Человек в обществе: закономерности социально-ролевого поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 15:07, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: Социально-ролевому поведению посвящено огромное количество психологических трудов. Проблема оного в психологии – проблема необъятная, она охватывает огромное поле исследования.
Личность как социальное существо фактически начинается с поиска ответов на вопросы: кто я в мире людей? кем хочу стать? что ждет меня на этом пути? Ответы на подобные вопросы обуславливают понимание человеком смысла своего бытия, его самосознание как субъекта общественных процессов, проблем и коллизий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...2
РАЗДЕЛ 1. Понятие социального статуса и социальной роли……………4
Понятие социального статуса.……………………………........4
Разновидности социальных статусов личности………………6
Иерархия статусов. Статусные коллизии…………………….12
Понятие социальной роли……………………………………..16
Процесс обучения ролям………………………………………20
РАЗДЕЛ 2. Закономерности социально-ролевого поведения…………….24
2.1. Механизмы социализации личности. Ролевое поведение…...24
2.2. Девиантное поведение…………………………………………28
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………

Файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 73.26 Кб (Скачать файл)

Термин «роль» позаимствован  из театральной сферы, где он призван  был подчеркнуть различие между  актером и исполняемой партией. Множество известных актеров  пробовало себя в роли Гамлета  подобно тому, как множество выпускников  медицинского института становятся врачами.

Люди не могут вести  себя так, как им заблагорассудится. Они подчиняются тому, что все  считают правильным для данной роли. В значительной мере поведение ученика  предсказуемо, ибо ученик – это  определенная роль. То же касается учителя, продавца или государственного деятеля. Все мы знаем, что должны делать эти  люди, и не важно, как много индивидуального  своеобразия вкладывают они в  свою роль. В целом все учителя  или продавцы ведут себя сходным  образом.

Индивид, занимающий высокую  позицию в обществе, если измерять эту высоту, или ранг, с точки  зрения доступных ему власти, дохода, образования и престижа, в наибольшей мере стремится соответствовать своему статусу и вести себя должным образом. Президент компании, сенатор, профессор дорожат высоким престижем своего положения. Модель поведения, ориентированная на конкретный статус, называется социальной ролью.

Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают  на то, что мы имеем дело не с социальными  отношениями, а с социальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

  1. Социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию.
  2. Социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям.
  3. Социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения – его статику.

Статус переходит в  роль в тот момент, когда конкретную нишу в социальной структуре занимает человек, обладающий неповторимыми  личностными чертами. До этого права  и обязанности, например, старшего инженера или водителя, были безымянными, направленными  на человека вообще. Но вот данные статусы  заполнили Кроликов и Васечкин, и  картина изменилась. Первым делом  они по-своему поняли и проинтерпретировали  служебные обязанности. Один посчитал необязательным являться на работу каждый день, а второй позволил себе иначе  взглянуть на взаимоотношения водителя и пассажиров. Пустой статус превратился  в личностно окрашенную модель поведения, то есть роль.

Латинское слово persona , сегодня обозначающее личность, в Древней Греции и Риме обозначало маску актера, на которой крупными мазками – так, чтобы видно было из последних рядов огромного амфитеатра, – изображался характер или роль: роль злодея, роль шутника, роль защитника угнетенных.

Стало быть, социальная роль и есть маска, в которую облачается человек, попадая на люди. Правда, она  может срастись с ним: роль станет неотделимой частью собственного «я». Все зависит от степени идентификации  с ролью.

Автор одного из самых популярных в мире учебников социологии «Приглашение в социологию», ведущий представитель феноменологической социологии Питер Бергер пишет:

«Человек играет драматические роли в грандиозной пьесе общества, и, говоря социологическим языком, он есть те маски, которые он должен носить, исполняя свои роли. Человеческая персона также предстает теперь в драматическом контексте, в полном соответствии с театральной этимологией ( persona ( Persona (лат.) – букв.: личина; персона, особа. В современных текстах часто употребляется как синоним слова «личность».) – специальный термин, обозначавший актерские маски в античном театре). Персона-личность понимается как репертуар ролей с соответствующими идентификациями. Ранг индивидуальной личности-персоны измеряется числом ролей, которые она умеет играть. Теперь персональная биография предстает перед нами как непрерывная последовательность театральных представлений, сыгранных перед различными аудиториями, порой с поразительной переменой костюмов, и всегда требующих от актера быть тем, кого он играет». [5, 59 с.]

2500 лет назад знаменитый  философ Диоген расхаживал с  фонарем по улицам Афин, возглашая  «Ищу человека!» Странно, ведь улицы древней столицы были, как и сегодня, наводнены людьми: стариками, юношами, богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, матросами, патрициями, торговцами. Каждый из них был человек. Но Диоген искал то, что скрыто по ту сторону одежды, половозрастных особенностей, статусных и профессиональных различий. Он искал человеческую личность.

Слово «личность» употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим «личность новорожденного». Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка. Личностью не рождаются, личностью становятся. Личность – относительно поздний продукт социального развития.

«Весь мир – театр, все  люди в нем – актеры, и каждый не одну играет роль»,– сказал великий  Шекспир. И если рассматривать мир  как сцену, то нам действительно  приходится играть на этой сцене великое  множество ролей. Мы все – сыновья  и дочери, мужья и жены, подчиненные  и руководители, ораторы и слушатели, пассажиры, зрители, специалисты и  т.д. Причем весь этот репертуар живет  внутри нас одновременно, и каждая следующая роль включается по мере того, как мы переходим из одной  ситуации в другую. В каких-то из этих ролей нам приходится находиться более длительное время, в каких-то – относительно незначительное; с какими-то из ролей мы справляемся без труда, другие едва выносимы для нас.

«Люди выполняют в обществе множество социальных ролей. Их отличительная черта заключается в том, что роль отца или учителя остается той же самой, если поменяются люди, выполняющие эти роли. Именно таким способом достигаются предсказуемость и порядок в обществе». [6, 186 с.]

 

 

1.5 Процесс обучения ролям.

«Каждый индивид в течение своей жизни обучается исполнять самые разные роли: ребенка, ученика школы, студента, отца или матери, инженера, организатора на производстве, офицера, члена определенного социального слоя и т.д. Ролевое обучение имеет по крайней мере два аспекта: 1) необходимо научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью; 2) не менее существенно приобрести установки, чувствования и ожидания, соответствующие данной роли. Второй аспект представляется наиболее важным. Почти все современные молодые женщины могут довольно быстро, механически научиться вести домашнее хозяйство, но они не могут столь же быстро обучиться установкам и ожиданиям, которые делают ведение домашнего хозяйства удовлетворяющим и вознаграждающим действием. Известно, как ценится домашняя хозяйка, ведущая хозяйство с любовью и вкусом.

Некоторые люди не могут успешно  выполнять свою роль, если она в  процессе социализации не принята ими  как стоящая потраченного времени, удовлетворяющая какую-либо их потребность, соответствующая их внутреннему  миру. Представим себе молодого человека, который под давлением родителей  обучался химии в университете, хотя всю жизнь мечтал быть актером  и играть на сцене. Скорее всего химия будет ему в тягость и большее, на что он будет способен, это быть второразрядным работником. Или попытаемся представить себе трудности женщины, которая социализируется в роли домохозяйки потому, что это единственный путь, уготованный ей в данной социальной группе, несмотря на наличие у нее, например, организаторских способностей, способностей к игре на сцене или способностей и склонностей к преподаванию.

Обучение большинству важнейших  ролей начинается обычно в раннем детстве, одновременно с началом  формирования установок, направленных на определение роли и статуса. Большая  часть этого этапа ролевого обучения проходит бессознательно и безболезненно. Дети игра-ют в игрушки, "разыгрывают" представления, помогают отцу и матери, читают истории из жизни разных социальных групп, слушают семейные разговоры и пассивно участвуют в семейных инцидентах. Из такого повседневного опыта они выносят представление о действиях мужчины и женщины в различных ситуациях, о том, как муж и жена должны относиться друг к другу. Маленький ребенок, подражая роли своего отца, играемой им дома, бывает больше осведомлен о том, как должен действовать и что должен думать мужчина в различных ситуациях семейной жизни, чем тогда, когда он просто исполняет свою собственную роль ребенка. Подражая действиям отца, он в какой-то степени может понять причины, которые стоят за тем или иным отцовским действием и это понимание со временем растет. Его "притворные", ненастоящие роли таким образом помогают ему достойно принять на себя в будущем роль отца семейства. Человеку в более зрелом возрасте такие ненастоящие роли помогают понять реакцию других людей на его поведение.

В диагностической и психотерапевтической практике такая техника известна под названием "психодрама", основы которой разработаны Дж. Морено и его последователями. Участвуя в психодраме, муж, например, на определенное время может взять на себя роль жены, а она одновременно принимает его роль, затем они сталкиваются в неожиданных диалогах, дискуссиях, конфликтах. Каждый старается играть роль другого, высказывая жалобы и претензии, и в результате имеет возможность проникнуть в мир чувств и реакций другого. Подобное обучение чужим ролям с помощью психодрамы часто используется в деловых играх руководителей разных служб и подразделений предприятия.

Понятие роли включает в себя совокупность ожиданий каждого индивида в отношении как своего собственного поведения, так и поведения других людей при взаимодействии в определенной ситуации, Играет ли индивид роль на "притворной", нереальной основе или в связи с приобретением им нового статуса, он всегда стремится аккумулировать установки и поведение тех людей, которые его окружают, и добиться наиболее адекватного исполнения своей роли. Очевидно, что внутреннее "Я" личности не остается неизменным в результате такого социального опыта. Девушка, выходя замуж, будет иметь иной статус, отличный от прежнего. Ее роль изменится, и во многих отношениях она будет выглядеть как совершенно другая личность. Роли, связанные с определенными занятиями, в такой степени обусловливают личностные изменения, что, даже не зная рода занятий человека, мы можем сказать, что он ведет себя как учитель, крестьянин, предприниматель или министр. Личность и роль, которую она играет, связаны с некоторыми психологическими характеристиками, подходящими для исполнения определенных социальных ролей. Например, личность общительная, направленная на мир внешних объектов, может легко приспособиться к роли продавца. С другой стороны, очевидно, что ежедневное выполнение обязанностей продавца помогает становлению общительной личности. Так постепенно, в ходе ролевого обучения формируется поведение личности, характерное для ее статуса, полностью принимается уготованная ей социальная роль».  [2, 67 с.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ЗАКОНОМЕРНОСТИ СОЦИАЛЬНО-РОЛЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

2.1 Механизмы социализации личности. Ролевое поведение.

 

«СОЦИАЛИЗАЦИЯ. Социологи используют данный термин для обозначения процесса, посредством которого люди обучаются соответствию социальным нормам. Социализация делает возможным продолжение существования общества и передачу его культуры от поколения к поколению. Этот процесс может концептуализироваться двумя способами. (1) Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязывается посредством внешней регуляции, а налагаются индивидом самим на себя, становясь, таким образом, частью его «Я». Вследствие этого индивид ощущает потребность соответствовать социальным нормам. (2) Социализация может пониматься как существенный элемент социального взаимодействия. Это понимание основывается на предположении о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения одобрения и определенного статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются по мере приведения своих действий в соответствие с ожиданиями других. Эти варианты понимания социализации могут совмещаться, примером этого являются работы Т. Парсонса.

В социализации могут быть выделены три стадии: начальная — социализация ребенка  в семье, средняя — социализация в школе и, наконец, третья стадия — социализация во взрослом возрасте, когда деятели начинают исполнять  роли, к которым их не могли полностью  подготовить первые две стадии (такие, как роли работника, мужа/жены или  родителя).

В середине ХХ в. социологи, в особенности приверженцы  парсоновского функционализма, часто проявляли то, что Д. Ронг (Wrong, 1961) назвал «сверхсоциализированным пониманием человека». Они считали социализацию всемогущей и действенной и не рассматривали ее как опытный процесс, результат которого не предопределен заранее и который, хотя и оказывает влияние на поведение и убеждения деятелей, не может их детерминировать. Сторонники символического интеракционизма также критиковали общепринятую практику использования термина «социализация», подчеркивая, что социализация — это процесс трансакции между индивидом и обществом, при котором обе стороны пользуются одинаковым влиянием друг на друга. В настоящее время признается, что индивиды редко всецело формируются культурой своего общества». [7, 248 с.]

Выделяют  понятия социальный статус, роль и  ролевое поведение.

Социальная  роль связана со статусом, это нормы  поведения человека, занимающего  определенный статус.

Предложил понятие социальной роли Джордж Герберт  Мид в конце XIX – XX вв. Человек становится личностью, когда обретает навык входить в роль другого человека.

Любая роль имеет структуру:

- Модель  поведения человека со стороны  общества.

- Система  представления человека как он  должен вести себя.

- Реальное наблюдаемое поведение человека, занимающего данный статус.

В случае рассогласования этих компонентов  возникает ролевой конфликт.

1. Межролевой конфликт. Человек является исполнителем множества ролей, требования которых не совместимы или у него нет сил, времени выполнять эти роли хорошо. В основе этого конфликта лежит иллюзия.

2. Внутриролевой  конфликт. Когда к исполнению  одной роли предъявляются разные  требования разными представителями  социальных групп. Пребывание  внутри ролевого конфликта очень  опасно для личности.

Социальная  роль есть фиксация определенного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений. Под ролью понимается "функция, нормативно одобренный образец  поведения, ожидаемый от каждого, занимающего  данную позицию". Эти ожидания не зависят от сознания и поведения конкретного индивида, их субъектом является не индивид, а общество. Существенным здесь является не только и не столько фиксация прав и обязанностей, сколько связь социальной роли с определенными видами социальной деятельности личности. Социальная роль есть "общественно необходимый вид социальной деятельности и способ поведения личности". [4, 14 с.] Социальная роль всегда несет на себе печать общественной оценки: общество может либо одобрять, либо не одобрять некоторые социальные роли, иногда одобрение или неодобрение может дифференцироваться у разных социальных групп, оценка роли может приобретать совершенно различное значение в соответствии с социальным опытом той или иной общественной группы.

Информация о работе Человек в обществе: закономерности социально-ролевого поведения