Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:04, доклад
Коллектив, каковым и является по сути рабочая группа или, команда, потенциально — мощный стимул трудовой активности, приносит удовлетворение своим членам, ставит высокие цели, создает творческую атмосферу. Не зря говорят, что человек счастлив тогда, когда он с хорошим настроением идет на работу и с хорошим настроением возвращается домой. Совместное решение производственных вопросов уменьшает стрессовые ситуации, повышает инновационный потенциал сотрудников; в рабочей группе лучше решаются смежные проблемы, сглаживаются возможные последствия нечеткого распределения обязанностей и неправильного руководства, конфликты на межличностном уровне.
Степень сплоченности рабочей
группы Измерить степень сплоченности
позволяют, например, следующие методики:
опрашиваемому предлагается по трехбалльной
шкале оценить интенсивность
одного из 20 признаков, разделенных
на десять полярных пар, например: преобладает
бодрый, жизнерадостный тон настроения...;
преобладает подавленное
Измерить степень сплоченности
трудового коллектива с точки
зрения преобладающих в коллективе
ценностей позволяет другая методика2.
Членам коллектива предлагается набор
из 20 личностных качеств, тесно связанных
с деловым общением: постоянство,
выдержка, инициативность, общительность,
исполнительность, знание своих возможностей,
изворотливость, настойчивость, искренность
и т.д., из которых они должны выбрать
пять качеств, необходимых для продуктивной
совместной деятельности. Сопоставление
частоты выбора по отдельным признакам
с общей суммой выборов позволяет
вывести коэффициент ценностно-
Структура коллектива — формальная и неформальная Морально-психологический климат рабочей группы существенным образом зависит от ее структуры. Структура коллектива, т.е. реально существующая совокупность взаимоотношений членов группы, возникающая в процессе совместной деятельности и общения, исследуется на двух уровнях: формальном и неформальном. Если формальная структура связана с должностным статусом членов группы, упорядоченными служебными отношениями, то неформальная структура складывается на основе отношений, обусловленных психологическими особенностями членов коллектива.
Становление неформальной структуры
определяется наличием как объективных,
так и субъективных факторов. К
объективным можно отнести
Неформальная структура складывается под воздействием психологических механизмов регуляции коллективной деятельности — адаптации, коммуникации, идентификации и интеграции.
Социально-Психологическая адаптация предполагает активное принятие и усвоение ценностей и норм, сложившихся традиций новыми членами рабочей группы. Без нее невозможно включение в неформальную структуру, использование принятых в данной группе форм реализации индивидуальных качеств, самореализация личности. Следовательно, вновь назначенному руководителю важно не отвергать с ходу сложившиеся традиции, считаться с мнением коллектива и его лидеров. Тем более ему не следует противопоставлять себя прежнему начальнику, если он пользовался заслуженным уважением.
Коммуникация предполагает активный обмен информацией и взаимное духовное обогащение членов группы. Через коммуникацию осуществляется не только управление производством, но и формирование ценностных ориентации и установок. Руководитель должен следить за тем, чтобы сотрудники в разумных пределах имели возможность общаться друг с другом и вместе Коммуникация предполагает активный с тем в корне Пресекать об- обмен информацией и взаимное духовное суждение подробностей лич- обогащение членов группы ной жизни коллег в их отсутствие, сплетни и доносы.
Идентификация связана с
формированием чувства
Успешная реализация процесса
интеграции приводит к превращению
коллектива в сплоченный, саморегулирующийся
социальный организм, хорошо приспособленный
к совместно-индивидуальной деятельности.
Организованность, сработанность и
психологическая совместимость
позволяют рабочей группе самостоятельно
выбирать оптимальные формы
Социально-психологическая (неформальная) структура рабочей группы выступает как совокупность различных психотипов личностей. Существует множество критериев классификации личностей.
С точки зрения индивидуально-психологических данных возможна типизация на основе физической конституции, особенностей нервной системы (Кречмер, Шелдон, И.П. Павлов). Сюда относятся:
■ достаточно популярное деление по темпераменту на астеников, пиквиков и атлетов; сангвиников (сильный, уравновешенный, подвижный), холериков (сильный, неуравновешенный), флегматиков (сильный, уравновешенный, инертный) и меланхоликов (слабый, неуравновешенный, инертный);
■ разработанное Юнгом деление на экстравертов (расположены к общению, ориентированы вовне) и интровертов (не склонны к общению, ориентированы вовнутрь);
■ типология Хейманса — Ле Сенна (восемь типов личностей, различающихся по эмоциональности, активности, впечатлительности) и т.д.
Из перечисленных выше психотипов личности наибольшее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым (см. гл. 9) понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо во внешний мир.
Здесь важно учитывать, что (1) принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью; (2) «чистых» психотипов практически не существует; (3) существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.
У холерика нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, тороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель-флегматик.
Иным набором личностных качеств обладает сангвиник: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся деловой ситуации. Контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Вместе с тем его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами, персональными компьютерами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе как руководитель.
Главное качество флегматика — ориентация на неодушевленные предметы, самого себя. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся деловую ситуацию запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь с собеседником и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Он прагматик в том смысле, что собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией, это — идеальный бухгалтер.
«Недоразумение природы»
— так некоторые называют меланхолика.
Его главная черта —
Под социально-психологическими качествами имеются в виду социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Такой подход характерен для Р. Мертона (конформистский и девиант-ный типы) и Э. Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Для практики делового общения наибольшее значение имеет классификация основателя социометрии американского ученого Я.Л. Морено (1892—1974), исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий («звезды», т.е. неформальные лидеры, и изолированные члены группы, представляющие как бы разные полюсы неформальной структуры).
Интересную классификацию предложил российский ученый В.М. Шепелъ:
коллективисты — общительные работники, активно поддерживающие общественные начинания;
индивидуалисты — тяготеющие к персональной ответственности, самостоятельности;
претензионисты — работники, которым присущи тщеславие, обидчивость, желание находиться в центре внимания;
10.4. Референтная группа и проблема лидерства
Референтная группа Помимо воли администрации в каждом коллективе складываются малые неформальные группы из трех — семи человек. Если такая группа оказывает существенное влияние на общественное мнение коллектива, ее называют референтной, или эталонной. Референтная группа может включать людей разных возрастов и не обязательно работающих, например, в одном отделе, — она может быть «сквозной». Главная психологическая предпосылка образования группы — потребность в неформальном общении, взаимодействии с другими людьми. Взаимодействие и взаимозависимость служат удовлетворению частных (ситуативных), а также общих потребностей, например в уважении, престиже, принадлежности к группе, власти. Кроме того, деятельность в составе группы приводит к возникновению новых потребностей, например к сохранению стабильности группы*
Важнейшим признаком такой неформальной группы является наличие общей цели, которая не всегда осознается членами группы и не обязательно связана с решением производственных задач. Потребность в общении может возникнуть в связи с совместной учебой, общим хобби и т.д. Цели этой группы могут быть позитивными, т.е. способствующими сплочению и эффективному функционированию коллектива в целом, нейтральными либо негативными.
Потребность в целеполагании, формулировке цели и организации деятельности по ее достижению приводит к появлению лидеров. Этот феномен просматривается во всех неформальных группах, насчитывающих более трех человек.
Типы лидеров Любой неформальный лидер обладает личностным притяжением, которое проявляется в разной форме. Выделяют три типа лидеров: вожак, лидер (в узком смысле слова) и ситуативный лидер.
Вожак — самый авторитетный член группы, обладающий даром внушения и убеждения. На других членов группы он влияет словом, жестом, взглядом. Греки во времена Гомера считали, что вожак должен обладать мудростью Нестора, справедливостью Агамемнона, хитростью Одиссея и энергичностью Ахилла. На протяжении XX в. проводились многочисленные исследования индивидуальных характеристик преуспевающих руководителей. Так, американский исследователь Р. Стогдилл предложил следующий перечень качеств руководителя-вожака:
■ физические качества — активный, энергичный, здоровый, сильный;
■ личностные качества — приспособляемость, уверенность в себе, авторитетность, стремление к успеху;
■ интеллектуальные качества — ум, умение принять нужное решение, интуиция, творческое начало;
■ способности — контактность, легкость в общении, тактичность, дипломатичность.
Безусловно, всем перечисленным
требованиям удовлетворяет
Лидер менее авторитетен,
чем вожак. Наряду с внушением
и убеждением ему часто
Ситуативный лидер обладает личностными качествами, имеющими значение только в какой-то вполне конкретной ситуации: торжественное событие в коллективе, спортивное мероприятие, турпоход и т.п.
Лидеры есть в любом коллективе, они заслуживают особого внимания, так как активно влияют на морально-психологический климат в коллективе и могут стать источником конфликтов, но именно они же составляют резерв на выдвижение руководящих кадров.