Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 18:48, курсовая работа
Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу. Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.
В выборе пары отражается гармоническое сочетание социальной и природной сущности человека. И чем выше интеллект, тем обязательнее выявление этой гармонии. В выборе происходит объединение идеала и чувства. Социальная определенность идеала оказывается основополагающим условием выбора.
Выбор начинается со знакомства. Одни люди в минуту знакомства производят хорошее впечатление на окружающих и сразу же располагают к себе, другие - нет. Отношение к человеку в первом приближении в решающей степени зависит от того, какие он вызывает к себе чувства (восхищения, удивления, негодования, брезгливости и т.д.). Судить о человеке по первому впечатлению никак нельзя.
Оно может быть обманчиво. Бывает так, что за внешней привлекательностью и обаянием скрывается эгоизм, черствость, и это рано или поздно проявится. Бывает и другое, когда глубокая, содержательная личность остается незамеченной, скромность не позволяет нарочито демонстрировать свои достоинства.
Очень многие молодые люди недовольны своей внешностью. Девушка об этом говорит открыто, юноша - более сдержанно, его более всего беспокоит рост, если он недостаточно велик.
Девушек можно утешить тем, что нет женщин некрасивых, есть женщины ленивые, которые не хотят регулярно следить за собой, не воспитывают вкус, слепо подражают моде.
Юношей маленького роста можно приободрить тем, что сам по себе рост ничего не значит и достоинства мужчины никогда не измеряются только лишь ростом. В истории немало было великих людей, которые обладали малым ростом. Несомненно более важными являются такие качества, как твердый характер, ум, интеллект, и все это поддается формированию с помощью воли и личных усилий. Да и рост можно увеличить с помощью специальных упражнений.
Поиск, который вообще свойствен юности, распространяется и на внешность - молодые люди пробуют на себе новые фасоны, расцветки, прически. Девушке хочется распустить волосы, остричься, побывать в юбках любой длины - от «мини» до «макси», юноше гладко выбрить лицо, а потом отпустить усы или наоборот, все это вполне оправданно, так как в этом проявляется стремление найти свой стиль.
По мере созревания, в ходе социализации, под влиянием взрослых, учителей, родителей, чтения художественной литературы, фильмов и общения со сверстниками юноши и девушки постепенно усваивают определенные эталоны поведения, вырабатывают свой идеал противоположного пола. Все большее значение начинают приобретать внутренние качества человека, а не только внешность. Молодые люди, в особенности девушки, любят поговорить со старшими (разумеется, с теми, кому они абсолютно доверяют) о своем идеале противоположного пола, показывают свои сочинения, стихи и даже дневники с личными переживаниями.
Именно в молодости складывается определенный образ противоположного пола, к которому человек стремится в своем выборе. Отсюда понятны выражения: «Я ждала тебя всю жизнь» или «Я тебя выбрал, и теперь ты единственная» [18, с. 69].
В настоящее время нет недостатка в сложнейших, порой трагических ситуациях личностного характера, когда подростку приходится совершать моральный выбор. Отец и мать, школа и общественность прилагают немало усилий, чтобы помочь молодому человеку сделать тот единственный выбор линии поведения, который возвышал бы его, оправдывал бы его поступки. Одной из разновидностей морального выбора является выбор супруга (супруги). Рано или поздно всем приходится делать этот выбор.
Думается, сегодня вполне правомочно ставить вопрос о праве супругов на продолжение рода человеческого. Ведь совершенно очевидно, что ни наркоман, ни алкоголик, ни страдающий психическими заболеваниями, ни больной СПИДом не должны иметь этого права. Люди в своем развитии дойдут до необходимости социального регулирования рождаемости, ну а пока девушки и юноши еще на пороге семейной жизни сами должны повнимательнее присмотреться до свадьбы, вернуться к забытой традиции изучения родословной - не только своей, но и будущего партнера по браку.
Подготовка к браку - это и забота о своем здоровье, и о здоровье полюбившегося человека.
Разумеется, это не значит, что прежде чем познакомиться и пожать руку человеку, следует требовать от него справку от врача о состоянии здоровья. Но вступать в интимные отношения с первым встречным все-таки неразумно. О любимом человеке нужно знать все! А для этого нужно время.
Современная молодежь стала очень самостоятельна не только в суждениях, но и в поступках, динамична, образованна. Юноши и девушки не нуждаются больше в свахах, знакомятся самостоятельно, легко, свободно - на улице, в трамвае, автобусе, метро, кино, театре, общественных учреждениях. Современный этикет общения девушки и юноши очень демократичен. Знакомство может начать девушка, и это никого не удивляет и ни у кого не вызывает осуждения. Через пять минут молодые люди обмениваются телефонами, адресами. Сегодня можно встретить идущих в обнимку по улице или целующихся в городском транспорте девушку и юношу. Но эта свобода, легкость в общении имеют и негативную сторону. Вседозволенность, своего рода доступность женщины вычеркнула из мужской программы необходимость добиваться ее расположения и свела на нет такой прекрасно-романтический период во взаимоотношениях будущих супругов, как ухаживание, помолвка, переход в состояние жениха и невесты, торжественное объявление об этом окружающим. Помолвка подразумевала начало испытательного срока для влюбленных, в ходе которого повышалась требовательность к поведению как юноши, так и девушки.
В этот период они многое обсуждали, планировали, выясняли из того, что должно войти в их совместную жизнь. В состоянии невесты девушка психологически готовила себя к роли хозяйки дома, жених - к роли хозяина. Вместе с помолвкой утверждалась новая мораль, на основе которой пребывание невесты без жениха или жениха без невесты в общественных местах становилось нежелательным. Менялось отношение окружающих, прежде всего сверстников, к помолвленным.
Сегодня из этой давней традиции почти ничего не осталось.
Сегодня главную задачу - поближе присмотреться друг к другу, научиться общаться с окружающими, корректируя свое поведение с учетом всего комплекса интересов партнера в браке, - преследует установление определенного срока между подачей заявления в загс и днем регистрации брака. Этот современный вариант помолвки дает время молодым еще раз взвесить свой выбор, окончательно уточнить решение. Кстати, бывают случаи, когда молодые люди, подавшие заявление о вступлении в брак, ко дню регистрации не являются [18, с. 71].
Основная сфера контактов молодых людей - это школа, вуз, где учатся люди примерно одного возраста, следовательно, нет ничего удивительного, что современный брак стал браком ровесников. Именно в старших классах школы складываются первые привязанности, которые довольно часто перерастают в более близкие отношения, возникает любовь, которая и ведет молодых людей к браку.
Большую роль в межличностных отношениях старшеклассников играет эрудиция, общий интеллектуальный уровень человека. Доминирующие направления личностного выбора находятся в прямой зависимости от общих ценностных ориентации.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать. На вопрос анкеты: «Хотели бы вы в своих семейных отношениях повторить опыт своих родителей?»- большинство отвечают отрицательно. Это вовсе не значит, что большинство молодых людей - выходцы из неблагополучных семей. Скорее это свидетельствует о возрастном максимализме и великой силе преобразования, заложенной в молодежной среде, с ее страстным стремлением к усовершенствованию, красоте отношений между мужчиной и женщиной, пересмотру установок прошлого.
В настоящее время наблюдаются возрастающие требования к своему партнеру в браке. Любопытно, что у девушек эти требования более высокие, чем у юношей. Из анкетного опроса выясняется, что муж в идеальном представлении современной девушки должен быть, прежде всего, интересным человеком, тонким, душевным, немного романтичным. Он также должен обладать чувством собственного достоинства и чувством юмора, быть честным, умным, обаятельным, умеющим понимать жену, помогать ей как на работе, так и дома, быть справедливым, отзывчивым; он не должен пить, курить, ревновать, и, конечно, он должен обязательно любить жену и детей [18, с. 73].
Юноши видят в идеале свою избранницу, обладающую следующими качествами: нежностью, чуткостью, жизнерадостностью, добротой, живостью, пониманием, эрудицией, спортивностью. Вот наиболее общие, повторяющиеся ответы современных юношей относительно желаемых качеств своей подруги жизни.
На формирование идеала огромную роль оказывает общая культура.
Большое значение в процессе формирования межличностных отношений нового типа имеет система воспитания и образования. Но при этом нельзя недооценивать волевой компонент, усилия самой личности в организации личного счастья, мобилизацию духовных и физических усилий для становления своих способностей, реализации себя в социальной практике.
Итак, устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.
Особое значение готовность к браку приобретает на современном этапе развития общества.
На выработку представлений об идеале семьи, о желаемом характере и стиле семейных отношений большое влияние оказывает мировоззрение. Молодые люди учатся, много читают, приобщаются к культурным ценностям, посещают театры, кино. Все это оказывает воздействие на формирование определенного стереотипа поведения, нравственных оценок и эмоций. Причем любопытно, что опыт родителей в семейных вопросах девушки и юноши склонны не учитывать.
Большое значение в процессе выработки представлений об идеале семьи имеет система воспитания и образования.
Таким образом, формирование семейных ценностей рассматривается не только как цель школьного образования и воспитания, но и как результат образования. Следовательно, для формирования семейных ценностей у учащихся в условиях деятельностно-компетентностной парадигмы образования необходимо выявить требования к содержанию программ по формированию семейных ценностей на каждой ступени образования и во внеурочной деятельности, требования к условиям формирования семейных ценностей и требования к организации процесса воспитания.
Следовательно, для каждого образовательного учреждения необходимо разработать комплексную программу по формированию семейных ценностей, раскрыть механизмы ее реализации, создать необходимые организационно-педагогические условия для ее продвижения (материально-техническая и кадровая база, учебно-методическое обеспечение, соответствующие воспитательные технологии, нормативно-правовые документы и др.).
На формирование семейных ценностей у детей и молодежи серьезное влияние оказывают такие негативные факторы, как разрушение нравственных представлений о семье и браке; смещение традиционного понимания роли родительства; резкое падение престижа материнства и отцовства, утрата семейных традиций и т.д. В этих условиях на систему образования ложится сложнейшая задача противостоять рискам, «находящим свое выражение в «дезадаптации родительской семьи (неполная семья, конфликтная семья, семья с антисоциальной атмосферой), семейной дестабилизации и неэффективном выполнении семьей функции социализации и индивидуализации личности ребенка» [4].
Кроме того, следует назвать ряд проблем, нерешенность которых также негативно влияет на эффективность формирования семейных ценностей у обучающихся. Недостаточна научно-методологическая, учебно-методическая, информационная база знаний о том, где и как идет формирование семейных ценностей в системе образования. Не разработаны критерии классификации образовательных программ и воспитательных моделей введения семейных ценностей в образовательные системы учреждений образования. Отсутствует комплексный анализ педагогической практики, слабо обобщается и распространяется передовой, инновационный опыт, недостаточно методологически проработаны и реализуются концептуальные подходы к формированию семейных ценностей и культуры сотрудничества школы и семьи. Проблема заключается в том, каким образом семейные ценности должны интегрироваться в содержание предметов гуманитарного, естественно-математического, культурологического циклов. Какие требования к знаниям детей и подростков о семейных ценностях следует предъявлять? В каком виде, объеме семейные ценности должны усваиваться обучающимися?
Актуальной становится задача разработки комплексной программы по работе педагогов и психологов с семьями обучающихся на различных ступенях обучения и воспитания: в начальной, основной и старшей школе. Нужны серьезные мониторинговые исследования среди родителей учащихся. Только при условии консолидации усилий специалистов различных научных знаний - социологов, психологов, медиков, педагогов-практиков, возможна действенная помощь учителю. Ждут своего слушателя специализированные курсы для системы повышения квалификации работников образования в области взаимодействия с семьями. Необходимы пособия для учителей с разработкой тематики классных часов, родительских конференций и тренингов, сценариев разнообразных мероприятий для внеурочной работы и системы дополнительного образования с возможным привлечением взрослых членов семей учащихся.
Информация о работе Ценности семейной жизни в сознании старших школьников