Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:14, контрольная работа
Ценностные ориентации - сложный социально-психологический
феномен, характеризующий направленность и содержание активности
личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе,
придающий смысл и направление личностным позициям, поведению,
поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую
структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и
жизненными целями личности.
Введение .................................................................................................................. 2
1. Теоретический обзор ценностных ориентаций и акцентуаций характера.... 4
1.1. Ценностные ориентации: основные понятия................................................ 4
1.2. Понятие «характер» и «акцентуация характера» ....................................... 10
2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций
характера ............................................................................................................... 18
2.1. Организация и методика исследования....................................................... 18
2.2. Интерпретация результатов.......................................................................... 19
Заключение............................................................................................................ 27
Список использованных источников........
Исследование проводилось на базе МАУ ВПО «Воронежский институт экономики и социального управления».
В исследовании приняло участие 6 человек.
Для установления взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций характера юношей и девушек в подростковом возрасте были выбраны следующие методики:
Методика № 1: Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича [24].
Цель: система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
М. Рокич различает два класса ценностей:
- терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
- инструментальные –
убеждения в том, что какой-то
образ действий или свойство
личности является
Материалы и оборудование: два списка ценностей (по 18 в каждом), ручка или карандаш.
Содержание обследования: респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Инструкция испытуемому: внимательно изучите представленный список и выберите ту ценность, которая для Вас наиболее значима - она займет первое место (или получит первый ранг). Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее на второе место. Проранжируйте все предложенные ценности. Наименее важная останется последней и займет, соответственно, 18-е место.
Методика № 2: Характерологический опросник К. Леонгарда – Н. Шмишека [24].
Цель: предназначен для диагностики типа акцентуации характера личности и является реализацией типологического подхода к ее изучению.
Тест К. Леонгарда – Н. Шмишека представляет собой опросник, содержащий 88 утверждений, которые группируются в 10 шкал, каждая из которых соответствует одному направлению акцентуаций:
1 – высокая жизненная активность
2 – возбудимость
3 – глубина эмоциональных реакций
4 – педантизм
5 – повышенная тревожность
6 – перепады настроения
7 – демонстративность
8 – неуравновешенность
9 – утомляемость
10 – сила и выраженность эмоций
Материалы и оборудование: бланк ответов, ручка или карандаш.
Инструкция испытуемому: «Вам будут предложены утверждения, касающиеся вашего характера. Если вы согласны с утверждением, рядом с его номером поставьте знак «+», если не согласны – знак «-». Над вопросами долго не думайте. Помните, что правильных и неправильных ответов нет».
Для подробного изучения ценностных ориентаций далее представлены результаты исследований (таблица 1, 2).
Таблица 1 - Список «терминальных» ценностей
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Елена |
10 |
12 |
1 |
5 |
11 |
9 |
6 |
2 |
17 |
13 |
14 |
7 |
3 |
15 |
4 |
8 |
16 |
18 |
Юлия |
8 |
14 |
1 |
9 |
2 |
13 |
7 |
6 |
10 |
3 |
18 |
11 |
15 |
4 |
17 |
12 |
5 |
16 |
Анна |
17 |
1 |
2 |
16 |
9 |
10 |
15 |
3 |
11 |
8 |
14 |
4 |
7 |
12 |
5 |
6 |
18 |
13 |
Егор |
7 |
17 |
8 |
2 |
1 |
15 |
6 |
3 |
15 |
10 |
16 |
9 |
13 |
4 |
12 |
5 |
18 |
11 |
Антон |
17 |
7 |
6 |
1 |
16 |
5 |
15 |
4 |
14 |
8 |
10 |
2 |
11 |
3 |
9 |
12 |
18 |
13 |
Павел |
1 |
13 |
18 |
3 |
2 |
17 |
11 |
10 |
12 |
9 |
4 |
14 |
5 |
8 |
6 |
15 |
7 |
16 |
В верхней строчке цифрами от 1 до 18 обозначены терминальные ценности: 1. Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни).
2. Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом).
3. Здоровье (физическое и психическое).
4. Интересная работа.
5. Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве).
6. Любовь (духовная и (или) физическая близость с любимым человеком).
7. Материально обеспеченная жизнь
(отсутствие материальных
8. Наличие хороших и верных друзей.
9. Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе).
10. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие).
11. Продуктивная жизнь (максимально
полное использование своих
12. Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование).
13. Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей).
14. Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках).
15. Счастливая семейная жизнь.
16. Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом).
17. Творчество (возможность творческой деятельности).
18. Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Рисунок 1 – Результаты исследования терминальных ценностей
Цифрами по оси Х обозначены названия термиальных ценностей по списку приведенному выше.
Таблица 2 - Список «инструментальных» ценностей
№ п/п |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Елена |
7 |
15 |
6 |
14 |
18 |
13 |
12 |
1 |
5 |
8 |
2 |
16 |
9 |
17 |
10 |
3 |
11 |
4 |
Юлия |
16 |
1 |
15 |
2 |
14 |
8 |
17 |
3 |
7 |
11 |
13 |
4 |
18 |
5 |
6 |
9 |
10 |
12 |
Анна |
12 |
5 |
17 |
11 |
10 |
4 |
18 |
6 |
3 |
14 |
7 |
13 |
2 |
8 |
16 |
1 |
15 |
9 |
Егор |
4 |
13 |
8 |
12 |
18 |
17 |
9 |
5 |
14 |
1 |
10 |
6 |
15 |
11 |
2 |
7 |
16 |
3 |
Антон |
8 |
14 |
1 |
9 |
2 |
13 |
7 |
6 |
10 |
3 |
18 |
11 |
15 |
4 |
17 |
12 |
5 |
16 |
Павел |
18 |
17 |
12 |
10 |
11 |
9 |
6 |
1 |
5 |
16 |
2 |
13 |
4 |
14 |
3 |
15 |
7 |
8 |
В верхней строчке цифрами от 1 до 18 обозначены инструментальные ценности:
1. Аккуратность, чистоплотность (умение содержать в порядке вещи, порядок в делах).
2. Воспитанность (хорошие манеры).
3. Высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания).
4. Жизнерадостность (чувство юмора).
5. Исполнительность (дисциплинированность).
6. Независимость (способность действовать самостоятельно, решительно).
7. Непримиримость к недостаткам в себе и других.
8. Образованность (широта знаний, высокая общая культура).
9. Ответственность (чувство долга, умение держать слово).
10. Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения).
11. Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина).
12. Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов.
13. Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями).
14. Терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения).
15. Честность (правдивость, искренность).
16. Чуткость (заботливость);
17. Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки).
18. Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе).
Рисунок 2 – Результаты исследования терминальных ценностей
Цифрами по оси Х обозначены названия иструментальных ценностей по списку приведенному выше.
Анализ данных выявил определенные различия в определении жизненных ценностей подростков.
Девочками первые места были отведены таким ценностям как «счастливая семейная жизнь», «интересная работа», «любовь».
Лидирующее положение занимают такие ценности, как «здоровье», «хорошие и верные друзья».
Средние места в иерархии ценностей отведены: «активной жизненной деятельности», «равенство», «познание и интеллектуальное развитие» «материальное обеспечение жизни».
Наименее значимыми ценностями для девочек явились «творческая деятельность», «общественное признание».
Остальные ценности не определяют жизненную позицию девочек.
Мальчики показали большую ориентированность на «интересную работу» и «хороших и верных друзей».
Среди ведущих ценностей, определяющих ядро ценностей для мальчиков данной группы, отмечены «познание», «здоровье», «уверенность в себе».
Также высоко оцениваются «счастливая семейная жизнь, «любовь», «активная деятельная жизнь».
Малоценными мальчикам представляются такие ценности как «красота природы», «творческая деятельность».
В целом по группе подростков ценности распределились таким образом:
Наиболее значимые терминальные ценности - «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье».
Наименее значимые ценности – «творчество (возможность творческой деятельности)», «уверенность в себе», «общественное признание».
Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».
Результаты исследования акцентуаций характера испытуемых представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Результаты диагностики акцентуаций характера испытуемых
Респонденты |
Гипертимы |
Застревающие |
Эмотивные |
Педантичные |
Тревожные |
Циклотимные |
Демонстративные |
Возбудимые |
Дистимичные |
Экзальтированные |
Елена |
12 |
20 |
18 |
8 |
18 |
24 |
16 |
15 |
15 |
24 |
Юлия |
21 |
18 |
3 |
6 |
3 |
18 |
22 |
12 |
12 |
18 |
Анна |
15 |
14 |
0 |
10 |
0 |
9 |
16 |
12 |
9 |
12 |
Егор |
3 |
12 |
12 |
12 |
9 |
12 |
10 |
9 |
9 |
12 |
Антон |
21 |
18 |
6 |
4 |
3 |
12 |
10 |
12 |
6 |
12 |
Павел |
15 |
8 |
9 |
14 |
15 |
6 |
12 |
3 |
12 |
12 |
Информация о работе Ценностные ориентации и акцентуации характера