Ценностные ориентации и акцентуации характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2014 в 08:14, контрольная работа

Описание работы

Ценностные ориентации - сложный социально-психологический
феномен, характеризующий направленность и содержание активности
личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе,
придающий смысл и направление личностным позициям, поведению,
поступкам. Система ценностных ориентация имеет многоуровневую
структуру. Вершина ее - ценности, связанные с идеализациями и
жизненными целями личности.

Содержание работы

Введение .................................................................................................................. 2
1. Теоретический обзор ценностных ориентаций и акцентуаций характера.... 4
1.1. Ценностные ориентации: основные понятия................................................ 4
1.2. Понятие «характер» и «акцентуация характера» ....................................... 10
2. Исследование взаимосвязи ценностных ориентаций и акцентуаций
характера ............................................................................................................... 18
2.1. Организация и методика исследования....................................................... 18
2.2. Интерпретация результатов.......................................................................... 19
Заключение............................................................................................................ 27
Список использованных источников........

Файлы: 1 файл

Взаимосвязь ценностных ориентаций и акцентуаций характера.doc

— 206.50 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 3 - Результаты диагностики акцентуаций характера испытуемых

Анализ исследования показал, что в группе испытуемых доминирующими акцентуациями характера выявлены гипертимная и экзальтированная, что характеризует группу склонной к повышенному настроению, выраженная направленность к активизации в различных сферах деятельности, многообразием интересов, к высокой психической и физической выносливости. Испытуемых отличает крайняя впечатлительность по поводу печальных событий и фактов. При этом внутренняя впечатлительность и переживания сочетаются с ярким их внешним выражением.

В меньшей степени у группы выражены циклотимный и демонстративный типы акцентуаций, т.е. они склонны к сильным переживаниям, выражена тенденция к длительному преобладанию повышенного или пониженного настроения.

Центральной особенностью демонстративной личности является потребность и постоянное стремление произвести впечатление, привлечь к себе внимание, быть в центре внимания.

 

 

 

Заключение

 

В ходе исследования были реализованы задачи данной работы:

- осуществлен теоретический анализ теоретических подходов к понятию, содержанию и структуре ценностных ориентаций личности;

- проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме формирования ценностных ориентаций;

- выявлены факторы, влияющих на ценностные ориентации подростков;

- проанализирована психологическая литература по проблемам акцентуаций характера;

- организовано исследование ценностных ориентаций и акцентуаций характера в подростковом возрасте.

В целом по группе испытуемых ценности распределились следующим образом: наиболее значимыми терминальными ценностями выявлены «интересная работа», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «здоровье».

Наименее значимые ценности – «творчество (возможность творческой деятельности)», «уверенность в себе», «общественное признание».

Анализ данных по «инструментальным ценностям» показал, что у данной группы подростков высший ранг занимают «жизнерадостность, «образованность», «честность», «рационализм».

Доминирующими акцентуациями характера выявлены гипертимная и экзальтированная, что характеризует группу склонной к повышенному настроению, а наименее выраженными оказались циклотимный и демонстративный типы акцентуаций, т.е. испытуемые склонны к сильным переживаниям.

Перспективы дальнейшего исследования видятся в дальнейшем изучении ценностных ориентаций и особенностей акцентуаций характера у подростков.

 

Список использованных источников

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. – 397 с.

2. Аронсон Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Арсон. – СПб.: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2011. – 560 с.

3. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики // Психологический журнал.-2003.- №1.-С.28-38.

4. Безменова И.К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология. / центр информ.технологий РФ. –М.: Росийское образование, 2008. – Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm

5. Битуева А.В. Особенности структурного  строения ценностных ориентаций [Электронный ресурс] Credo New/ центр информ.технологий. –М.: 1998. – Режим доступа http://credonew.ru

6. Божович Л.И. Проблема формирования личности / Л.И. Божович. -М.: Издательство «Институт практической психологии», 1997. – 352 с.

7. Вегнер А.Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Вегнер. – М.: Рига, 2009. – 184 с.

8. Гаврилюк В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С. 96–105.

9. Гайс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Гайс. - СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 656с.

10. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: учебник / О.Ю. Ермолаев. - М.: Московский психолого-социальный институт «Флинта», 2003. - 336 с.

11. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков / В.Т. Кондрашенко. - Мн.: Наука и техника, 2008. – 368с. 

12. Крысько В.Г. Социальная психология: Курс лекций / В.Г. Крысько. – 3-е изд. – М.: Омега – Л, 2006. – 352с.

13. Леонгард К. Акцентуированные личности / К. Леонгард.- Ростов-Н/Д.: Изд-во «Феникс», 2007. - 544с

14. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1997. – 64 с.

15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера // Психология индивидуальных различий. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова / А.Е. Личко. - М.: Изд-во МГУ, 2008. - С. 288-318.

16. Личко А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков / А.Е. Личко. – М.: ООО АПРЕЛЬ ПРЕСС, ЗАО Изд-ва ЭКСМО Пресс, 2009. – 416с.

17. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2009. – 208 с.

18. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов.- М.: Владос, 1998. – 444 с.

19. Никитина В.А.Социальная педагогика / В.А. Никитина. – М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272с.

20. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.- с. 755.

21. Стволыгин К.В. Организация научного исследования в социальной сфере / К.В. Стволыгиин. – Мн.: ЗАО «Пропилеи», 2005. – 68 с.

22. Стойлик А. Ю. Материалы 13-й международной конференции / А.Ю. Стойлик. - СПб.: СМУ, 2002. – 322 с.

23. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ». – М. – 2003. – 672с.

24. Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера: Хрестоматия / Д.Я. Райгородский.- Самара: Издат. Дом «БАХРАХ-М», 2002.-640 с.

25. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм- Еврознак, 2002. – 656с.

26. Рокич М. Природа человеческих ценностей / М. Рокич. — N.Y., Свободная пресса, 2003. – 153 с.

28. Рубинштейн С.Л. Психологическая наука и дело воспитания // Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- М.: Педагогика, 2006. – 192 c.

29. Фернхем А.Личности и социальное поведение / А. Фернхем. – СПб.: Питер, 2001. – 368 с.

30. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. – СПб.: Речь, 2002. - 480 с.

31. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.

 

 


Информация о работе Ценностные ориентации и акцентуации характера