Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования:
1) Дать обобщенную характеристику современной подростковой субкультуре;
2) исследовать влияние СМИ на подростковую субкультуру;
3) раскрыть роль семьи в социализации подростка;
4) выявить значение школы в становлении подростка;
5) исследовать проблему подросткового чтения;
6) показать влияние досуговых увлечений и предпочтений, ценностных ориентаций современного подростка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Подростковая субкультура в системе информационно -техногенного общества…………………………………………………………….7
1.1. Общая характеристика подростковой субкультуры……………………...…..7
1.2. Средства массовой информации и их влияние на становлении подростка………………………….………………………………………………...13
Глава 2. Особенности социализации современного подростка……………..20
2.1. Семья как фактор социализации личности……………………………..........20
2.2. Школа в становлении подростка……………………………………………...28
Глава 3. Ценностные ориентиры современного подростка…….....…...........35
3.1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России……………………………………………………………………………….35
3.2. Досуг и его влияние на ценностные ориентации подростка…………..........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………...………………………………..5
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1. Подростковая субкультура
в системе информационно -техногенного
общества…………………………………………………………
1.1. Общая характеристика
подростковой субкультуры………………
1.2. Средства массовой
информации и их влияние на становлении подростка………………………….…………………………
Глава 2. Особенности социализации современного подростка……………..20
2.1. Семья как фактор социализации
личности……………………………..........
2.2. Школа в становлении подростка…
Глава 3. Ценностные ориентиры современного подростка…….....…...........35
3.1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной
России………………………………………………………………
3.2. Досуг и его влияние
на ценностные ориентации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………...………………………………..50
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Перспективы развития культуры определяются духовным потенциалом молодого поколения. Общество, озабоченное своим будущим, одной из важнейших своих задач видит формирование культуры личности ребенка.
Подростковый возраст - самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрелости, который пронизывает все стороны жизни подростка. Успешное становление ребенка, подростка, а в последующем молодого человека как личности, определяет не только включение в общественную жизнь, но и нахождение им своей ниши. Таким образом, подростковая субкультура призвана выполнять функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Социологический подход в исследовании современной культуры потребовал рассмотрение данной проблемы в единстве с закономерностями социальной действительности российского общества. При этом подростковая возрастная группа рассматривается как особая субкультура современного общества, в которой выделяются ценностные предпочтения, склонности, своеобразный характер социализации, идентификации в системе современной культуры. Глубокие изменения, происходящие в обществе, сказались на всех сферах его жизни, в том числе на системе образования, воспитания и социально-культурной деятельности.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд сложных социальных проблем: распад семей, рост количество неблагополучных семей, снижение рождаемости, рост численности беспризорных детей, преступность, алкоголизм и наркомания среди подростков, падение нравственности. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, социальных
учреждений и широкой
Вместе с тем важность этого вопроса предполагает необходимость комплексного исследования проблемы культуры личности подростка, обобщение данных социологических исследований и дополнительного сбора данных по некоторым вопросам. В частности, в процессе данного исследования была предпринята попытка дополнительного практического исследования проблемы чтения и досуговых предпочтений подростка, в результате которых были представлены выводы.
Проблемами подростковой субкультуры занимались многие ученые, работы которых были использованы в данном исследовании.
Серьезный вклад в разработку теории семейного воспитания внесли: М. Земска «Семья и личность», Л.В. Карцева «Семья в трансформационном обществе», М.С. Мацковский «Социология семьи». Авторы раскрывают условия эффективного семейного воспитания и основные тенденции развития семьи как социальной структуры.
Источниковая база исследования обеспеченна обращением к следующим работам: Маргарет Мид «Культура и мир детства» - автор дает достаточно полное представление о закономерностях развития и воспитания детей (подростков) в зависимости от этнографических и социальных особенностей образа жизни народов. М. Мид называют первым антропологом детства и юности.
В работе Э. Эриксона «Идентичность: юность и кризис», воплотилось системное исследование социальной идентичности личности. Эриксон сконцентрировал свое внимание на изучении отрочества, являющегося, по его мнению, стержневым периодом развития личности; создал теорию подростковой идентичности. Эриксон считает, что становление личностной идентичности является важнейшей задачей развития в подростковом возрасте.
Литература по исследованию психолого-педагогических особенностей подростков: И.С.Кон «Психология ранней юности», адресованная работам сферы образования. В книге рассмотрены важные аспекты психологии старшеклассников: формирование их личности, мировоззрения и общественной активности; взаимоотношения с взрослыми и сверстниками; эмоциональная и эстетическая сфера жизни юношей и девушек. В монографии М. Кле создается обобщающее историко-культурное исследование, раскрывающее социальные и психологические вопросы жизни ребенка в обществе. Автор освещает специфику подросткового возраста, роль семьи и школы в становлении подростка, а также аспекты психолого-социального развития. Особое внимание уделяется роли родителей и сверстников в процессе становления личности подростка. Л.С. Выготский в своих трудах дает анализ физиологии и психологии переходного периода, типичных возрастных конфликтов, эволюции интересов, мышления, воображения и творчества, динамики и структуры личности подростка.
Социологические исследования и данные статистики: проблемами семьи в современной России занимаются Никольская Г., Пахомова Т.М., Андреева Т.В., Карцева Л.В. Наиболее значимая статья Замолоцких Е.Г. «Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков», так как здесь автор дает подробную картину современной семьи, взаимоотношения родителей и детей, актуализирует проблемы семейного досуга, семейных отношений, социализации подростка.
Проблемы подросткового чтения представлены в исследованиях социологов: Бутенко А.М., Чудинова В. Ученые описывают ситуацию подросткового чтения в России, ссылаются на зарубежный опыт поддержки детского чтения, также подчеркивают национальную важность этой проблемы.
Проблемам нравственного уровня подростков
посвящены исследования: Молчанова С.В.,
Ребзуев Б.Г. Особенно хочется отметить
исследование Гуровой Р.Г. «Современная
молодежь: социальные и нравственные ориентации»,
в которой вскрывается причина падения
нравственности в насильственной капитализации
страны в 90-е годы ХХ века.
Анализ источниковой и теоретической базы исследования говорит о комплексности данной работы.
Комплексное исследование проведено с целью выявления и осмысления проблем подростковой субкультуры на современном этапе развития России.
Цель исследования:
1) Дать обобщенную характеристику современной подростковой субкультуре;
2) исследовать влияние
СМИ на подростковую
3) раскрыть роль семьи в социализации подростка;
4) выявить значение школы в становлении подростка;
5) исследовать проблему подросткового чтения;
6) показать влияние
досуговых увлечений и
Объектом исследования являются статистические данные, теоретические выводы исследований современной культуры, социально-психологические, социологические труды; современный подросток в социокультурном пространстве.
Предметом исследования избраны проблемы подростковой субкультуры в изменяющейся социокультурной ситуации российской действительности XXI века.
В исследовании применялись теоретические методы: психоанализ, системный, сравнительно-исторический. Качественный метод социологического исследования: анкетирование, интервью.
ГЛАВА 1. ПОДРОСТКОВАЯ СУБКУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОНО - ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Общая характеристика подростковой субкультуры
В общем смысле под субкультурой понимают систему ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура возникает как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп.
В узком смысле, субкультура - это один из компонентов культуры как системы выражения ее социокультурной самоорганизации на разных уровнях. Субкультура - форма жизнедеятельности групп и общностей, являющихся носителями собственных специфических ценностей, норм, интересов, отношений, поведенческих традиций, артефактов (в виде элементов моды, дизайна среды).
Одним из самых распространенных принципов образования субкультуры является возрастной принцип, поэтому можно говорить о подростковой культуре в общей системе культуры. Подростковая субкультура - это своеобразная попытка построить сообщество сверстников-единомышленников и утвердить свой собственный образ жизни, отличающийся как от детского, так и взрослого.
Для подростков (социальная группа от 12 до 16 лет) субкультура выполняет функции выбора и нахождения собственных норм поведения и общения в ситуациях освоения новых социально-культурных ролей.
Подростковый возраст отличается большей самостоятельностью, рассудительностью, ответственностью, но возникают и негативные изменения в поведении: дерзость, нетерпимость, обидчивость, неадекватная самооценка. На этом пути возможна дезорганизация поведения индивида, начиная от незначительных форм до совершения преступлений, чему соответствуют типы поведения: отклоняющиеся (неадекватное поведение, нарушение некоторых норм), девиантное (нарушение порядка) и делинкветное (совершение правонарушений). Такое отчуждение возникает тогда, когда подросток не видит возможности реализовать свои интересы и ожидания.
Подростковый возраст является особенным и отличным от других возрастов. Так Э. Эриксон особенно выделяет этот возраст, который характеризуется появлением чувства неповторимости, индивидуальности, непохожести на других («идентичности») [51, с. 152]. Корень «рост» особым образом подчеркивает эту уникальность. Чтобы выйти в состояние ростка, семенному зародышу необходимо освоить и преодолеть в первую очередь пределы семени. Прорываясь в состояние ростка к свету, растения начинает строить себя в пределах природных условий. Иными словами, ребенку предстоит освоить и преодолеть свою телесную ограниченность, толщу житейских, культурных, социальных наносов, чтобы «подростком» прорваться в мир и к самому себе [9, с. 42].
Переход от детства к взрослости обычно подразделяется на два периода: подростковый возраст (отрочество) и юность. Хронологические границы этого периода разными исследователями воспринимаются не одинаково. Например, в отечественной социологии возраст от 14 до 18 лет называется подростковым, в психологии 16-18-летних считают юношами.
Возрастная терминология никогда не была однозначной. В Толковом словаре В.Даля «подросток» определяется как «дитя на подросте», около 14-15 лет, а «юноша» - как молодой, малый, парень от 15 до 20 лет и более. Между тем герою романа Ф.М. Достоевского «Подросток» уже исполнилось 20 лет. В древнерусском языке слово «отрок» обозначало и дитя, и подростка, и юношу. Таким образом, границы между отрочеством и юностью довольно-таки размыты.
Отрочество как отдельная особая возрастная категория выявилась не сразу. Так социолог Филипп Ариес в своем труде по истории ребенка и семейной жизни во Франции, пишет о том, что в доиндустриальной Европе не существовало различия между детством и отрочеством. Ариес считает, «датой рождения» отрочества период 1900-х гг., тогда когда отрочество в Европе стало общим явлением только в конце первой мировой войны, когда солдаты противопоставляли себя прежним поколениям. С этого момента отрочество распространилось, растянулось во времени, оттесняя детство вверх по течению жизни, а зрелость - вниз. Таким образом, совершился переход от эпохи без отрочества к эпохе ХХ в., когда отрочество становится любимым возрастом [13, с. 115].
На рубеже ХIX - XX веков, разные социологи и психологи определяют возрастные категории подросткового периода по-разному. Например, американский психолог Арнольд Гезелл (1880-1961) определял подростковый возраст от 11 до 21 года. А Пиаже, швейцарский психолог (1896-1980), определяет подростковый возраст 12-15 лет [15, с. 21].
М. Кле в книге «Психология подростка» пишет: «Отрочество - это период жизни, лежащий между детством и взрослостью. Основным событием отрочества является постепенное включение в мир взрослых…» [13, с. 120].
В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших, детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости. Приобрести качества взрослости стремятся все без исключения подростки. Видя проявления этих качеств у старших людей, подросток часто некритически подражает им. Собственное стремление подростков к взрослости усиливается за счет того, что и сами взрослые начинают относиться к подросткам уже не как к детям, а более серьезно и требовательно. С подростка спрашивают больше, чем с младшего школьника, но ему многое и разрешается из того, что не позволяется первоклассникам. Например, подросток гораздо больше, чем младший школьник, может находиться вне дома, на улице, в компании друзей и среди взрослых. Ему позволено участвовать в таких ситуациях, к которым обычно младшие школьники не допускаются. Этим подтверждается равноправное и независимое положение подростка в системе человеческих отношений. Все это вместе взятое порождает у подростка представление о себе как о человеке, переставшем быть ребенком, перешагнувшем за порог детства. Новый этап в развитии этой формы научения у подростков начинается с подражания внешним атрибутам взрослости.
Информация о работе Ценностные ориентиры современного подростка