Деловое общение и его особенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Деловое общение — это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Основные психологические аспекты делового общения 5
2. Принципы делового общения 7
3. Контексты делового общения 9
4. Нравственные нормы делового общения 11
5. Общие правила делового общения 14
Заключение 17

Файлы: 1 файл

Деловое общение его особенности и правила.docx

— 42.33 Кб (Скачать файл)

Основное правило морали состоит  в том, что «нужно говорить правду всегда, когда это возможно. Фундаментальное  требование этого правила означает, что не следует намеренно обманывать или пытаться обмануть других и самих  себя. Лишь если мы сталкиваемся с настоящей  моральной дилеммой и должны сделать  выбор, оправданный обстоятельствами (например, не оповещать врага о  планирующейся атаке с целью  сохранения человеческих жизней), или  выбрать из двух зол меньшее (защита конфиденциальности посредством лжи), только тогда возможна ложь».

Порядочность человека выражается в единстве его убеждений и действий. Порядочное поведение противоположно лицемерию и двуличию. Порядочный человек всегда выполняет данные кому-либо обещания. Например, сотрудник, пообещавший помощь коллеге при выполнении служебного задания, обязательно поможет ему, даже если это будет связано для него с серьезными трудностями.

Принцип справедливости в деловом общении предполагает объективность или отсутствие предвзятости в оценках других людей и их поступков. Проявление внимания или предупредительности к деловому партнеру и соблюдение его прав указывает на уважение к его личности. Уважение проявляется в том, слушаем ли мы и пытаемся ли понять точку зрения нашего делового партнера, даже в том случае, когда она существенно отличается от нашей.

Ответственность проявляется в том, в какой мере участники делового взаимодействия отвечают за свои слова и выполняют взятые на себя обязательства, насколько они соблюдают моральные нормы, а также обязанности друг перед другом.

В зависимости от самооценки, а также  от восприятия и оценки партнера мы осознанно или неосознанно избираем различные подходы к построению деловых отношений. Отношения могут  выстраиваться на: партнерстве (равном участии в деле); соперничестве (стремление во что бы то ни стало навязать или отстоять свою позицию); доминировании (стремлении подчинить себе партнера).

Партнерство означает отношение к  другому человеку как равному  себе самому. При партнерстве собеседник воспринимается как равноценный  субъект, имеющий право быть таким, какой он есть, с которым надо считаться. Основные способы воздействия  друг на друга строятся на гласном  или негласном договоре, который  служит и средством объединения, и средством взаимного контроля.6

При соперничестве другая сторона представляется опасной и непредсказуемой. В отношениях с ней берет верх стремление переиграть ее, добиться одностороннего преимущества. Интересы другой стороны учитываются в той мере, в какой это определяется логикой конкурентной борьбы.

Подход, ориентированный на доминирование, определяет отношение к партнеру как к средству достижения своих целей, игнорирование его интересов и намерений. У того, кто склонен к доминированию, превалирует стремление распоряжаться, получить одностороннее преимущество.

Доминирование в отношениях рассматривается  как комплиментарное или симметричное.

В комплиментарных взаимоотношениях один партнер позволяет другому определять, кто будет иметь большее влияние. Так, один участник общения играет лидирующую роль, а другой добровольно берет на себя роль ведомого. Например, отношения между работодателем и служащими комплиментарны и хозяин занимает контролирующую позицию. Обычно комплиментарны и взаимоотношения в ситуации публичной лекции, поскольку аудитория собирается, чтобы послушать лектора и признает преподносимую им информацию как заслуживающую доверия.7

В симметричных взаимоотношениях люди специально заранее «не договариваются» о том, кто будет контролировать ситуацию. Допустим, один человек претендует на то, чтобы контролировать ситуацию, но другими это воспринимается как вызов и побуждает их заявить собственное право на лидерство. Или, наоборот, некто отказывается от власти, но другие не желают принимать это. Например, муж говорит жене: «Я считаю, что мы на пару месяцев должны сократить наши расходы». Жена может возразить на это: «Ни в коем случае! Мне нужен новый костюм, нужно купить новые покрышки для машины. Кроме того, ты обещал мне, что мы поменяем диван». В этом случае оба супруга претендуют на то, чтобы контролировать ситуацию.

Комплиментарные взаимоотношения  реже приводят к открытому конфликту, а в симметричных взаимоотношениях чаще наблюдается равномерное разделение власти.

Достоинства и недостатки некоторых  из указанных вариантов делового и межличностного общения можно  охарактеризовать следующим образом.

Положительной стороной партнерства является то, что обе стороны, как правило, получают значительный выигрыш. Недостаток заключен в том, что может потребоваться очень много времени для его достижения, если партнер, например, ориентирован на соперничество.

Соперничество требует немного времени, приводит к победе, но только в том случае, когда вы располагаете очевидными преимуществами. Если же партнер не признает ваших преимуществ и так же, как и вы склонен к соперничеству, то дело может закончиться конфликтом или полным разрывом отношений.

Доминирование исключает затрату времени на дискуссии, столкновение мнений. Однако оно парализует волю подчиняемого партнера, тем самым обедняет общий интеллектуальный ресурс.

5. Общие правила делового общения8

Правило номер один:

Говорите  четко, разборчиво, чтобы слушатель  понимал, о чем вы говорите, ведь это наверняка что-нибудь интересное.

Правило номер два:

Избегайте такого явления как монотонность. Монотонная речь нагоняет тоску, от нее  клонит в сон и хочется убежать  куда-нибудь и не возвращаться! Человеку от природы дана возможность управлять  своим голосом – так используйте  ее!

Правило номер три:

Следите за тем, чтобы ваша речь была среднего темпа, избегайте крайностей! Слишком  медленная речь заставляет помимо воли отвлекаться от слов говорящего, а если вы говорите слишком быстро – собеседник не успевает за вашими мыслями, и хорошей коммуникации в этом случае не получится.

Правило номер четыре:

Чередуйте короткие и длинные фразы. Если вы говорите длинными предложениями, с  большим количеством грамматических конструкций – собеседнику не просто их воспринять на слух. Речь, состоящая  из коротких фраз, тоже не производит хорошего впечатления.

Правило номер пять:

Правильно задавайте вопросы. В диалоге  одинаково важную роль играют и открытые вопросы (предполагающие развернутого ответа), и закрытые (предполагающие однозначного ответа: либо «да», либо «нет»).

Правило номер шесть:

Умейте  слышать, слушая собеседника. Перебивать собеседника считается неприличным, избегайте этого. Вникайте в то, что  он говорит. Показывайте свою заинтересованность жестами, взглядом.

Правило номер семь:

Ключ  успешной беседы – это взаимопонимание. 
«Настройтесь» на собеседника, почувствуйте своего визави. Общайтесь с ним на понятном ему языке.

Правило номер восемь:

Продумайте  свою речь. Если вам предстоит выступать  на планерке, на презентации, перед  своим начальником. Составьте план своей речи. Он должен содержать  вступление ,основную часть и обязательно – итоги.

Правило номер девять:

Не задавайте  прямых вопросов. Постарайтесь при  беседе задавать непрямые вопросы. Избегайте  вопросов на подобие «Чем ты зарабатываешь  себе на жизнь?» или «Ты хочешь быть богатым и успешным?»

Правило номер десять:

Поощряйте самостоятельное размышление собеседника  над проблемой. Давайте собеседнику  пищу для размышления. Используйте  в своей речи такие обороты  как «А что вы думает по этому  поводу?», «как вы видите этот вопрос?».

Правило номер одиннадцать:

Не обрушивайте  на собеседника поток предложений, если вы уже находитесь на стадии обсуждения конкретной услуги ,бизнеса или товара. Подходите к этому мягко и плавно, по восходящей. Используйте словесные замки на пике вашего диалога. Они могут быть следующие: «Так ведь?», «правда?» «я же правильно говорю?»

В правила  делового общения входит еще и  такое понятие как этика делового общения.

Этика делового общения является частным случаем этики в целом, и содержит в себе все основные характеристики этики.

Заключение

    Итак, деловое общение — это межличностное  общение с целью организации  и оптимизации того или иного  вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой  и т. д. 

    В  этом определении подчеркивается  цель делового общения — организация  плодотворного сотрудничества, а  также отмечается, что оно неразрывно  связано с самыми различными  сферами деятельности людей. Ведь  постоянно приходится обсуждать  вопросы, связанные с организациёй  производства, с жизнью трудового  коллектива, выполнением должностных  и служебных обязанностей, заключением  различного рода сделок, договоров,  принятием решений, оформлением  документов и т.д. Участники  делового общения — это, как  правило, официальные должностные  лица, исполняющие свои служебные  обязанности.

    Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных видах профессиональной деятельности, определяет их успех.

  Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что овладение навыками делового общения является необходимым для будущих деловых людей: менеджеров, экономистов и других. Это не просто, как кажется, но и не сложно. Эти навыки в будущем могут сыграть важную роль при заключении сделки или подписании контракта. Поэтому я считаю, что нам всем еще предстоит многому научиться, чтобы в будущем не теряться в    нашей профессиональной деятельности.

 

Список использованной литературы

1. Колтунова  М.В. Язык и деловое общение:  нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая  литература», 2012.

2. Баева  О.А. Ораторское искусство и  деловое общение. Мн.: ООО «Новое  знание», 2010.

3. Введенская  Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д: «МарТ», 2012.

4. Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2013.

1 Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2012.

2 Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Деловая риторика. Ростов н/Д: «МарТ», 2012.

3 Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2013.

4 Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2012.

5 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн.: ООО «Новое знание», 2010.

6 Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. Мн.: ООО «Новое знание», 2010.

7 Якокка Ли. Карьера менеджера. М., 2013.

8 Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. М.: «Экономическая литература», 2012.


Информация о работе Деловое общение и его особенности