Благотворительность как феномен общественного сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

Актуальность такого общественного феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации.

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 51.96 Кб (Скачать файл)

 Другая категория просящих  в силу обстоятельств не имеет  возможности обеспечить свое  существование без помощи уличного  попрошайничества. Это в первую очередь дети, инвалиды – калеки и глубоко пожилые люди. В таком случае прошение милостыни не должно порицаться, поскольку ответственность за данные категории людей обязаны нести государство и общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Исследование данных  социологического опроса.

 

С целью изучить общественное мнение по рассматриваемым в курсовой работе проблемам, нами была составлена анкета, содержащая четыре вопроса  и не менее трех вариантов ответа для каждого вопроса. Анкета была предложена опрашиваемым, представляющим три разные возрастные группы: первая группа возрастом от восемнадцати лет, вторая – от тридцати пяти лет и  третья группа – от пятидесяти пяти лет. Такая стратификация позволила  дать оценку отношению разных поколений  к одним и тем же вопросам. Всего  в опросе приняло участие 150 человек, каждая возрастная группа опрашиваемых состояла из 50 человек. Результаты опроса представлены в приложении (1 – 4).

Первый вопрос в анкете (приложение 1) был таков: ваше отношение  к благотворительным фондам? Одобряет существование благотворительных  фондов большинство представителей первых двух возрастных категорий. Более негативное отношение у старшего поколения: среди них 50% опрошенных против существования фондов, 24% равнодушны к данному вопросу. Недоверие к деятельности благотворительных фондов – одна из причин их медленного развития и популяризации. Опрос показал, что в обществе сложился негативный стереотип относительно благотворительных фондов, их учредителей и участников. У многих представителей старшего поколения эта форма благотворительности вызывает недоверие.

 Второй вопрос (приложение 2) звучал следующим образом: как  вы относитесь к прошению милостыни  на улице? Абсолютное большинство  опрошенных, а именно – 74%, не одобряют это явление. Пожилые люди чаще всего негативно относятся к прошению милостыни - 86% из опрошенных этой категории. Молодое поколение в свою очередь отличается наиболее равнодушным отношением к прошению милостыни среди всех возрастных категорий. Это еще один важный аспект, на который необходимо обращать внимание. Равнодушие со стороны младшего поколения к общественным порокам – это распространенное и негативное явление.

Третьим вопросом (приложение 3) был следующий: вы даете милостыню?

Абсолютное большинство  опрошенных ответило отрицательно. Наибольший процент жертвующих периодически - среди среднего поколения; среди представителей молодого поколения ни один из опрошенных не жертвует деньги постоянно.

Последний вопрос (приложение 4) вызвал наибольшее затруднение и  звучал следующим образом: кому охотнее всего вы дали бы милостыню? Среди вариантов ответа были: ребенок, женщина с грудным младенцем, инвалид и пожилой человек.

Результаты следующие: охотнее  всего опрашиваемые подали бы милостыню  ребенку, далее по количеству ответов  – женщине с грудным младенцем. Инвалиды и пожилые люди получили примерно равные приоритеты.

Ценность таких опросов  не только в получении результатов  общественного мнения, но и в огласке  затронутых проблем, обращении на них  пристального внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе курсовой работы была подробно рассмотрена история становления благотворительности в России. Наша страна имеет собственный многовековой опыт становления и развития различных форм общественного призрения. Для укрепления авторитета своей власти, русские князья жертвовали средства из своей казны для простого народа. С установлением православной веры на Руси укоренилась традиция церковной помощи страждущим. Создание единого Московского государства привело к необходимости создания законодательной базы, регламентирующей государственную политику поддержки нуждающихся. Начиная с XVI века, в российском законодательстве появляются соответствующие законы, направленные на государственную поддержку определенных слоев населения. Вплоть до 1917 года государство развивало и укрепляло различные виды социальной поддержки своих граждан. Сегодня эта сфера деятельности снова актуальна. Выработанные традиции имеют большое значение - они призваны стать основой для возродившегося благотворительного движения, которое будет в наибольшей степени соответствовать изменяющимся условиям жизни. Также эти традиции должны способствовать более тесному взаимодействию между государственными формами социальной поддержки и частной благотворительностью.

Кроме исторических аспектов развития и возрождения благотворительности  была рассмотрена сущность понятия «благотворительность», мотивы оказания благотворительной помощи, направления и виды благотворительности. Поскольку без привлечения внимания к теме благотворительности дальнейшее возрождение благотворительных традиций будут развиваться недостаточно быстро, были рассмотрены возможности и способы стимулирования государством благотворительной деятельности.

 

Вторая глава курсовой работы посвящена такому общественному явлению как прошение милостыни. Значимость данного явления нельзя недооценивать; напротив, нужно обращать на этот факт пристальное внимание, придавать его широкой огласке с помощью СМИ и общественных дискуссий. С помощью проведенного мониторинга общественного мнения удалось выяснить, что наиболее пассивную гражданскую позицию занимают представители молодого поколения, в чем кроется значительная опасность для будущего страны.

В ходе работы были изучены  теоретические вопросы, касающиеся понятия «благотворительность», выявлены проблемы в области благотворительности и означены пути их решения. Таким образом, был изучен исторический феномен благотворительной деятельности в России; задача курсовой работы выполнена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы и источников

 

  1. Аронов А.А. Золотой век русского меценатства.- М., 1995. – 270 с.
  2. Афанасьев В.Г. Благотворительность в России: история и современность // Общество и власть в истории России. - СПб., 1999. – 372 с.
  3. Бадя Л. В. Подвиг сострадания (из истории российского благотворения); // Российский журнал социальной работы. 1995.- № 1.-с. 49-55.
  4. Благотворительная деятельность императорского «человеколюбивого общества» в XIX веке/А.Р. Соколов/ /Вопросы истории.- 2003.- №7.- с. 96-112.
  5. Воскресенский Н. А. Законодательные акты Петра I.- Т. 1. - М.- 1945. – 480с.
  6. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси./ Наука и жизнь.- 2006.- №10.- с. 32-37.
  7. Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы // Российский журнал социальной работы, 1995, № 1, с.30-33.
  8. Зеликова Ю. Женщины в благотворительных организациях Росси // Гендерное измерение социальной и политической активности в переходный период / Центр независимых социальных исследований. СПб, 1996. С. 82-95.Исторический очерк социальной работы в России / Под ред. Л. В. Бадя. М., 1994. – 147 с.
  9. Лавриненко Л.Я. Благотворительная деятельность в сфере образования дореволюционной России: исторические и культурно-просветительские аспекты/ Л.Я. Лавриненко/ / Образование и общество.- 2004.- №1.- с. 86-98.
  10. Мельников В. П., Холостова Е. И. История социальной работы в России: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Маркетинг, 2002. — 344 с.
  11. Ромм М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие. / М.В. Ромм, Е.В. Андриенко, Л.А. Осьмук, И.А. Скалабан.; Под ред. М.В. Ромма. – Новосибирск: НГТУ, 2000. – 112 с. 
  12. Соколов А.Р. Российская благотворительность в XVIII- XIX вв. (к вопросу о периодизации и понятийном аппарате) / А.Р. Соколов / / Отечественная история.- 2003.- №6.- с. 147-158.
  13. Савинов А.Н. Организация работы органов социальной защиты /А.Н. Савинов, Т.Ф. Зарембо. – М.: Мастерство, 2001. – 76 с.
  14. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 400 с.
  15. Тазьмин Ю.Н. Меценатство и благотворительность в России. К вопросу о мотивациях // Социс.- 2002.- № 2.- С. 92-97.
  16. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 400 с.
  17. Бедные россияне [Электронный ресурс] : Независимая газета.- URL: http://www.ng.ru/economics/2011-09-29/1_crizis.html (дата обращения 17.12.2011)
  18. Киево-Печерский Патерик [Электронный ресурс] : Древнерусская литература. - URL: http://old-ru.ru/03-4.html (дата обращения 17.12.2011)
  19. Лебедев А. Благотворительность как норма и нормы благотворительности [Электронный ресурс] : Электронная библиотека Грамотей. – URL: http://www.gramotey.com/books/1269043830.htm (дата обращения 17.12.2011)
  20. Поучение Владимира Мономаха [Электронный ресурс] : Древнерусская литература. - URL: http://old-ru.ru/02-1.html (дата обращения 17.12.2011)
  21. Прохоров В. Не оскудеет рука дающего [Электронный ресурс] : Родина.-Электронный журнал.-№ 2.-2002.-URL: http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=1143&n=59 (дата обращения 17.12.2011)
  22. Русский Дом [Электронный ресурс] : Общественный фонд. – URL: http://www.nvkz.kuzbass.net/highway/nko/rd/

 

Приложение 1

Ваше отношение к благотворительным  фондам?

 

одобряю

не одобряю

мне все равно

От 18 лет

31 чел.

13

6

От 35

34

14

2

От 55

13

25

12


 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Как вы относитесь к прошению милостыни на улице?

 

Одобряю

не одобряю

мне все равно

От 18 лет

3

31

16

От 35

4

38

8

От 55

6

43

1




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Вы даете милостыню?

 

Да

Да,

но очень редко

Нет

От 18 лет

0

7

43

От 35

4

17

29

От 55

2

15

33


 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Кому охотнее всего  вы дали бы милостыню?

 

Ребенку

Женщине

с грудным младенцем

Инвалиду

Пожилому 

Человеку

От 18 лет

21

14

11

4

От 35

28

9

6

7

От 55

30

7

8

5


 


Информация о работе Благотворительность как феномен общественного сознания