Ценности семейной жизни в сознании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу. Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Файлы: 1 файл

cennosti_semeinoi_zhizni_v_soznanii_starshih_shkolnikov.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

 

Анализ показал, что большинство учеников (29 человек) считают местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно, свой дом, вдвое меньшее число учащихся (14 человек) комфортно чувствуют себя среди друзей, и лишь 7 учащихся наиболее комфортно чувствуют себя в школе.

19 человек считают, что лучше  всего их понимают друзья, 15 человек отдают предпочтение родителям, 10 человек доверяют одноклассникам, и 6 человек – учителям.

Однако решение важных проблем большинство опрошенных предпочли бы осуществить с родителями (23 человека), друзьям и одноклассникам решение проблем доверяют соответственно 18 и 6 опрошенных, и 3 человека не определились с выбором.

Данные ответы свидетельствуют о том, что для большинства старшеклассников приоритетными оказываются такие ценности, как семья и дружба.

У большей половины опрошенных старших школьников сформирована такая ценность как семейные традиции. Больше половины опрошенных с пониманием относятся к выполнению обязанностей по дому.

Основным неблагоприятным обстоятельством школьники называют недоверие взрослых, отсутствие взаимопонимания, так же некоторыми учащимися были отмечены пьянство родителей, пренебрежение родительскими обязанностями и даже агрессивное поведение некоторых членов семьи. Все эти вопросы требуют дальнейшей проработки педагогов и психолога в рамках внеклассной работы и беседы с родителями.

Большинство же опрошенных школьников считают свои отношения с родителями доверительными, дружескими, уважительными. Однако некоторые ученики характеризуют эти отношения как «прохладные» и даже враждебные. 5 учащихся затруднилось ответить на данный вопрос, что свидетельствует о недостаточной сформированности ценности дружеских отношений в семье.

Кроме того, психологической проработки требуют некоторые семьи, в которых, по словам учащихся, конфликтные ситуации заканчиваются длительной обидой или физическим насилием.

Почти половина опрошенных детей (20 человек) считают приоритетным направлением создание семьи и рождение детей, на 2 человека меньше (18 опрошенных) отдают предпочтение получению образования и овладению профессией, а 12 человек хотят побыстрее устроиться на работу и обрести материальную независимость и обеспеченность.

Подавляющее большинство опрошенных учащихся (39 человек) в будущем хотят создать свою семью. Однако есть ученики, которые категорически против создания семьи (3 человека) или затруднились ответить (8 человек).

Практически в равной степени важным в семейном воспитании школьники считают уход за детьми, заботу, любовь родителей, проявление терпимости, уважения к личности ребенка, доверительные отношения. Среди наиболее ценных качеств для создания семьи учащиеся назвали уважение к личности супруга, проявление терпимости, взаимопомощь и взаимовыручку. По мнению большинства опрошенных, в общении с детьми наиболее важна такая черта родителей, как уважение к ребенку.

Кроме того, хотелось бы отметить, что большинство опрошенных считают наилучшим для вступления в брак возраст 20-30 лет, и в семье должно быть двое, трое и более детей.

Таковы вкратце результаты анкетирования старших школьников.

Следующая методика – тест «Семейные ценности» С.С.Носова. Для того, чтобы выявить наиболее значимые ценности, все ответы учащихся были суммированы и определено среднее значение по каждой из ценностей. При этом чем ниже среднее значение, тем значимее данная ценность для старших школьников.

Результаты обработки ответов учащихся по данной методике представлены в таблице 4.

 

 

Таблица 4 – Результаты методики «Семейные ценности» С.С. Носова

Ценность

суммарный балл

средний балл

Нежность

172

3,44

Сексуальные отношения

232

4,64

Общение

143

2,86

Супруг (а) как спутник по отдыху

263

5,26

Финансовая поддержка

241

4,82

Привлекательность партнера

351

7,02

Искренность и открытость

255

5,1

Работа по дому

321

6,42

Посвященность семье

330

6,6

Восхищение

442

8,84


 

Для наибольшей наглядности по результатам тестирования построим диаграмму, на которой наиболее значимые ценности представлены большей величиной столбиков, а наименее значимые – меньшей (см. рисунок 3).

 

Рисунок 3 – Семейные ценности в сознании старших школьников, расположенные в порядке убывания их значимости

Таким образом, тестирование по данной методике показало, что наиболее важной ценностью семейной жизни по мнению старших школьников является общение супругов, далее в порядке убывания следуют такие ценности, как нежность, сексуальные отношения, финансовая поддержка, искренность и открытость, совместный отдых, работа по дому, посвященность семье, привлекательность партнера и, наконец, восхищение.

В целом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что у большинства опрошенных школьников достаточно четко сформированы в сознании семейные ценности. Семья по-прежнему является одной из жизненно важных ценностей современной молодежи. Молодые люди ищут в семье своих родителей поддержку и опору в процессе социализации, а свою будущую семью готовы строить на основе гуманистических и нравственных принципов, но испытывают при этом огромный недостаток в психологических знаниях и умениях. Следует отметить, что ответы некоторых учащихся требуют дальнейшей детализации и проработки с психологом, педагогом, совместно с родителями.

Изучив брачно-семейные представления у школьников старших классов, мы считаем необходимым рекомендовать для внеклассной деятельности реализацию специальных коррекционно-познавательных программ для школьников. Такие программы должны оказывать помощь в социальной адаптации и готовности к браку. Реализация программы должна создать условия для получения психологических знаний и навыков, которые необходимы для организации оптимального межличностного общения и взаимодействия.

Одной из форм реализации программы является проведение «Дня семьи», который в той или иной степени затрагивает все стороны семейных отношений. Формы проведения возможно видоизменять в соответствии с социальными запросами молодежной среды, но некоторые вопросы должны обсуждаться обязательно. К ним относятся: способность планировать бюджет семьи; решение конфликтных ситуаций; практические навыки в домашних делах; знание особенностей мужской и женской психологии; отношение к вещам и одежде; способность вербально выражать эмоции (объяснение в любви).

Программа подготовки должна быть многосторонней и предусматривать приобретение знаний и навыков на теоретическом, практическом и эмоциональном уровне.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Положение молодежи в обществе, тенденции и перспективы ее развития представляют для общества большой интерес и практическое значение, прежде всего потому, что они определяют его будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к семье как основной ячейке общества.

Устойчивость брачно-семейных отношений зависит от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

Тем не менее, исследование ценностных ориентаций старших школьников, проведенное в рамках данного проекта, показывает, что семья остается основной ценностью для молодежи. При этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья.

При создании идеального образа семьи и, прежде всего своей собственной, в качестве основных ценностей называются взаимопонимание, любовь, гармония в отношениях, успешный секс и наличие детей.

Практически в равной степени важным в семейном воспитании школьники считают уход за детьми, заботу, любовь родителей, проявление терпимости, уважения к личности ребенка, доверительные отношения. Среди наиболее ценных качеств для создания семьи учащиеся назвали уважение к личности супруга, проявление терпимости, взаимопомощь и взаимовыручку. По мнению большинства опрошенных, в общении с детьми наиболее важна такая черта родителей, как уважение к ребенку.

При этом, существует большой круг социальных и психологических факторов, которые вызывают сомнение в возможности успешного создания и функционирования молодой семьи.

В процессе самой жизни дети перенимают от старших поколений немало знаний об отношениях к человеку другого пола, о браке, о семье, усваивают нормы поведения. Все это важно, но при нынешнем темпе жизни «естественный» механизм передачи таких знаний уже недостаточен. Поэтому психологам и педагогам необходимо целенаправленно заниматься со школьниками, подготавливая их к будущей семейной жизни. При этом, необходимо акцентировать внимание школьников на следующей информации:

1.  этической стороне семейной жизни. Подросток должен уважать отца и мать, дружелюбно относиться к братьям и сестрам, знать о культуре интимных чувств, правильно представлять себе «идеальных» мужа и жену, учиться ответственности, честности, сдержанности, доброте, уступчивости, осознавать моральные основы семейных отношений;

2. правовой стороне семейной жизни. Школьника необходимо познакомить с основами законодательства о браке и семье, с важнейшими положениями семейного права, с обязанностями супругов по отношению друг к другу, к детям, к обществу;

3. психологической стороне семейной жизни. Школьник должен понимать основы брака и семейной жизни, психологию других людей, должен учитывать развитие чувства, должен владеть навыками общения;

4. физико-гигиенической стороне семейной жизни. Школьник должен получить знания о физиологических особенностях мужского и женского организмов, правдивую информацию о половых отношениях в соответствии с возрастом;

5. хозяйственно-экономической стороне семейной жизни. Подростка с раннего возраста надо приобщать к домашнему труду, приучать выполнять семейные обязанности. Детей нужно учить проводить досуг вместе с семьей, отдыхать в выходные вместе с родителями. Обязанности мальчика и девочки по дому можно разделить.

Но особое внимание следует обратить на психологическую сторону семейной жизни. Опыт показал, что семья распадается чаще там, где имеется психологическая незрелость супругов.

У девушек это проявляется в том, что они хотят походить на парней. В детстве они постоянно находятся рядом с мальчиками, играют только с ними. В подростковом возрасте они «рубахи-парни», могут закурить, выпить. Это создает дисгармонию созревания психики человека. Мужской вариант психической незрелости выражается иначе. Юноша старается подольше остаться ребенком. В будущем он превратится в обузу для жены.

С детства у ребенка нужно воспитывать уважение к противоположному полу. Юноше полезно привить мысль о том, что аморально оставить женщину, ждущую от него ребенка. Девушке - что аморально вести себя слишком призывно, выставлять себя напоказ, чрезмерно обнажаться и краситься.

Воспитывая детей, надо прививать им такие черты: терпеливость, чуткость, тактичность, недопустимость злых насмешек. Ребенка нужно учить тому, чтобы он умел строить свои отношения с людьми, совместно с ним проживающими. Воспитанный таким образом ребенок гораздо легче будет переносить семейные трудности. Проще будет и ему, и с ним. Умение жить счастливо в семье - это редкое качество. Но его можно и нужно воспитать в детях.

Основными показателями сформированности у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей при создании собственной семьи являются следующие ценностные ориентации: ориентация на чувства любви, уважения, взаимной моральной ответственности; на официальный брак; на рождение и воспитание детей; на выполнение родительской функции (материнства или отцовства); выполнение основных бытовых обязанностей (ведение совместного хозяйства, создание семейного бюджета и т.п.); на взаимосвязь с родительскими семьями, ориентация на ценности семьи и рода; на создание в семье комфортной морально-психологической атмосферы, обеспечивающей успешное решение воспитательных задач.

Ориентация семьи и школы в процессе взаимодействия на высокий уровень формирования у старшеклассников семейных духовно-нравственных ценностей обеспечивает успешность их готовности к семейной жизни, ответственному родительству, гражданским обязанностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Акутина С.П. Семейные духовно-нравственные ценности и их воспитание у старшеклассников в условиях взаимодействия семьи и школы – Н.Новгород: НГПУ, 2009.
  2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с.
  3. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи. – М., 1992. – 24 с.
  4. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации развития образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества//Вопросы образования, 2008, № 1. Стр. 65-86
  5. Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. – 1992. – № 3 – 4. С. 24 – 33.
  6. Волжина О.И. Воспитательный потенциал современной семьи // Дополнительное образование и воспитание. - 2001. - № 8. - С.8
  7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб., 1999. – 224 с.
  8. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер.14. Психология. – 1985. – № 4. С. 10 – 20.
  9. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А. Задача формирования у школьников семейных ценностей в контексте деятельностно-компетентностной парадигмы общего образования // Вопросы образования, 2010, №1, с. 18-21.
  10. Загладина Х.Т., Карасева Е.О., Харисова Л.А., Григорьев Д.В. Диагностические материалы, определяющие уровень сформированности семейных ценностей у обучающихся и их родителей // Вопросы образования, 2010, №2, с. 15-26.
  11. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. – 1983. – № 3. С. 83 – 89.
  12. Карабанова О.А. Социальное конструирование детства. Образовательная политика № 5-6, 2010, с. 52-53.
  13. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. – Томск: ТГУ, 1999. – 154 с.
  14. Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. – М.: СФЕРА, 1998. – 256 с.
  15. Круглов Б.С. Правовое сознание как элемент психологической подготовки молодежи к семейной жизни // Психологический журнал. - №6. – 2000.
  16. Молодёжь в обществе риска/ В. И. Чупров, Ю. А. Зубок, К. Уильямс.- М.: Наука, 2002.- 230 с.
  17. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. – М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с. С. 52.
  18. Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М., 1991. – 143 с.
  19. Пантин В. Семья и семейные ценности в сознании Россиян (по данным социологических опросов)// Воспитание школьников.- 2008.- № 10.- С.9 – 14.
  20. Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии // Социология сегодня, - М.: Наука, 1965. С. 58-63.
  21. Сатир В. Вы и ваша семья. – М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. – 302 с.
  22. Семья и школа: воспитание духовности // Воспитание школьников.- 2008.- № 10.- С. 3 – 5.
  23. Собко, И. Семья глазами детей : проблемные исследования как проект // Классное руководство и воспитание школьников – Первое сентября. – 2009. – № 10. – С. 28–30.
  24. Сунгатулина Г.А. Ценностные ориентации и мотивационная сфера подростков и молодежи, приобретающих опыт социально значимой деятельности // Вестник Московского университета,- М., 2002.- № 3 - С. 67
  25. Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. – Новосибирск, 2004. – 413 с.
  26. Фримен Д. Техники семейной психотерапии. – СПб., 2001. – 384 с.
  27. Цветкова Н.А, Антонова Л.И. Семья в системе жизненных ценностей 16-17 летних подростков, проживающих в мегаполисе // Педагогические науки, 2006, №1
  28. Целуйко В.М. Психология современной семьи. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
  29. Шапиро Б.Ю. Половое воспитание, сексуальное образование и подготовка к семейной жизни // Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. /Под ред. А.М. Панова и Е.И. Холостовой. – М.: Институт социальной работы, 1997. Т. 2. С. 131-137.

Информация о работе Ценности семейной жизни в сознании старших школьников