Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 17:29, курсовая работа
Актуальность такого общественного феномена как благотворительность не подлежит сомнению. В современной России 14,9% населения пребывает за чертой бедности. Согласно данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России за первое полугодие 2011 года составила 21,1 млн человек, в то время как за тот же период прошлого года показатель составлял 19,1 млн человек[17]. Очевиден рост количества социально необеспеченных граждан, и, следовательно, очевидна необходимость изменения данной ситуации.
Выработанные традиции не
утратили своего значения и сегодня.
Для успешного решения социальных
проблем необходимо развивать как
благотворительную
Стоит отметить, что идеи человеколюбия и сострадания очень близки нашему народу. Важную роль в вопросе заботы о малоимущих должна играть русская православная церковь. Опираясь на собственные традиции и историю, она должна стать важным социальным институтом российского общества.
Тема благотворительности и милосердия возродилась в России вместе с перестройкой, однако репутация этого вида деятельности была дискредитирована организациями, которые под прикрытием создания благотворительных фондов занимались «отмыванием» денежных средств[11].
Пропаганда благотворительной деятельности должна доводить до широких масс информацию о значении благотворительности для развития страны и улучшения жизни сограждан, должна показывать различные формы этой деятельности. Государство в свою очередь должно дать возможность людям принять непосредственное участие в практической благотворительной работе, создать условия для нормальной работы различных общественных благотворительных организаций.
Возрождение благотворительных традиций – это крайне положительная для российского общества тенденция.
1.2 Сущность благотворительной деятельности.
Рассмотрим, что скрывается за термином «благотворительность». Благотворительность - это добровольная и бескорыстная деятельность людей по вложению своих частных ресурсов в решение личностных и общественных проблем.
Благотворительность — универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Она позволяет обществу изменять свое состояние напрямую, без вмешательства и посредничества государственных структур. Она служит способом частичного перераспределения доходов от более состоятельных к наименее состоятельным гражданам. [16].
Благотворительное движение можно рассматривать с двух позиций. Первая - это само движение как таковое, которое своей деятельностью преследует достижение определенных целей. Вторая составляет феномен благотворительного движения как отображение уровня общественного сознания.
Необходимым условием осуществления
рассматриваемой деятельности является
наличие частного ресурса, который
может стать экономической
В социальном плане благотворительность представляет собой помощь иным лицам за счет собственного благосостояния или свободного времени. Важной особенностью такого подхода является то, что пользу должен получать не только непосредственный объект благодеяния, но и общество в целом[13].
С экономической точки
зрения благотворительность является
бесприбыльной деятельностью, и
не имеет цели получения прибыли.
Не всякая некоммерческая деятельность
является благотворительной, а только
та, которая в полной мере соответствует
определению
Учитывая то, что благотворительность
- частная и добровольная сфера
личной жизни, каждый самостоятельно формирует
свое отношение к ней. Целостное
представление о
Таким образом, благотворительность есть добровольная деятельность граждан, выраженная в форме бескорыстной помощи нуждающимся.
Общими признаки благотворительности являются: добровольный выбор человека; отсутствие принудительной практики; отсутствие регламентирующих эту деятельность законов; отсутствие корыстных побуждений; выполнение общественно важной функции.
Основными функциями благотворительности
являются экономическая, социальная, политическая
и созидательная. Экономическая
функция связана с обеспечением
достойного существования и финансовой
поддержкой граждан, которые на данный
момент не способны самостоятельно обеспечить
себя. Характерные черты социальной
функции: разрешение социальных противоречий
и конфликтов, поддержка нижних слоев
населения. К политической составляющей
благотворительной деятельности относится
формирование взаимной связи населения
и руководящих структур, создание
условий для взаимного диалога.
Строительство общественно
1.3 Мотивация и роль
благотворительности в
Социальную психологию в первую очередь интересуют мотивы благотворителей, то есть то, какие причины заставляют человека жертвовать собственные материальные блага другим.
К числу наиболее распространённых причин благотворительной деятельности ученые обычно относят:
• Личная позиция (человек сталкивался с похожими проблемами);
• Религиозные мотивы;
• Морально-нравственные позиции;
• Симпатия или жалость;
• Чувство вины перед обществом;
• Следование чужому примеру;
• Стремление к получению удовлетворения от сделанного поступка;
• Настойчивость просителя.
Указанные мотивы оказания благотворительной помощи объединить в две основные группы:
- моральная установка
благотворителя (общественный долг,
личное знание проблем других
людей, желание оказать
- эмоциональная реакция
(сострадание, жалость,
Кроме этого, благотворительную деятельность следует делить на деяния, осуществляемые с помощью материальных вложений, и деяния, производящиеся посредством личного участия.
Очевидно, что мотивы благотворительной
деятельности у разных представителей
социума различны: например, мотивы
благотворительной деятельности предпринимателей
лежат в области социально-
Несколько иные мотивы частных
лиц. Здесь важны различные
На практике часто действует мотивационный комплекс, ориентирующий человека на участие в благотворительной деятельности. Можно выделить следующие основные типы мотивов участия:
Депривационный мотив. Причина участия в благотворении - различные формы депривации, то есть неудовлетворенности, обусловленной расхождением внутренних ожиданий личности и возможностей их осуществления. Распространенным примером является поведение вдовы, потерявшей супруга и испытывающей участие к судьбе других вдов.
Мотив относительной депривации. Характеризуется психологическим состоянием, связанным со сравнением нынешней ситуации с какой-либо готовой моделью, неким эталоном. Однако депривация не является самодостаточным мотивом для участия в благотворительной организации. Это лишь один из возможных мотивов, который часто встречается в организациях специфического типа, а точнее, в организациях самопомощи.
Ценностный или идейный
мотив. Участие человека в этом случае
продиктовано наличием общих целей
и ценностей, провозглашенных организацией,
реализацией представления о
своем жизненном
Мотив солидарности. Многие социологические исследования показывают, что человек испытывает потребность быть причастным к нуждам своих сограждан. Кризисные условия заставляют человека стремиться к групповой защите, солидарности, поиску стабильности. Солидарность является важным мотивом участия в деятельности благотворительных организаций и в отдельных ее акциях.
Материальный мотив. В
ряде случаев стимулом - мотивом
участия, является определенный вид
материального вознаграждения. Такой
мотив типичен для организаций-
Другим видом материального вознаграждения может быть получение гуманитарной помощи, различных льгот, предоставляемых общественным организациям, возможность поездок заграницу.
Мотив самореализации. Как показывает исследование, возможность самореализации выступает, как правило, не в качестве мотива, побуждающего к участию, а как мотив продолжения определенной работы[8].
Рассмотренные мотивы благотворительной деятельности наиболее часто встречаются в современной жизни.
1.4 Выводы по главе 1
Благотворительные традиции нашего народа имеют тысячелетнюю историю. Со времен крещения Руси благотворительность становится важным общественным явлением, частью политики князей и церкви. Многочисленные источники, сохранившие свидетельства значимости благотворительной деятельности для наших предков, позволяют судить о высоком нравственном уровне древнерусского общества. К середине второго тысячелетия благотворительная деятельность получает юридический статус – закрепляется в законодательной базе Московского государства. Следующей ступенью развития рассматриваемого феномена следует считать появление благотворительных обществ, во главе которых, как правило, стояли члены императорской семьи. Таким образом, благотворительность можно рассматривать в том числе как политический инструмент.
Благотворительность — не только часть нашей истории, но и универсальная общечеловеческая ценность, один из важнейших атрибутов гражданского общества. Она призвана быть способом частичного перераспределения доходов от более состоятельных к наименее состоятельным представителям общества.
Основные функции
Причинами благотворительной деятельности являются следующие факторы:
• Личная позиция (человек сталкивался с похожими проблемами);
• Религиозные мотивы;
• Морально-нравственные позиции;
• Симпатия или жалость;
• Чувство вины перед обществом;
• Следование чужому примеру;
• Стремление к получению удовлетворения от сделанного поступка;
• Настойчивость просителя.
ГЛАВА 2. Благотворительность и милостыня в повседневной среде.
2.1 Милостыня в современном обществе.
Мы живем в обществе, пронизанном социальными пороками. Это выражается в громадной пропасти между богатыми и бедными, высоким уровнем преступности, коррупции, и, наконец, в отсутствии всеобщей идеологической базы, контролирующей моральные и духовные ориентиры масс. Если в дореволюционной России духовным воспитанием занималась церковь, то сегодня она практически утратила возможность влиять на умы и сердца людей. Если в советский период воспитательная функция принадлежала государству, культивировалась государственная идеология через детские, молодежные и партийные организации, то сегодня государство не контролирует этот процесс. Почему важно учитывать эти обстоятельства, давая оценку общественному состоянию? В первую очередь потому, что в трудных условиях проявляются самые важные черты общественного сознания, в такие периоды общество показывает свою жизнеспособность и сплоченность[22].
Россия уже более двадцати лет переходит на новую экономическую систему. Такие глобальные перевороты неизбежно ведут к социальным потрясениям, и чем скорее общество обретет стабильность, тем скорее оно начнет приносить пользу государству, поддерживать его и, тем самым, свое оптимальное состояние.
Распространенное явление нашего общества – это прошение милостыни. Именно на таком бытовом уровне проявляются многие психологические факторы, о которых было сказано в первой главе. Если благотворительные фонды для большинства россиян – это во многом некие абстрактные понятия, то нищие на улицах городов и поселков страны реальны и очевидны. Здесь появляется еще одна важная сторона вопроса, а именно: причины, побудившие человека стать просителем. Причинами могут быть например безвыходная ситуация или «профессиональное» нищенство. Если к первой причине абсолютное большинство людей относится с пониманием, то вторая – порицается и вызывает неприязнь. Так называемое «профессиональное нищенство» - явление не новое в нашей истории: еще при Петре I был издан закон о привлечении к ответственности за «притворное нищенство»[5]. В современной России не последнюю роль в увеличении «профессионального» нищенства играет высокий уровень алкоголизма среди населения.
Информация о работе Благотворительность как феномен общественного сознания