Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2015 в 07:34, контрольная работа
Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.
В первом случае человек управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек».
1. Человеческий фактор. Стр.3
1.1 Что значит «учесть человеческий фактор» в психологии
управления. Стр.5
1.2 Мировые стандарты по учету человеческого фактора. Стр.9
2. Приведите конкретные примеры по учету человеческого
фактора на предприятиях, в организациях или фирмах
нашей страны. Стр.14
2.1 Как учитывается человеческий фактор в вашей
организации? Какие возможности человеческого
фактора не используются, сравните с мировыми стандартами.
Как можно улучшить ситуацию, с вашей точки зрения? Стр.15
Список литературы Стр.17
Содержание:
1. Человеческий фактор. Стр.3
1.1 Что значит «учесть
управления. Стр.5
1.2 Мировые стандарты по учету человеческого фактора. Стр.9
2. Приведите конкретные примеры по учету человеческого
фактора на предприятиях, в организациях или фирмах
нашей страны. Стр.14
2.1 Как учитывается человеческий фактор в вашей
организации? Какие возможности человеческого
фактора не используются, сравните с мировыми стандартами.
Как можно улучшить ситуацию, с вашей точки зрения? Стр.15
Список литературы Стр.17
«Решающую роль в работе играет
не всегда материал, но всегда
мастер»
Максим Горький
Деятельность человека в системе управления можно разделить на две большие области: управление техническими системами и управление социально-экономическими системами.
В первом случае человек управляет производственными агрегатами, самолетами, кораблями и т.д., т.е. машинами. Эту связь можно охарактеризовать как систему «человек-машина». В социально-экономических системах человек управляет коллективами людей. Это можно определить как систему «человек-человек». Данные системы включают коллективы различных масштабов: от небольших ячеек до отраслей промышленности и всего народного хозяйства в целом. В таких системах основным является взаимодействие человека с человеком, а технические средства (ЭВМ, связь и т.п.) служат лишь промежуточным звеном, облегчающим сбор и обработку информации, необходимой для принятия решений.
Человек – это активное звено со своими личными целями, не всегда совпадающими с целями системы, в которой он работает. У него всегда есть какие-то желания, стремления. А раз так, то он и действует в соответствии с ними, иногда неожиданно для организаторов различных систем.
Так что же означает термин «человеческий фактор»?
Человеческий фактор – термин, описывающий возможность принятия человеком ошибочных или алогичных решений в конкретных ситуациях.
Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек – машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением.
Учёт человеческого фактора является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек – машина».
Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.). На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.
Человеческий фактор – сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек – машина» как функционального целого.
Одна из первых попыток раскрыть содержание понятия «человеческий фактор» была предпринята в 1930 г. советским учёным Н.М. Добротворским, хотя сам термин был сформулирован позднее как результат перевода и сокращения выражения «human factors engineering» (буквально – техника человеческих факторов), используемого в США для обозначения, как отрасли знаний, так и процесса проектирования систем «человек – машина» с целью обеспечения эффективности, надёжности и безопасности деятельности человека (группы людей).
В 1957 г. в США было образовано Общество человеческих факторов, в 1958 г. началось издание журнала «Человеческие факторы». В европейских странах, в том числе в России, для обозначения специальной области знания и сферы профессиональной деятельности, аналогичной той, которую в США называют «человеческий фактор», принят термин «эргономика».
1.1 Что значит «учесть человеческий фактор» в психологии управления
«Если человек что-нибудь делает, так он должен делать это либо
для собственного удовольствия, либо оттого, что умеет делать
именно это дело, либо, наконец, ради куска хлеба; но шить сапоги
из принципа, работать из принципа и из моральных соображений,
значит попросту портить материал»
Карел Чапек
Культуру управления определяет, прежде всего, учет руководителем человеческого фактора. В мировой психолого-управленческой литературе термин «человеческий фактор» прописался очень давно.
Человеческий фактор – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностной ориентации и т.д. Это комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.
Роль человеческого фактора во всех сферах
деятельности трудно переоценить. Еще
в 1936 г. известный американский специалист
по управлению Дейл Карнеги в своей книге
«Как завоевывать друзей и оказывать влияние
на людей» отмечал, что даже в такой технической
области, как инженерное дело, около 15
% финансового успеха, достигнутого специалистом,
следует отнести за счет чисто технических
знаний и около 85% – за счет его искусства
в человеческой инженерии, за счет личных
особенностей его характера и способности
руководить людьми.
Западные специалисты по теории управления
утверждают, что учет человеческого фактора
повышает производительность труда на
25-30 %. К сожалению, мы очень долго спокойно
относились к зарубежному опыту в вопросах
управления, особенно в его социально-психологическом
аспекте. Может быть поэтому иногда руководители,
и особенно молодые, сталкиваются с серьезными
трудностями, решая связанные с этим вопросы.
В последние годы в нашей стране появилось
немало интересных публикаций по психологическим
проблемам управления. В итоге сложилась
благоприятная ситуация для систематизации
этой информации.
Первейшая задача руководителя коллектива
– учесть человеческий фактор.
Непосредственное влияние на результаты труда оказывает также морально-психологический климат предприятия, который складывается под влиянием таких факторов, как:
- отношение членов коллектива к труду и к руководству;
- личные интересы;
- взаимосвязи работников в трудовом процессе;
- отношение работника к новому в труде;
- умение быстро освоить новую работу;
- адаптироваться в новых условиях и др.
Все это проявление внутренних связей в коллективе, которые охватывают каждого работника – от руководителя до подчиненного.
Недооценка человеческого фактора при решении проблем управления социально-экономических и технических вопросов зачастую на практике приводит к возникновению «психологических барьеров», мешающих освоению новой технологии или новых организационных мероприятий. Там же, где эти факторы учитываются, они играют роль мощного рычага совершенствования систем управления, подготовки, подбора и расстановки кадров, организации управленческого труда, морального и материального стимулирования людей, формирования и развития трудовых коллективов, психологического климата, стиля руководства, эффективности всей управленческой деятельности.
Методы, не учитывающие в полной мере человеческий фактор, в конце концов, не срабатывают.
Задача состоит в том, чтобы в системе «человеческий фактор» найти и вычленить действующие «работающие» свойства личности и резервные, потенциальные, не раскрытые, не проявляющиеся или не полностью проявляющиеся возможности человека, коллектива, мобилизовать их на интенсификацию общественного производства.
Эффективность производственной системы в целом определяется двумя комплексами параметров и характеристик. С одной стороны, это собственно характеристики психических процессов и функций человека, с другой – это параметры средств автоматизации, которые влияют на характеристики психических процессов и функций, участвующих в деятельности. Поэтому конкретизация понятия «человеческий фактор» связана с анализом и синтезом деятельности в системах определенного класса.
Одно из главных условий ускорения научно-технического прогресса состоит в изменении психологической структуры производительности труда. Ныне все большую роль в ней выполняют процессы восприятия и переработки информации, выработки и принятия ответственных решений в условиях ограниченного времени, которые были и остаются в компетенции человека.
Труд современного рабочего, вооруженного сложной техникой, сближается с трудом умственным.
Изготовление продукции высшего качества во многом зависит от точности психофизиологических реакций и физических действий человека, которые весьма чувствительны к его психическим состояниям.
Учет человеческого фактора при совершенствовании управления, технологии и техники производства, судя по имеющемуся опыту, позволяет повысить:
- эффективность высокоавтоматизированных производств на 10-20%,;
- снизить текучесть кадров на 5-10%,
- сократить время обучения сложным профессиям на 15-30%.
Производительность труда человека во многом зависит от его психологических и физических сил, которые можно существенно увеличить, если использовать данные психологической науки.
Психологический анализ деятельности, учет и активизация человеческого фактора может выявить такие резервы повышения эффективности труда, которые скрыты от экономического анализа.
При этом под человеческим фактором понимается создание таких условий и правил деятельности, которые способствуют оптимальному использованию психических и физических ресурсов человека путем согласования его свойств и особенностей с целью и особенностями системы (среды), в которой функционирует человек.
Но, к сожалению, бывают и такие ситуации, когда руководитель, не зная механизмов, лежащих в основе активизации человеческого фактора, своими действиями, пытаясь «активизировать людей», приводит к результатам, противоположным ожидаемым.
Человек – это главный ресурс системы управления, и мобилизация всех его жизненных резервов, наряду с использованием технических средств управления (ЭВМ и др.), в значительной степени будет способствовать научно-техническому прогрессу.
«Любимая работа поднимает рано,
и мы с радостью принимаемся
за нее»
Уильям Шекспир
Согласно мировому стандарту учесть человеческий фактор – это значит учесть все, что может испортить настроение человеку от момента прихода его на работу до ее окончания. Почему именно настроение? Да потому, настроение определяет всю жизнедеятельность человека. Этот тезис не требует доказательств и обоснований, он очевиден. Хотите, чтобы подчиненный работал с полной отдачей сил, творчески? Позаботьтесь о его настроении.
Учитывать человеческий фактор необходимо уже при выборе человеком профессии, в силу этого каждое предприятие должно иметь профессиограммы на все рабочие места. Профессиограммы содержат описание содержания и условий труда, а главное, психологических требований, то есть перечень определенных личностных свойств, наличие которых позволит быстро овладеть данным видом деятельности.
Изучая профессиограммы, человек мог бы выбрать профессию, соответствующую его индивидуальным особенностям. Интересно работать только тогда, когда есть максимальное соответствие профессиональных способностей профессиональным требованиям. Если это условие выполнить – человек будет испытывать радость от самого процесса труда. К сожалению, в этой области нам нечем похвастаться.
Устройство человека на работу по мировым стандартам не должно превышать 72 часов. В противном случае у будущего работника возникает чувство неудовлетворенности. Практика показывает, что этот временной интервал можно значительно сократить. Почему бы, например, не сделать так: в 8 часов будущий работник находится в отделе кадров. Его провожают в соседнюю комнату, состоящую из нескольких кабин. В одной из них он сдает анализы, в следующей фотографируется на пропуск, в следующей проходит инструктаж и т. д. Затем в 12 часов его ведут в столовую данного предприятия и кормят бесплатно, потому что пока этот человек – гость предприятия. Думаете мелочи, а спросите рабочего через некоторое время, что ему больше всего запомнилось в день приема на работу, и он отметит этот факт. Нет мелочей при учете человеческого фактора. После обеда устраивающегося знакомят с рабочим местом, представляют ему членов коллектива, в который он вливается. Коллективу рассказывают о новичке. К 14 часам анализы готовы, и его принимает врач, находящийся здесь же. Готовы фотографии, и в 15 часов в отделе кадров устраивающемуся объявляют, что он уже не гость, а сотрудник данного предприятия. При этом вручается пропуск и «памятка», где содержится минимальная информация, необходимая в период адаптации. «Памятка» такого формата, что ее всегда можно иметь при себе. День приема на работу оставил у рабочего праздничное настроение и, кроме того, произошел первый взнос в копилку формирования желания работать на данном предприятии.