Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:14, контрольная работа
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический
феномен, характеризующий направленность и содержание активности
личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе,
придающий смысл и направление личностным позициям, поведению,
поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую
структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и
жизненными целями личности.
Введение .................................................................................................................. 2
1. Теоретический обзор ценностных ориентаций и акцентуаций характера.... 4
1.1. Ценностные ориентации: основные понятия................................................ 4
1.2. Понятие «характер» и «акцентуация характера» ....................................... 10
2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций
характера ............................................................................................................... 18
2.1. Организация и методика исследования....................................................... 18
2.2. Интерпретация результатов.......................................................................... 19
Заключение............................................................................................................ 27
Список использованных источников........
- терминальные ценности - убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные ценности - убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность [26].
Исследователи терминальных ценностей разбивают их на два большие класса в зависимости от того, направлены ли они на социум, интерперсонально сфокусированные или на индивида, интраперсональные. Соотношение этих ценностей у каждого человека индивидуально и очень вариативно. У кого-то преобладают интерперсональные ценности, у кого-то наоборот. Это соотношение в значительной степени определяет поведение и позицию человека.
В психологии под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению человека специфический, характерный для него оттенок.
В процессе становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, могут выявляться чрезмерно ярко. В таких случаях принято говорить об акцентуациях характера.
Итак, акцентуация - крайний вариант нормы, при котором отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определённого рода психогенных воздействий при хорошей устойчивости к другим. Иными словами, акцентуация представляет собой вариант психического здоровья (нормы), который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии. В процессе взросления черты акцентуаций обычно сглаживаются [3].
Автором концепции акцентуации принято считать немецкого психиатра Карла Леонгарда (1968), который ввёл термин «акцентуированная личность». Он также выделил 10 типов акцентуированных личностей, которые разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный) [13].
А.Е. Личко уточнил термин «акцентуированная личность», изменив его на термин «акцентуация характера», так как личность, по его мнению, слишком комплексное понятие, скорее подходящее для психопатий. Работа Личко А.Е. основывается на системе психопатий П.Б. Ганнушкина.
Согласно А.Е. Личко, по степени выраженности можно выделить два вида (две стадии) акцентуаций [16]:
Явная акцентуация - крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни, не наступает декомпенсации при отсутствии психотравм.
Скрытая акцентуация - обычный вариант нормы. Черты характера этого типа проявляются в основном при психотравмах, но не отмечается хронической дезадаптации.
Перечислим отличительные черты акцентуаций от психопатий:
1. Акцентуации проявляются не всегда и не везде.
2. Акцентуации не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации.
3. В определённых ситуациях акцентуации могут способствовать адаптации.
Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются в процессе взросления. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к месту наименьшего сопротивления, к слабому звену данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие слабое место, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, слабые места.
Таким образом, под термином «характер» понимают совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. А акцентуация характера представляет собой вариант психического здоровья, который характеризуется особой выраженностью, заострённостью, непропорциональностью некоторых черт характера всему складу личности и приводит её к определённой дисгармонии.
Характер считается базисом личности, он формируется в основном в подростковом возрасте, личность как целое - уже при взрослении. Именно типы характера, а не личности в целом описаны К. Леонгардом, именно особенности характера отличают в его описаниях один тип от другого [13].
Большинство типов акцентуаций характера (кроме паранойяльного и отчасти сенситивного) оказываются наиболее выраженными также именно в подростковом возрасте, что все же, как правило, не препятствует удовлетворительной социальной адаптации. К концу подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированы настолько, что кроме как при особых обстоятельствах, не выявляться вовсе [4].
В отношении акцентуаций характера существуют две классификации типов.
Далее кратко рассматриваются различные черты характера, формирующие человека как личность в тех случаях, когда он представляет собой отклонение от некоего стандарта [15].
1. Демонстративные личности.
Сущность состоит в том, что
им присуща аномальная
2. Педантические личности.
Представители этого типа
3. Застревающие личности. Особенность – патологическая стойкость аффекта. Чувства, способные вызвать сильные реакции не убывают, а остаются на том же уровне. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забываются застревающими личностями, поэтому их часто называют злопамятными, мстительными людьми. Кроме того, их характеризируют как чувствительных, болезненно обидчивых, легко уязвимых людей. Обиды в таких случаях касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести.
4. Возбудимые личности. Решающим для образа жизни и поведения человека часто является не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывает разум, не принимается во внимание.
5. Гипертимические личности. Приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводят к скачке мыслей. Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистично, без особого труда преодолевают грусть, вообще им не трудно живется на свете. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению.
6. Дистимические личности. По натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени на радостных. События, потрясшие их глубоко, могут довести эту серьезную пессимистическую настроенность до состояния реактивной депрессии. В обществе Дистимические личности почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом.
7. Аффективно-лабильные личности. Для них характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступают то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Для смены полюсов иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем настроении.
8. Аффективно-экзальтированные личности. Такие люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темпы нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния.
9. Тревожные личности. Дети боятся, например, засыпать в темноте или когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры, боятся собак. Наконец, боятся других людей, поэтому те их часто дразнят и преследуют. Такие дети испытывают страх перед учителями, которые этого, к сожалению, часто не замечают, усугубляя страх ребенка своей гордостью. Взрослым окружающие не представляются угрожающими, как в детстве, поэтому их тревожность не так бросается в глаза. Однако неспособность отстоять свою позицию в споре остается.
10. Эмотивные личности. Характеризуются чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными, они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных.
11. Экстравертированная личность. Экстраверт больше обращен в сторону восприятий, чем представлений. Такой человек легко поддается влиянию окружения, стимулом извне, постоянно ищет новых переживаний, любит ходить в кино, смотреть телевизионные передачи. Он отлично чувствует себя в оживленном обществе. Среди любимых занятий спорт. Такой человек подвержен чужому влиянию и легковерен.
12. Интровертированная личность. Интроверт живет не столько своими восприятиями и ощущениями, сколько своими представлениями. Поэтому внешние события, как таковые, влияют на жизнь такого человека относительно мало. Гораздо важнее то, что он о них думает. Ярко выраженная интровертированность ведет к изоляции личности от других людей, которые не в состоянии понять ее чудаковатых идей. Однако стоит интровертированному человеку установить контакт, как он будет искренне рад общению с понимающим его партнером, между ними установятся теплые отношения.
Таким образом, в современной психологической науке существует несколько типологий акцентуаций характера. Главное отличие подходов К. Леонгарда и А.Е. Личко состоит в том, что А.Е. Личко приписывает эти акцентуации только подросткам, а К. Леонгард и взрослым.
А.Е. Личко применительно к подростковому возрасту выделяет 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Кроме этого, автор выделяет 14 подтипов (гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, истероидно- неустойчивый, лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, сепситивно-ла бильный, конформно-гипертимный и т. д.) и смешанные типы, которые, по мнению автора, составляют почти половину явных акцентуаций характера [16].
Сложность такой классификации, с одной стороны, оправданна, поскольку крайне трудно втиснуть в какие-либо рамки все многообразие проявлений характера.
Систематика акцентуаций характера включает в себя следующие типы особенностей (акцентуаций) характера в подростковом возрасте: эксплозивный, эпилептоидный, шизоидный, психастенический, сензитивный, астенический, истероидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный и гипертимный [14].
В данной классификации по сравнению с классификацией А.Е. Личко исключены конформный и циклоидный типы и включен эксплозивный.
Конформность, т.е. тенденция личности изменять свое поведение таким oбразом, чтобы оно соответствовало поведению и требованию других людей, проявляется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и позицией социальной группы существуют расхождения, возникает конфликт, решение которого осуществляется путем соглашательства и примиренчества в пользу мнения группы.
Типичные, по мнению А.Е. Личко, для конформного типа акцентуации — подражательство, желание жить «как все», поступать «как все», равно как и повышенная внушаемость, присущи вообще подростковому возрасту, а в утрированном виде нередко встречаются при различных типах акцентуации, особенно часто при неустойчивом и истероидном [15].
Циклоидный тип акцентуации, так же как и паранойяльный, в подростком возрасте встречается крайне редко и требует дифференциальной диагностики с нерезко выраженными формами аффективных расстройств. В то же время экс плозивный тип аномалии характера давно выделяется в детской и подростковой психиатри. Особенно часто эксплозивный тип психопатии встречается в старшем подростковом возрасте [6].
Информация о работе Ценностные ориентации и акцентуации характера