Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа
Актуальность такого общественного феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации.
Введение
Актуальность такого общественного феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации. Благотворительная деятельность имеет свои глубинные корни и традиции в истории России. На протяжении многих веков развивалась и совершенствовалась система поддержки неимущих людей. Впервые термин благотворительность в научной литературе встречается у Н.М. Карамзина. Активное его использование начинается во второй половине XIX века. Под благотворительностью в духовном смысле понимали проявление участия и сострадания к согражданам, в материальном плане - негосударственную форму поддержки нуждающихся.
Благотворительность прошла
долгий путь становления и развития,
и стала основой для
В последние годы развитие
благотворительности в
Поддержка должна оказываться не только инвалидам, мигрантам или безработным, но и другим социальным группам, которые не смогли пока адаптироваться к условиям рыночных отношений. Поэтому необходим поиск ресурсов благотворительной деятельности, создание условий, способствующих развитию данного социально-культурного феномена.
Изучение феномена благотворительности играет важную роль как для теоретического обобщения данных, так и для практического их использования. Сегодня происходит возрождение как государственной, так и частной благотворительной помощи нуждающимся людям.
Данная тема в различных
ее проявлениях изучается уже
продолжительное время. Дореволюционные
исследования носят поверхностный
характер и уделяют основное внимание
государственной и церковной
благотворительности и
Советский период характеризуется практически полным отсутствием исследований данной проблемы.
На данный момент благотворительность как общественное явление изучается всесторонне: в контексте исторической науки, психологи, социологии и т.д.
Начиная с 90-х годов XX века вопрос благотворительности вызывает большой интерес исследователей. Публикуются работы, в которых дается характеристика и классификация основных этапов и особенностей развития благотворительности в России.
Объект данного исследования - благотворительность как социальный феномен.
Предмет – благотворительность в повседневной жизни граждан России.
Цель исследования: изучить исторический феномен благотворительной деятельности в России.
Задачи:
1. Рассмотреть благотворительность как социально - исторический феномен.
2.Выявить культурные предпосылки и духовно-нравственную основу благотворительности.
3. Рассмотреть виды, мотивы и сферы благотворительной деятельности.
4. Проанализировать современную ситуацию в сфере общественного призрения; рассмотреть такое общественное явление как прошение милостыни.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе «Благотворительность как часть общественного сознания» рассматривается история развития благотворительности в России, мотивация и роль благотворительности в общественном сознании.
Вторая глава «Благотворительность и милостыня в повседневной среде» посвящена рассмотрению общественного отношения к благотворительности и иным методам поддержки малоимущих на основании результатов проведенного опроса.
ГЛАВА 1. Благотворительность
как часть общественного
1.1 История развития благотворительной деятельности в России.
Отправной точкой для изучения
истории развития данного вопроса
является крещение Руси. Это не в
последнюю очередь связано с
церковной пропагандой
Православная церковь культивировала образ нестяжателя, праведника, для которого материальные блага не имели никакой ценности. Такие христианские подвижники как Антоний Киево-Печерский, Анастасий Печерский призывали князей думать о благе народа и спасении своих душ с помощью отказа от имущества[18].
Ярослав Мудрый, вошедший в
историю как князь –
Великий князь Владимир
Мономах, внук Ярослава
Потомки Мономаха, следуя его заветам, заботились о бедных и убогих. Мстислав Великий, сын Мономаха, отличался особой любовью к бедным, а внук Владимира Мономаха, князь Ростислав Мстиславич, и вовсе раздал свое имущество церквям и беднякам. При князе Андрее Боголюбском развозили по улицам еду для нищих. Знаменитый Иван Калита, князь московский, носил с собой суму и раздавал из нее бедным москвичам деньги.
Впервые и наиболее четко идея развития государственной помощи в социальной сфере была сформулирована великим князем Московским и первым русским царем Иваном IV на Стоглавом соборе в 1551 году.
Обсуждалась тема создания
приютов, прибежищ для нищих
и убогих в каждом городе, а
также необходимость широкого
распространения богаделен и
больниц. С XVI века в России
создаются реальные
Православная церковь к XVII веку стала главным защитником и помощником бедных: в монастырях церковных приходах открывались больницы, приюты, школы для сирот, организовывались бесплатные обеды.
В результате неурожая и начавшегося массового голода в 1601 году толпы людей стекались в Москву. Царь Борис Годунов приказал на государственные деньги закупить хлеб и раздавать голодающим. Царя «выкрикнул» народ и он пытался возвратить этот долг, раздавая деньги нищим, вдовам и сиротам[21].
Последовавшая далее трагедия, названная Смутным временем, привела к невероятному опустошению русских земель, потере людских и материальных ресурсов. Россия к концу Смуты буквально лежала в руинах. Новой династией царского дома стала династия Романовых, призванная возродить былую мощь отечества и духовное его единство. Первый представитель Романовых, Михаил Федорович, приступил к восстановлению государственной системы призрения и поручил патриаршему приказу открытие сиротских домов. Далее, при царе Алексее Михайловиче были созданы специальные приказы, занимавшиеся благотворительными мероприятиями. В 1682 году был издан указ об открытии домов для беспризорных детей. В тот год в Москве открылись две богадельни, число которых к концу века достигло десяти[6].
В допетровскую эпоху благотворительность состояла главным образом в раздаче еды и одежды, строительстве жилья и оказании медицинской помощи. Такая форма помощи нуждающимся основывалась в основном на личной инициативе. Но к XVIII веку благотворительность становится важной государственной сферы деятельности.
Первый российский император Петр I уделял большое внимание строительству больниц, богаделен, разного рода приютов. Известен факт открытия в 1706 году митрополитом Иовом приюта для незаконнорожденных детей. Вскоре и в других городах России по одобрению Петра были открыты приюты для незаконнорожденных. Петр I как никто другой знал, насколько необходимо поддерживать простое население, ведь многие из его окружения - «гнезда петрова», были выходцами из простого народа[9].
Благотворительность императорского двора получила широкое развитие при Екатерине II. Были созданы дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни, повивальный институт с родильным отделением для бедных женщин. Указ Екатерины о создании в каждой губернии Приказов общественного призрения позволил организовывать и содержать школы, сиротские дома, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, «работные дома» и многое другое.
При императоре Павле возникает одно из крупнейших благотворительных организаций - «Учреждения Императрицы Марии». Деятельность «Учреждений» была связана с оказанием помощи детям, инвалидам, вдовам и престарелым. Сама императрица внесла весомый вклад в укрепление и развитие этой организации. К концу ХIХ века «Ведомство учреждений государыни императрицы Марии Федоровны» насчитывало уже около 1000 учреждений. [1].
Глобальный масштаб
16 мая 1802 года император Александр I учредил «Благодетельное общество». Перед обществом стояли новые, прогрессивные задачи – оно должно было всеми средствами способствовать выводу бедных из состояния нищеты, предоставлять рабочие места, если это необходимо. Сам император пожертвовал обществу сорок тысяч рублей. В 1814 году общество было преобразовано в «Императорское человеколюбивое общество», просуществовавшее до начала XX века. Его филиалы были открыты в большинстве крупных городов России[4].
Общества сестер милосердия занимались помощью военным инвалидам.
В период Великих реформ Александра II один за другим возникали новые благотворительные общества и фонды, школы для малообеспеченных детей.
Система государственной поддержки малоимущих к концу XIX века осуществлялась через развернутую сеть организаций различных форм и уровней городских и деревенских благотворительных обществ. В сельской местности действовали общества призрения для крестьян, о крестьянских детях заботились ясли – приюты. В городах за поддержку малоимущего населения отвечали специальные комитеты.
Продолжала играть важную роль в деле общественного призрения православная церковь: церковно-приходские попечительства занимались сбором пожертвований прихожан. Функционировали организации, целью которых была борьба с определенными социальными явлениями, как, например, «Союз для борьбы с детской смертностью в России»[3].
Масштабы и размах благотворительной деятельности в Российской империи отражает факт создания в 1892 году специальной комиссии, в ведении которой были направлены законодательные и финансовые аспекты благотворительности. Конец XIX века характеризуется установлением общественного контроля над попечительской деятельностью, что привело еще большему росту пожертвований.
В начале XX века Россия переживала
пик общественного
После большевистского переворота на территории России глубинные традиции общественной благотворительности были уничтожены, хотя это конечно не значит, что исчезли нуждающиеся в ней малоимущие, калеки или беспризорники. В годы советской власти благотворительность как явление была забыта, милосердие как идеология было изгнано из духовной жизни людей вместе с религиозным чувством.
Сегодня, как уже отмечалось
выше, вновь актуален вопрос государственной
и общественной поддержки малоимущих
граждан. Изучение истории благотворительности
и ее пропаганда способствует созданию
в общественном сознании положительного
образа благотворительных фондов и
их участников, а также популяризации
этого социально важного
Информация о работе Благотворительность как феномен общественного сознания