной «стоит» коллектив, что он обязательно придет ему на помощь. Часто в коллективе появляются люди, которые недовольны какими-либо аспектами деятельности коллектива или отдельных личностей. В этом случае личная неприязнь, излишняя принципиальность и т.п. могут послужить причиной или поводом для возникновения конфликта.
1.2. Факторы определяющие социально-психологический климат
Существует целый ряд факторов, определяющих социально-психологический климат в коллективе:
- глобальная макросреда: обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий;
-локальная макросреда, т.е. образовательное учреждение
- физический микроклимат, санитарно-гигиенические условия труда. Жара, духота, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу;
- удовлетворенность работой. Большое значение для формирования благоприятного СПК имеет то, насколько работа является для человека интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его профессиональному уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, профессионально расти.
Привлекательность
работы зависит от того, насколько
ее условия соответствуют
· в хороших условиях труда и достойном материальном вознаграждении;
· в общении и дружеских межличностных отношениях;
· успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
· творческой и интересной работе, возможности профессионального и личностного развития, реализации своего потенциала.
1.3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в коллективе
Чтобы минимизировать уровень стрессов в коллективе, не снижая при этом производительности, руководитель должен прислушаться к следующим рекомендациям.
- Почаще задумываться над точностью оценки способностей и склонностей учителей.
- Не пренебрегать «бюрократией», то есть четким определением функций, полномочий и пределов ответственности заместителей и учителей. Этим вы предотвратите массу мелких конфликтов и взаимных обид.
- Как можно чаще демонстрировать свое доверие и поддержку подчиненным.
- Не исключать из арсенала средств общения с подчиненными компромиссы, уступки, извинения.
- Запретить себе использовать сарказм, иронию, юмор, направленные на подчиненного.
- Если возникла необходимость кого-то покритиковать, не упускать из виду правил конструктивной и этичной критики.
- Периодически задумываться о способах снятия уже накопленных подчиненными стрессов. Держите в поле зрения проблемы отдыха, возможности их эмоциональной разрядки, развлечений и т.д.
Выполнение руководителями этих несложных в принципе рекомендаций может весьма существенно повлиять на уровень стрессов в коллективе. Перечисленные выше рекомендации по предотвращению стрессов в рабочих группах поневоле носят достаточно общий характер. Конкретная же стрессовая ситуация всегда уникальна, поскольку не в последнюю очередь определяется индивидуальностью подверженного стрессам человека (его темпераментом, характером, стилем поведения и пр.). Кроме того, наша восприимчивость к стрессам на работе в немалой степени зависит от общего жизненного фона, то есть от того, насколько успешно мы умеем выходить из стрессовых ситуаций, порождаемых обще-социальными, семейными, возрастными и прочими факторами. В сущности, профессиональные стрессы - это всего лишь один из многих видов одолевающих нас стрессов. Он, конечно, имеет свою специфику. Но физиологическая природа стрессов одна и та же. Поэтому человек, закаленный в преодолении разных жизненных барьеров и неприятностей, очевидно должен успешнее других справляться и с профессиональными стрессовыми ситуациями.
Таким образом, один из ключей к успеху в преодолении служебных стрессов заключен в общей жизненной стратегии индивида, опирающейся на избранные базовые ценности и учитывающей особенности его личности.
Глава
2. Социально-психологический
2.1. Исследование
социально-психологического
Я перевелся в 29 школу из 5-ой гимназии. Понимал, настраивался на то, что между этими двумя учебными заведениями большая разница (можно сказать пропасть). Поэтому меня сильно не удивили следующие факты:
А вот, что меня сильно удивило:
Я думал, что может это мне только все в черном цвете видится, а на самом деле все не так плачевно. Чтобы развеять сомнения, на одном из совещаний психолог школы провел анкетирование среди учителей «Насколько сильна культура сотрудничества в вашей школе» (Луиза Смолл, Канада) (приложение 1). Анкетирование было анонимным (чтобы достоверность была высокой). Ответили на 25 вопросов, и из 125 максимально возможных баллов в среднем по школе было набрано около 30 баллов. Если перевести на школьную (5-и бальную) систему оценивания, выходит 1,5 балла. По результатам анкетирования выяснилось, что взаимоотношения среди учителей на очень низком уровне.
Чтобы выявить взаимоотношения между родителями и учениками, воспитательная служба школы провела анкетирование учащихся 7-11 классов и их родителей. Анкета включала в себя (приложения 2-9):