Ценностные ориентиры современного подростка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
1) Дать обобщенную характеристику современной подростковой субкультуре;
2) исследовать влияние СМИ на подростковую субкультуру;
3) раскрыть роль семьи в социализации подростка;
4) выявить значение школы в становлении подростка;
5) исследовать проблему подросткового чтения;
6) показать влияние досуговых увлечений и предпочтений, ценностных ориентаций современного подростка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Подростковая субкультура в системе информационно -техногенного общества…………………………………………………………….7
1.1. Общая характеристика подростковой субкультуры……………………...…..7
1.2. Средства массовой информации и их влияние на становлении подростка………………………….………………………………………………...13
Глава 2. Особенности социализации современного подростка……………..20
2.1. Семья как фактор социализации личности……………………………..........20
2.2. Школа в становлении подростка……………………………………………...28
Глава 3. Ценностные ориентиры современного подростка…….....…...........35
3.1. Книжная культура и развитие личности подростка в современной России……………………………………………………………………………….35
3.2. Досуг и его влияние на ценностные ориентации подростка…………..........42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………...………………………………..5

Файлы: 1 файл

курсовая работапо возрастной психологии.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

          По результатам проведенного мною опроса школьников, были выявлены наиболее предпочитаемые виды деятельности подростков в свободное время: «общение с друзьями», «просмотр телепередач», «компьютерные игры».

           Досуг призван выполнять следующие функции: самореализационную, коммуникативную, просветительскую, профессионально-ориентационную. Но они в свою очередь зачастую не выполняются, и досуговая деятельность подростков приводит не к развитию, а к деградации личности.

          Таким образом, в результате комплексного исследования проблем подростковой субкультуры позволяет нам сделать вывод, что формирование культуры личности подростка происходит в сложной социокультурной ситуации в России, которая обусловлена общей направленностью на американизацию, безучастным отношением к проблемам общества, семьи, образования, досуговой деятельности. Что приводит к появлению проблем у подрастающего поколения: несформированность подростка как культурной личности (культура общения, духовно-нравственные ценности, падение культуры чтения и т.д.), потребительское отношение к жизни, дизориентация подростка в досуговой сфере, первостепенная роль СМИ в процессе социализации подростка. В решении этих проблем должны быть заинтересованы родители, школа, государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Акимова Л.А. Социология досуга: учеб.пособие/ Л.А. Акимова. - М., 2003.

2. Андреева Т.В. Семья в современной России: структурные и функциональные особенности// Вестн. С.-Петерб. Ун-та., сер. 6., - 2006. - № 2.

3. Бахухина Н.П. Проблемы эстетического воспитания в школе// Формирование личности молодого человека в школе и вузе./Под общ.ред.А.С. Запесоцкого. - СПб. - 2001.

4. Борытков Н.М. Досуг как сфера воспитания/ Культура. Искусство. Образование. - Смоленск, 1998.

5. Бутенко А.М. Подросток - чтение и использование компьютера// Социологическое Исследование. - 2001. - № 12.

6. Варламова С.Н. Семья и дети в жизненных установках россиян//Социологич.исслед. - 2006, - № 11.

7. Выготский Л.С. Проблема возраста //собр. соч. - М. 1984, т.4.

8. Вайнтштейн Г. Интернет как фактор общественных трансформаций// МЭиМО. - 2002. - №7.

9. Григорьев Д.В. Социокультурное самоопределение подростка// Педагогика. - 2000, № 7.

10. Гуровой Р.Г. Современная молодежь: социальные и нравственные ориентации// Соц.исслед. - 2004. - № 4

11. Замолоцких Е.Г. Семья как фактор формирования культуры межличностного общения подростков// Соц.-гум. знания.- 2005.- № 5.

12. Земска М. Семья и личность// Перевод Покровского Н.С .- Прага, 1989.

13. Кле М. Психология подростка// Фролов Ю.И. Психология подростка. - М., 1997.

14. Кожевникова Е.С. Читатель и Интернет// Библиотековедение. - 2005.-№2.

15. Кон И. Психология ранней юности. - М.,1989.

16. Карцева Л.В. Семья в трансформирующемся обществе. - М., 2003.

17. Крылова Н.Б.Культурная деятельность подростка// Школьные технологии. - 2000, №5.

18. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. - М., 1999.

19. Мацковский М.С. Социология семьи.- М. - 1989.

20. Мид М. Культура и мир детства// М. - 1988.

21. Никольская Г. Семья в условиях постиндустриального общества// МЭМО. - 2006. - № 8.

22. Прохоров А. Интернет в цифрах и фактах// Компьютер пресс. - 2006. - №2.

23. Ребзуев Б.Г. Потребительское поведение подростков// Вопросы психологии.- 2006. - № 2.

24. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени/ Ю.А. Стрельцов - М.: Просвещение, 1991.

25. Собкин В. Виртуальная атака// Первое сентября. - 2002. - № 8.

26. Социология / Кравченко А.И.// социологический словарь. - М. - 1997.

27. Ушакин С. Семейные узы. - М., 1992.

28. Фонвизин Д.И. Недоросль. - М., 1987.

29. Харитонова М.Р. Новое поколение и культура человеческих отношений// Формирование личности молодого человека в школе и вузе / Под общ.ред. А.С.Запесоцкого. - СПб, 2001.

30. Чудинова В. Что читают современные подростки/ В. Чудинова, Е. Голубев а Н.// Воспитание школьников. - 2004. - N 4..

31. Э.Эриксон. «Идентичность: юность и кризис». М., 1996

32. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия// Педагогика. - 2001. - № 4.

33. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка// Вопросы психологии. - 2003. - № 6.

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Результаты  социологического опроса.

 

          Опрос проводился с 10 по 25 февраля 2011 года среди учеников 9-го и 11-го классов средней общеобразовательной школы №3 Белгородской области п. Чернянка. Возраст опрошенных - от 14 до 16 лет. Общее количество участников составило 56 человек.

          Основная цель проведения анкетирования среди подростков - это подкрепление основных концептуальных положений курсовой работы, касающихся проблем досуговых предпочтений подростка. Ответы, которые были получены, отражены в следующей таблице.

Вопросы 

Ответы учащихся 

Дают ли вам родители деньги на карманные расходы?

На что вы чаще всего  их тратите? 

Да - 100 %

Нет -0 %

На развлечения:

кино - 54%

периодические издания - 37%

сладости - 61% 

Чем предпочитаете заниматься в свободное время?

а) читать книги;

б) смотреть телевизор;

в) встречаться с друзьями;

г) посещать секции; 

20 % (в основном произведения  школьной программы)

61 %

63 %

10 % 

В каких целях вы пользуетесь  компьютером?:

а) Интернет-поиск информации (в учебных целях: рефераты).

б) Интернет - способ общения  со сверстниками (чат, различные форумы).

в) компьютерные игры. 

75 %

27 %

53 % 

         В целом по данной таблице можно сделать следующие выводы:

         1. Таким образом, родители обеспечивают своих детей дополнительными материальными ресурсами, которые подростки тратят на личные расходы. Получая каждодневную сумму на личные расходы, подросток тратит их на удовлетворение собственных потребностей, зачастую эти потребности не выходят из рамок развлекательно-досуговой сферы. Тем самым родители предоставляют подростку особую свободу в выборе досуга, зачастую очень затратного и не всегда полезного. Получается, что родители таким способом «откупаются» от своих детей, не принимая активного участия в культурном воспитании личности подростка.

         2. В свободное время большинство подростков предпочитают проводить в компании сверстников и перед телевизором. Телевизор стал наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства подростков. Телевизор занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий. Меньшинство составляют подростки, в выборе свободного времени которых предпочтительными являются чтение книг и посещение различных внешкольных учреждений (секций, творческих кружков и т.д.).

           3. Компьютер есть фактически в каждой семье, поэтому подросток имеет полный доступ к его возможностям. Вопрос в том, в каких целях ребенок будет его использовать. Так по результатам анкетирования, подросток использует компьютер для выхода в Интернет, с помощью которого производит поиск информации, как в образовательных целях, так и в коммуникативных. Большинство школьников используют компьютер для игр.

Подводя итог всему выше сказанному, стоит отметить, что  свободное время подросток расходует  не рационально, затрачивая огромное количество времени на просмотр телевизора, игр  на компьютере, что не редко мешают подростку развивать физическую, интеллектуальную и профессиональную культуру. Вследствие использования Интернета как основного источника информации, происходит падение роли библиотек в развитии книжных интересов подростка. Читаемые подростками книги в основном из школьной программы. Все это говорит о недостаточности руководства и контроля досуговой деятельности подростка со стороны взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Ценностные ориентиры современного подростка