Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2015 в 18:48, курсовая работа
Семья, как сейчас, так и ранее, всегда находилась на острие решения каких-либо социальных задач в человеческой истории, всегда выступая и субъектом, и объектом в этих социальных коллизиях, постоянно изменяя свою природу. Интерес общества к семье и браку по-прежнему велик, и интерес этот основан на том, что семья связана со всеми сферами человеческой жизнедеятельности. Стабильность общества и иерархия его внутренних связей и ценностей зависит от состояния института семьи.
Целенаправленная деятельность по совершенствованию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и укреплению института семьи невозможна без проведения обследования ценностных ориентаций учащихся.
Для исследования уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании школьников старших классов был проведен эксперимент на базе КГУ «Переваловская средняя школа». В эксперименте участвовали школьники 9-11 классов в количестве 50 человек. Эксперимент проводился в кабинете школьного психолога при его участии.
Цель проведения обследования ценностных ориентаций среди обучающихся состоит в выявлении уровня сформированности семейных ценностей, а также определения степени владения детьми культурой семейных отношений.
Основными задачами исследования являются:
- изучение отношения учащихся старших классов к семейным ценностям и институту семьи в целом;
- исследование вопросов, связанных с уровнем владения культурой семейных отношений;
- выявление путей установления
взаимопонимания между
- раскрытие возможностей
- изучение проблем воспитания толерантности в семье.
Исследование позволит более детально изучить характер взаимоотношений между детьми и родителями, семьей и образовательными учреждениями, учащимися и педагогами на современном этапе развития общества; выявить те проблемные зоны, которые требуют самого пристального внимания, активной учебно-воспитательной работы, а также усилий со стороны государства и институтов гражданского общества. Наличие серьезных дефектов процессов социализации в семье, просчетов в духовно-нравственном воспитании молодежи, сложная демографическая ситуация в стране диктуют необходимость проведения кардинальных действий в области образовательной политики и широких просветительских мероприятий, направленных на укрепление семьи и формирование семейных ценностей.
Для проведения исследования семейных ценностей среди обучающихся был применен комплект диагностических материалов, представленный в Приложении 1.
На первом этапе исследования старшеклассникам предлагалось закончить два предложения:
«Семья для меня – это…»
«Семья нужна человеку для того, чтобы…»
Второй этап заключался в проведении анкетирования с целью выявления уровня сформированности ценностей семейной жизни в сознании старшеклассников. Для этого на основании диагностических материалов Х.Т. Загладиной [10] была составлена анкета, представленная в приложении 1.
Кроме того, в исследовании использовалась анкета «Семейные ценности» С.С.Носов, основанная на ранжировании испытуемыми основных семейных ценностей.
Перед началом опроса его организаторам обучаемым сообщили о важности этого мероприятия, а также о необходимости искренне и серьезно отвечать на вопросы, поставленные в анкете.
Для ответов на вопросы анкеты прилагается бланк – таблица (Приложение 2). После проведения опросов необходимо суммировать одинаково выделенные ответы учащихся по каждому вопросу соответствующего блока.
Проведение диагностики уровня сформированности семейных ценностей у учащихся предполагает определенное «вторжение» образовательного учреждения в частную жизнь семьи, поэтому перед началом опроса была проведена беседа с родителями, цель которой состоит в разъяснении работы подобного рода, чтобы получить на это их согласие.
Особое внимание родителей было обращено на продолжающийся кризис семьи, как института социализации, находящий свое выражение в росте разводов, конфликтных семей, семей с антисоциальной направленностью. Увеличивается число трудных семей, неэффективно выполняющих функции по воспитанию детей. Неустанно растут цифры детской беспризорности при живых родителях, общество будоражат преступления несовершеннолетних. Взаимоотношения детей и родителей нередко переходят в разряд уголовных (растет число детей – жертв насилия взрослых).
В этих условиях становится очевидной необходимость помощи семье в повышении ее воспитательного потенциала, от уровня которого зависят успешность и результативность домашнего воспитания детей и подростков.
Также до родителей была донесена актуальность консолидации семьи и школы, родителей и педагогов для выстраивания единого образовательного пространства в целях совместной планомерной и системной работы по формированию семейных ценностей у подрастающего поколения. Именно это и является сегодня одним из важнейших приоритетов образовательной политики государства.
Для эффективной организации такой работы, школа должна иметь хотя бы общее представление о том, в какой мере современная семья транслирует семейные ценности ребенку. Говоря иначе, школа в лице педагогов должна понять, какие механизмы трансляции традиционных семейных ценностей нарушены (то есть, чего недополучает ребенок в семье), чтобы по возможности посредством системы учебно-воспитательных мероприятий, а также психолого-педагогической поддержки семьи восполнить эти пробелы.
На вопрос о том, каким образом будет проводиться опрос учащихся, родителям был дан однозначный ответ - «анонимно». Родители должны знать, что задача данного исследования состоит в том, чтобы выявить уровень сформированности семейных ценностей у ребенка, проблемы, связанные с эмоциональным благополучием его в семье, «обозначить» зоны, требующие пристального внимания и психолого-педагогической поддержки, наметить возможные пути установления взаимопонимания между членами семьи. Если после подобного рода опроса у самих школьников или у их родителей возникнет запрос на психолого-педагогическую помощь, они имеют полное право обратиться к соответствующему специалисту, и в этом школа окажет им всяческое содействие.
Родителям было объявлено также о том, что результаты анонимного опроса учащихся педагог обсудит с ними на очередном родительском собрании или в ходе индивидуальной беседы, где познакомит родителей с теми ответами, которые дали их дети. Вполне может случиться так, что эта информация окажется для родителей весьма ценной и необходимой для совершенствования взаимоотношений с ребенком.
Проанализировав ответы старших школьников, были получены следующие результаты.
По методике незаконченных предложений была составлена сводная таблица 1. Как мы видим, у большинства учащихся старших классов семья ассоциируется с родными, любимыми, близкими людьми, а так же с детьми и внуками. Немного меньше процент учащихся, которые считают, что семья – это любовь, нежность, счастье, радость, дружба, теплые дружеские отношения. Встречались ответы, что семья – это взаимопомощь, поддержка в трудную минуту, взаимовыручка. Двое учащихся видят в семье лишь совместное проживание и времяпровождение людей. Столько же учеников считают, что семья для них – это материальная поддержка. Один учащийся ответил, что семья для него – это ячейка общества.
Таблица 1 – Ценности, указанные в определении семьи
Ценность |
Количество ответов |
% |
Родные, любимые, близкие люди |
13 |
26 |
Дети, внуки |
10 |
20 |
Любовь, нежность |
7 |
14 |
Счастье, радость |
6 |
12 |
Дружба, теплые, дружеские отношения |
5 |
10 |
Взаимоподдержка, помощь, взаимовыручка |
4 |
8 |
Совместное проживание или времяпровождение людей |
2 |
4 |
Материальное обеспечение |
2 |
4 |
Ячейка общества |
1 |
2 |
Итого |
50 |
100 |
Результаты наглядно показаны на круговой диаграмме (рисунок 1)
Рисунок 1 – Понятие «Семья» в сознании старших школьников
Еще более интересными оказались окончания второго предложения: «Семья нужна человеку для того, чтобы…», представленные в таблице 2 и на диаграмме (рисунок 2).
Таблица 2 – Основные функции семьи по мнению старшеклассников
Ценность |
Количество ответов |
% |
Продолжать человеческий род |
15 |
30 |
Любить и быть любимым |
9 |
18 |
Для поддержки и взаимопомощи |
8 |
16 |
Для удобной, комфортной жизни |
5 |
10 |
Чтобы иметь постоянного партнера |
4 |
8 |
Чтобы заботиться о ком-то |
3 |
6 |
Чтобы не быть одиноким |
3 |
6 |
Познать радость жизни |
1 |
2 |
Для финансового обеспечения |
1 |
2 |
Чтобы мучить себя и других |
1 |
2 |
Итого |
50 |
100 |
Рисунок 2 – Функции семьи, выделенные старшими школьниками
Главной функцией семьи старшие школьники считают продолжение человеческого рода (30% опрошенных). Также большое число учащихся считает, что семья нужна для любви (18%), поддержки и взаимопомощи (16%), для удобной и комфортной жизни (10%). Четверо испытуемых (8%) хотят создать семью для того, чтобы иметь постоянного сексуального партнера. Трое старшеклассников (6%) видят смысл семьи в том, чтобы не быть одиноким, столько же учеников считают, что семья нужна, чтобы заботиться о ком-то. По одному ученику (2%) ответили на данный вопрос так: «… познать радость жизни», «… его финансово обеспечивали» и «…чтобы мучить себя и других». Два последних ответа заставляют задуматься о том, что у данных учеников недостаточно сформированы ценности семейной жизни, запланированы беседы с этими учениками и их родителями.
На следующем этапе проведем анализ анкет учащихся старших классов. Результаты анкетирования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты проведенного анкетирования
№ вопроса |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
1 |
29 |
7 |
14 |
||
2 |
15 |
10 |
6 |
19 |
|
3 |
18 |
23 |
6 |
3 |
|
4 |
7 |
5 |
4 |
3 |
31 |
5 |
26 |
7 |
17 |
||
6 |
35 |
12 |
3 |
||
7 |
13 |
8 |
2 |
5 |
22 |
8 |
31 |
3 |
11 |
5 |
|
9 |
35 |
12 |
3 |
||
10 |
42 |
3 |
5 |
||
11 |
18 |
20 |
12 |
||
12 |
39 |
3 |
8 |
||
13 |
16 |
17 |
15 |
2 |
|
14 |
6 |
12 |
19 |
13 |
|
15 |
11 |
33 |
6 |
||
16 |
3 |
18 |
23 |
6 |
|
17 |
7 |
25 |
15 |
3 |
Информация о работе Ценности семейной жизни в сознании старших школьников