Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 10:32, курсовая работа
Целью работы является изучение социально-психологического климата в образовательном учреждении и пути его улучшения. Поставленная цель достигается посредством следующих задач:
• Дать понятие социально-психологического климата;
• Выявить факторы, определяющие социально-психологический климат;
• Рассмотреть конфликты и выявить причины их появления, рассмотреть методы управления конфликтами и пути их минимизации;
• Отразить исследование темы на примере коллектива МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» г. Чебоксары. Объектом изучения является учительский состав, учащиеся и их родители (законные представители). Предметом работы является социально-психологический климат в этом образовательном учреждении.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты социально-психологического климата в коллективе
1.1. Понятие психологического климата
1.2. Факторы, определяющие социально-психологический климат
1.3. Рекомендации по улучшению социально-психологического климата в образовательном учреждении
Глава 2. Социально-психологический климат в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.1. Исследование социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
2.2. Практические шаги по улучшению социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
Заключение
Список использованных ресурсов
Результаты
анкетирования выявили
2.2. Практические шаги по улучшению социально-психологического климата в МБОУ «СОШ № 29» г. Чебоксары
1. Театр начинается с вешалки. Встречают по одежке. Поэтому на первом же родительском собрании решили начать с восстановления забора силами родителей и старшеклассников, ввести дресс-код для учащихся и учителей. Каждое утро, начиная с 7:30 директор с улыбкой встречает всех у входа (между прочим, следит за дресс-кодом и опаздывающими).
2. На субботник вышло около 50 человек. Хоть погода стояла дождливая, это не стало помехой. Видимо из-за того, что забор восстановили сами, его никто не ломает (один раз не в счет).
3. Чтобы машины не подъезжали к выходу школы, перед школой повесили дорожные знаки «Въезд запрещен» и «Осторожно, дети!». Повесили цепь для тех, для кого закон не писан (правда в первый же день замок с цепи сняли и закинули в окно школы).
4. Ежемесячно стали выпускать школьную газету (силами 10-ых классов), где отражается школьная жизнь за прошедший месяц (приложение 11-19).
5. В парке имени 500-летия г. Чебоксары прошёл І турслёт школы – «День Здоровья» (приложение 10). Программу по проведению «Дня Здоровья» организовал 10 «А» класс. Вся школа, от мала до велика, приняла в нём участие. Присутствовали родители, учителя и ученики с 1 по 11 классы. Команды разместились в парке на поляне. Был организован мини лагерь. Каждый класс представил свою команду. Затем начались игры, конкурсы, состязания. У каждого звена была своя программа. Для учеников младшего звена была подготовлена игра по станциям. Ученики постарше проходили полосу препятствий, перетягивали канат, показывали умения ориентироваться на местности. Пройдя все спортивные конкурсы, ребята собрались на местах сбора своих классов, где продолжали соревноваться в конкурсе кашеваров и т.д.
6. В день учителя в школе прошёл День самоуправления. Ученики старших классов проводили уроки во всех классах, а также в 12 «А» классе, где роль учеников в этот день выполняли учителя.
7. 8 и 14 октября ученики 8-11 классов с учителями отправились за Волгу с ночёвкой. В неформальной обстановке гораздо быстрее можно ближе познакомиться и узнать друг друга. К тому же, ребята готовились к городской олимпиаде по ОБЖ и к предстоящим в конце учебного года играм юнармейского движения «Орлёнок» и “Зарница”
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз обратить внимание на некоторые положения, представляющиеся главными для данной работы. Прежде всего, важно еще раз указать на, казалось бы, всем понятную даже банальную истину, что люди различаются между собой. Это положение становится главным аргументом в пользу отрицания возможности широкого использования психологических знаний и рекомендаций из-за уникальности, неповторимости людей. Но следует также отметить, что незнание сути разрешения и предотвращения конфликтов, ведет еще к более плачевным последствиям. Данная ситуация в коллективе возможно измениться по истечению времени. А пока для достижения сплоченности требуется проводить больше времени друг с другом, объединяться для высказывания мнений окружающим и общаться на различные темы, помогать в трудных ситуациях. Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверную ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.
Список используемой литературы
1. Андреева Г.М., Социальная психология. - М., 1980.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. - М.: ЮНИТИ, 1999.
3.Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. - 207 с.
4. Василюк Ф.Е., Психология
переживания (анализ
5. Вичев В.В., Мораль и социальная психика. - М., 1978.
6. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - Л., 1976 .
7. Кайдалов Д.П., Суименко Е.И., Единоначалие и коллегиальность. - М., 1979 .
8. Ковалев А.Г., Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М., Политиздат, 1975, 271с.