Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа
Цель исследования:
1) Дать обобщенную характеристику современной подростковой субкультуре;
2) исследовать влияние СМИ на подростковую субкультуру;
3) раскрыть роль семьи в социализации подростка;
4) выявить значение школы в становлении подростка;
5) исследовать проблему подросткового чтения;
6) показать влияние досуговых увлечений и предпочтений, ценностных ориентаций современного подростка.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Подростковая субкультура в системе информационно -техногенного общества…………………………………………………………….7
1.1. Общая характеристика подростковой субкультуры……………………...…..7
1.2. Средства массовой информации и их влияние на становлении подростка………………………….………………………………………………...13
Глава 2. Особенности социализации современного подростка……………..20
2.1. Семья как фактор социализации личности……………………………..........20
2.2. Школа в становлении подростка……………………………………………...28
Глава 3. Ценностные ориентиры современного подростка…….....…...........35
3.1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России……………………………………………………………………………….35
3.2. Досуг и его влияние на ценностные ориентации подростка…………..........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………...………………………………..5
Самый легкий способ достичь цели «быть как взрослый» состоит в подражании внешним формам наблюдаемого поведения. Подростки, начиная с 12-13 лет (девочки несколько раньше, мальчики позднее) копируют поведение взрослых, которые пользуются авторитетом в их кругу. Сюда входит мода в одежде, прически, украшения, косметика, особый лексикон, манера поведения, способы отдыха, увлечения и т. п. Помимо взрослых образцами для подражания со стороны подростков могут стать их более старшие сверстники. Тенденция походить на них, а не на взрослых в подростковой среде с возрастом увеличивается.
Для мальчиков-подростков объектом подражания часто становится тот человек, который ведет себя «как настоящий мужчина» и обладает силой воли, выдержкой, смелостью, мужеством, выносливостью, верностью дружбе. У девочек развивается тенденция подражать тем, кто выглядит «как настоящая женщина»: старшим подругам, привлекательным, пользующимся популярностью взрослым женщинам. К своему физическому развитию многие мальчики-подростки относятся очень внимательно, и начиная с V-VI классов школы многие из них приступают к выполнению специальных физических упражнений, направленных на развитие силы и выносливости. У девочек же больше наблюдается подражание внешней атрибутике взрослости: одежде, косметике, приемам кокетства и т. п.
В подростковом возрасте продолжается процесс формирования и развития самосознания ребенка. В отличие от предыдущих возрастных этапов он так же, как и подражание, меняет свою ориентацию и становится направленным на сознание человеком своих личностных особенностей. Совершенствование самосознания в подростковом возрасте характеризуется особенным вниманием ребенка к собственным недостаткам. Желательный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Поскольку в качестве образцов для подражания подростков выступают как взрослые, так и сверстники, создаваемый ими идеал оказывается несколько противоречивым. Он сочетает в себе качества, как взрослого, так и более молодого человека, причем далеко не всегда эти качества оказываются совместимыми в одном лице. В этом, по-видимому, заключается одна из причин несоответствия подростков своему идеалу и их постоянных переживаний по данному поводу.
Отрочество характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития: освобождение от родительской опеки; постепенное вхождение в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнерами обоих полов.
В течение всего подросткового возраста постепенно формируется новая субъективная реальность, преобразующая представления индивида о себе и другом. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает в себя три основные задачи развития: осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее; осознание себя как отличного от родительских образов; осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (в основном речь идет о выборе профессии, половой поляризации и идеологических установках).
Таким образом, подростковый период - это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение.
Значительную роль в процессе социализации личности подростка играют: общество, в котором живет и развивается подросток, семья, которая определяет ценностные ориентации ребенка и школа, которая развивает его способности. В современной культуре одной из форм стихийной социализации является СМИ.
Формирование норм, образцов социального поведения, личностных идеалов происходит в сложно организованном социо-культурном пространстве, где наряду с такими институтами, как школа и семья, немаловажная, а порой и ведущая, роль принадлежит средствам массовой информации (СМИ).
1.2 Средства
массовой информации и их
Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой - стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности [8, с. 16].
Исследование СМИ и компьютерных технологий в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, так как это задает ракурс для рассмотрения общих социокультурных изменений информационной среды и для понимания трансформаций функций самого образования.
В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». К которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно электронные медиа. По мере усиления их воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям - учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств массовой информации относятся печать, радио, телевидение. В последнее время интенсивно развиваются и другие, новые медиа, такие как Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой интерес.
Для многих из них СМИ является необходимым условием для жизни, многие подростки уже не представляют свое существование без любимого сериала, радиопередачи, журнала. СМИ становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками).
С другой стороны, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы.
СМИ как фактор социализации выполняет ряд функций, в том числе:
1) информационная (является
источником разнообразной
2) рекреативная (определяет
досуговое времяпрепровождение
как групповое, так и
3) релаксационная - снимает
ощущение одиночества, служит
средством отвлечения при
Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".
Телевидение - это одно из самых популярных средств массовой информации, оказывающее наибольшее влияние на становление ценностей, мировоззрения, на развитие личности подростка. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства подростков и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.
Если сравнивать особенности телевизионных трансляций за период с середины 80-х до конца 90-х годов, то список передач, обладающих в разные годы наиболее высоким рейтингом среди подростков, позволяет выделить ряд характерных тенденций:
- исчезают явные передачи-лидеры, центрирующие вокруг себя подростковую аудиторию;
- исчезают ориентированные на подростков передачи общественно политической направленности (подобные популярным в 80-е годы передачам: «12 этаж», «Мир и молодежь»);
- изменяется жанровая специфика популярных среди подростков телепередач (наиболее популярными становятся передачи конкурсы и ток-шоу).
В целом, материалы исследований свидетельствуют о весьма существенных изменениях подростковой телевизионной субкультуры. Можно думать, что увеличившаяся вариативность телевизионной информационной среды привела к дезинтеграции возрастной поколенческой субкультуры. Иными словами, если в середине 80-х годов телевидение выступало как целостное информационное пространство интегрирующее, достаточно крупные возрастные когорты, то в конце 90-х возрастные когорты учащихся все больше дифиринцируют для себя информационную среду телевидения. При этом характерно, что политика телевещания не ориентирована на создание специальных телепередач для детской и подростковой аудитории.
Произошедшие в 1990-е гг. перемены на российском телевидении нанесли существенный ущерб позитивной социализации детей, подготовке их к жизни в качестве полноценных граждан своей страны. Через телеэкран детям постоянно прививаются культурные и этические ценности, образцы поведения, совместимые с реалиями российского общества, с его духовными традициями. Телевизор является зеркалом, которое отражает все тенденции русской культуры. А именно отражение в телепередачах потребительства, тщеславия, развязности, хамства, неуважительного отношения к родителям приводит к подмене гуманистических ценностей их суррогатами, к конфликту полов и поколений. Следствием этого является не только эффект уродливой социализации, но, угрожает в конечном итоге психическому здоровью детей. Не стоит забывать о насилии жестокости на экране, в виде боевиков, триллеров. Возникает опасность массового подражания подростков “героям” из фильмов, а, следовательно, рост детской преступности и повышения агрессивности. Эффект экранного насилия может способствовать выработке специфических установок и норм поведения, научить насильственному разрешению конфликтов.
На российском телевидении происходит вестернизация телевизионного эфира, то есть большинство фильмов американского происхождения, а отечественное кино практически отсутствует. Телевизионная политика современного кинопроката ориентирует ценностные представления современного подростка на «американизацию» подростковой субкультуры. Более того, половина фильмов, транслируемых по российскому телевидению, является сериалами (в основном американскими и южноамериканскими), что предполагает не просто регулярное проведение зрителями большого количества времени перед экранами в определенные часы, но и действие особых механизмов идентификации с персонажами, которые существенным образом влияют на смысловое и жизненное пространство подростка. Так, телеканал МTV - это молодежный канал. (музыкальное телевидение) - эксплуатирует такую характерную для подростка черту как «подражательность», прививая при этом вкусы американской культуры - стиль одежды, манеры общения (в лексиконе подростка появляются слова иностранного происхождения, например, кэш Кэш - с английского cash, что означает наличность, деньги., лузер Лузер - с англ.яз. looser, что означает неудачник и т.д.).
Говоря, о влиянии телевидения на школьников стоит указать на количество времени, которое затрачивается школьниками на просмотр телепередач. Сегодня подростки проводят у телевизора около 6-7 часов подряд. Подростки тратят практически большую часть своего свободного времени на просмотр телепередач, чем общению с родителями, чтению книг, школьным занятиям и даже играм со сверстниками. Телевизор, фактически превратившийся в члена семьи, стал еще одним воспитателем ребенка. Телевизионные передачи особым образом встраиваются в жизненный цикл телезрителя - в утренние, дневные, вечерние и ночные часы; будние и выходные дни.
Телевидение также источник рекламных роликов, полных клишированных образов, стереотипов. Кинофильмы и рекламные ролики задают определенные правила и модели поведения, влияют на сознание и подсознание.
Однако телевидение способно оказывать и положительное влияние. Благодаря телевидению происходит широкое ознакомление подростка с окружающим предметным миром. Репертуар программ и передач, которые интересны подросткам, широк и разнообразен. Подростки любят смотреть юмористические передачи, передачи о путешествиях и приключениях, о природе и животных, музыкальные программы и новости спорта. Многие подростки - активные любители игр, конкурсов, викторин. Телевидение, безусловно, информационный носитель. Существует множество познавательных передач, к примеру, передачи ВВС - это целый комплекс интересных сюжетов (исторические, зоологические, медицинские и др.), «В мире животных» или «Дикая природа», также телепередача на канале СТС - «Самый умный» - способствует умственному развитию школьника. Появившийся, совершенно недавно, телеканал в г. Кирове «Звезда» воспитывает в личности патриотические чувства. Таким образом, телевидение - это и образование, и отдых, и развлечение.
От влияния телевидения подростков оградить невозможно. Основная проблема состоит в том, что выберет сам подросток? Ведь, для того чтобы выбрать тот или иной информационный поток достаточно простого нажатия кнопки. Например, только спорт, детективы, развлекательные передачи и др. Школьники могут сознательно избегать серьезных образовательных передач, никогда не смотреть передач, связанных с социальными проблемами, политическими движениями, событиями, происходящими в мире. Выбор может быть непредсказуемым, поэтому очень важно, чтобы родители корректировали и направляли действия подростка в правильное русло.
Современные технологии и образ жизни - это закономерное и неизбежное следствие научно-технической революции. Еще одним «электронным воспитателем» является мировая паутина – Интернет [22, с. 23].
Информация о работе Ценностные ориентиры современного подростка