Ценности семейной жизни в сознании старших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 18:48, курсовая работа

Описание работы

Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу. Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.

Файлы: 1 файл

cennosti_semeinoi_zhizni_v_soznanii_starshih_shkolnikov.doc

— 511.50 Кб (Скачать файл)

2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ  СФОРМИРОВАННОСТИ ЦЕННОСТЕЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ В СОЗНАНИИ ШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ КЛАССОВ

 

2.1 Организация исследования уровня сформированности семейных ценностных ориентаций у старших школьников

 

Целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и укреплению института семьи невозможна без проведения обследования ценностных ориентаций учащихся.

Для исследования уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании школьников старших классов был проведен эксперимент на базе КГУ «Переваловская средняя школа». В эксперименте участвовали школьники 9-11 классов в количестве 50 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.

Цель проведения обследования ценностных ориентаций среди обучающихся состоит в выявлении уровня сформированности семейных ценностей, а также определения степени владения детьми культурой семейных отношений.

Основными задачами исследования являются:

- изучение отношения учащихся  старших классов к семейным  ценностям и институту семьи в целом;

- исследование вопросов, связанных  с уровнем владения культурой  семейных отношений;

- выявление путей установления  взаимопонимания между поколениями;

- раскрытие возможностей формирования  позитивного образа семьи в  образовательно-воспитательном процессе;

- изучение проблем воспитания  толерантности в семье.

Исследование позволит более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, семьей и образовательными учреждениями, учащимися и педагогами на современном этапе развития  общества; выявить те проблемные зоны, которые требуют самого пристального внимания, активной учебно-воспитательной работы, а также усилий со стороны государства и институтов гражданского общества. Наличие серьезных дефектов процессов социализации в семье, просчетов в духовно-нравственном воспитании молодежи, сложная демографическая ситуация в стране диктуют необходимость проведения кардинальных действий в области образовательной политики и широких просветительских мероприятий, направленных на укрепление семьи и формирование семейных ценностей.

Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся был применен комплект диагностических материалов, представленный в Приложении 1.

На первом этапе исследования старшеклассникам предлагалось закончить два предложения:

«Семья для меня – это…»

«Семья нужна человеку для того, чтобы…»

Второй этап заключался в проведении анкетирования с целью выявления уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании старшеклассников. Для этого на основании диагностических материалов Х.Т. Загладиной [10] была составлена анкета, представленная в приложении 1.

Кроме того, в исследовании использовалась анкета «Семейные ценности» С.С.Носов, основанная на ранжировании испытуемыми основных семейных ценностей.

Перед началом опроса его организаторам обучаемым сообщили о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, поставленные в анкете.

Для ответов на вопросы анкеты прилагается бланк – таблица (Приложение 2). После проведения опросов необходимо суммировать одинаково выделенные ответы учащихся по каждому вопросу соответствующего блока.

Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса была проведена беседа с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.

Особое внимание родителей было обращено на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Увеличивается число трудных семей, неэффективно выполняющих функции по воспитанию детей. Неустанно растут цифры детской беспризорности при живых родителях, общество будоражат преступления несовершеннолетних. Взаимоотношения детей и родителей нередко переходят в разряд уголовных (растет число детей – жертв насилия взрослых).

В этих условиях становится очевидной необходимость помощи семье в повышении ее воспитательного потенциала, от уровня которого зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков.

Также до родителей была донесена актуальность консолидации семьи и школы, родителей и педагогов для выстраивания единого образовательного пространства в целях совместной планомерной и системной работы по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Именно это и является сегодня одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства.

Для эффективной организации такой работы, школа должна иметь хотя бы общее представление о том, в какой мере современная семья транслирует семейные ценности ребенку. Говоря иначе, школа в лице педагогов должна понять, какие механизмы трансляции традиционных семейных ценностей нарушены (то есть, чего недополучает ребенок в семье), чтобы по возможности посредством системы учебно-воспитательных мероприятий, а также психолого-педагогической поддержки семьи восполнить эти пробелы.

На вопрос о том, каким образом будет проводиться опрос учащихся, родителям был дан однозначный ответ - «анонимно». Родители должны знать, что задача данного исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности семейных ценностей у ребенка, проблемы, связанные с эмоциональным благополучием его в семье, «обозначить» зоны, требующие пристального внимания и психолого-педагогической поддержки, наметить возможные пути установления взаимопонимания между членами семьи. Если после подобного рода опроса у самих школьников или у их родителей возникнет запрос на психолого-педагогическую помощь, они имеют полное право обратиться к соответствующему специалисту, и в этом школа окажет им всяческое содействие.

Родителям было объявлено также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Вполне может случиться так, что эта информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.

 

2.2 Результаты исследования

 

Проанализировав ответы старших школьников, были получены следующие результаты.

По методике незаконченных предложений была составлена сводная таблица 1. Как мы видим, у большинства учащихся старших классов семья ассоциируется с родными, любимыми, близкими людьми, а так же с детьми и внуками. Немного меньше процент учащихся, которые считают, что семья – это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Встречались ответы, что семья – это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту, взаимовыручка. Двое учащихся видят в семье лишь совместное проживание и времяпровождение людей. Столько же учеников считают, что семья для них – это материальная поддержка. Один учащийся ответил, что семья для него – это ячейка общества.

 

Таблица 1 – Ценности, указанные в определении семьи

Ценность

Количество ответов

%

Родные, любимые, близкие люди

13

26

Дети, внуки

10

20

Любовь, нежность

7

14

Счастье, радость

6

12

Дружба, теплые, дружеские отношения

5

10

Взаимоподдержка, помощь, взаимовыручка

4

8

Совместное проживание или времяпровождение людей

2

4

Материальное обеспечение

2

4

Ячейка общества

1

2

Итого

50

100


 

Результаты наглядно показаны на круговой диаграмме (рисунок 1)

 

Рисунок 1 – Понятие «Семья» в сознании старших школьников

 

Еще более интересными оказались окончания второго предложения: «Семья нужна человеку для того, чтобы…», представленные в таблице 2 и на диаграмме (рисунок 2).

 

Таблица 2 – Основные функции семьи по мнению старшеклассников

Ценность

Количество ответов

%

Продолжать человеческий род

15

30

Любить и быть любимым

9

18

Для поддержки и взаимопомощи

8

16

Для удобной, комфортной жизни

5

10

Чтобы иметь постоянного партнера

4

8

Чтобы заботиться о ком-то

3

6

Чтобы не быть одиноким

3

6

Познать радость  жизни

1

2

Для финансового обеспечения

1

2

Чтобы мучить себя и других

1

2

Итого

50

100


 

Рисунок 2 – Функции семьи, выделенные старшими школьниками

 

Главной функцией семьи старшие школьники считают продолжение человеческого рода (30% опрошенных). Также большое число учащихся считает, что семья нужна для любви (18%), поддержки и взаимопомощи (16%), для удобной и комфортной жизни (10%). Четверо испытуемых (8%) хотят создать семью для того, чтобы иметь постоянного сексуального партнера. Трое старшеклассников (6%) видят смысл семьи в том, чтобы не быть одиноким, столько же учеников считают, что семья нужна, чтобы заботиться о ком-то. По одному ученику (2%) ответили на данный вопрос так: «… познать радость жизни», «… его финансово обеспечивали» и «…чтобы мучить себя и других». Два последних ответа заставляют задуматься о том, что у данных учеников недостаточно сформированы ценности семейной жизни, запланированы беседы с этими учениками и их родителями.

На следующем этапе проведем анализ анкет учащихся старших классов. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 – Результаты проведенного анкетирования

№  вопроса

А

Б

В

Г

Д

1

29

7

14

   

2

15

10

6

19

 

3

18

23

6

3

 

4

7

5

4

3

31

5

26

7

17

   

6

35

12

3

   

7

13

8

2

5

22

8

31

3

11

5

 

9

35

12

3

   

10

42

 

3

5

 

11

18

20

12

   

12

39

3

8

   

13

16

17

15

2

 

14

6

12

19

13

 

15

11

33

6

   

16

3

18

23

6

 

17

7

25

15

3

 

Информация о работе Ценности семейной жизни в сознании старших школьников