Детские страхи и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить влияние детских страхов на поведение ребенка и возможность их коррекции посредством изотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему детских страхов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
3. Выявить детские страхи основной и контрольной группы.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционной программы по преодолению страхов у дошкольников.
6. Провести сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- оригинальная теория страха З. Фрейда;
- психоаналитический подход в исследовании детских страхов Анны Фрейд;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава I Проблема детских страхов и возможность их коррекции в психологической науке…………………………………………………………7
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической науке………………………………………………………………………7
1.2 Природа детских страхов и личностная тревожность как фактор формирования страха у ребенка……………………………………….16
1.3 Способы коррекции детских страхов……………………………...35
Глава II Изотерапия как технология арттерапевтического воздействия…..45
2.1 Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства………………………………………………………………...45
2.2 Устранение страхов с помощью изотерапии……………………...49
Глава III Организация и методики исследования……………………………60
3.1 Этапы исследования……………………………………………………….60
3.2 Методики исследования…………………………………………………
3.3 Коррекционная программа по преодолению страхов у дошкольников……………………………………………………………….
Глава VI Результаты и их обсуждение…………………………………….
4.1. Результаты выявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста до проведения коррекционной программы………………………………….
4.2. Результаты выявления тревожности у детей дошкольного возраста после проведения коррекционной программы…………………………….
4.3 Результаты сравнительно-сопоставительного анализа показателей тревожности до и после проведения коррекционной программы……….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 158.01 Кб (Скачать файл)

Каждый рисунок показывается всем присутствующим, в то время как ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. Важно не стесняться и говорить, как есть страх все равно будет устранен – если не рисунками, то другими способами.

После просмотра первого рисунка следует реплика психолога: "Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?". В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: "Боишься или перестал?" – и ближе к концу звучит как: "Боишься – не боишься?". Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы "торжественный" оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: "Теперь не боишься?". Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу "Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?", то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание "…а теперь…". В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от привлечения внимания присутствующих к самому характеру изображения страха. "Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее" и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном с взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более,  что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: "так", "хорошо", "что дальше?".

После окончания обсуждения страхов называются и показываются те рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект. Автора надо похвалить, дружески похлопать по плечу, пожать руку, подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, "принял их к себе", освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается игра, в которой все активно участвуют. Она имеет подвижный характер, требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что "снятых с повестки дня" страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

В конце встречи рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: "А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен групповой поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и, когда все рисунки или большинство из них готовы, организуется встреча с психологом. В среднем на рисование себя как не боящегося уходит 2 недели, и нужно заранее назначить встречу. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье.

Помимо рисунков страхи могут быть воплощены в виде специально сделанных дома масок, фигурок из пластилина, конструкций из подручных материалов. Например, паука можно сделать из проволочки и материи, дракона – из веревочек на палке и т.д. когда подобные поделки – плод совместной деятельности детей и родителей, результаты устранения страхов, как правило, лучше, особенно при участии отца.

На данной третьей, по счету встрече, (первая – диагностическая) также предлагается вначале игра, но уже с учетом прошедших ранее страхов. Для этого на игровой площадке среди различных предметов находятся отражающие прежние страхи маски, куклы. Ненавязчиво предоставляется возможность поиграть с ними, что усиливает достигнутый эффект.

После игры разминки проводиться обсуждение задания с установкой: "Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься". Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: "так", "хорошо", "молодец". За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

Оставшиеся страхи можно проиграть по сочиненным на их тему историям.

В завершении второй главы, мы можем отметить, что эмоциональное развитие ребенка – это богатство его чувств, и их разнообразие. Дети радуются, плачут, испытывают страх, печаль. В каждом возрасте наблюдаются нормативные страхи, при благоприятных обстоятельствах жизни они исчезают. Но бывают случаи, когда страхи накапливаются, мешают личностному развитию ребенка и создают для него адаптационные, невротические и другие проблемы. Когда эмоциональное состояние становится патологическим, необходима специальная коррекционная работа. Эта работа – устранение страхов с помощью изотерапии. Таким образом, через рисунок, игру, сказку изотерапия дает выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей. Изотерапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Организация и методики исследования

3.1 Этапы исследования

 

Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования показал, что каждому ребенку присущи определенные страхи. Страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя «непредсказуемым» образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше вероятность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию [6, с.72].

Целью экспериментальной части исследования стало выявление влияния детских страхов на поведение ребенка и возможность их коррекции посредством изотерапии. Данная цель реализовывалась в процессе проверки следующей гипотезы: детские страхи взаимообусловлены повышенной тревожностью ребенка и способствуют развитию эмоционального неблагополучия личности дошкольника; стало быть, своевременная коррекция страхов и тревожности будет способствовать преодолению возрастных страхов у дошкольников.

Для достижения цели и проверки гипотезы были поставлены следующие экспериментальные задачи:

    • Выявить детские страхи основной и контрольной группы.
    • Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
    • Разработать модель коррекционной программы по преодолению страхов у дошкольников.
    • Провести сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.

Экспериментальное исследование  проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Шарканский детский сад №1» в течение двух месяцев с марта по май 2013г., выборку составили дети дошкольного возраста, посещающие подготовительную группу №9. Всего 22 человека, из них 11 девочек и 11 мальчиков.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методы:

1. Организационные методы: а) лонгитюдный.

2. Эмпирические методы: методика  «Страхи в домиках» М.А. Панфиловой и М.А Захарова, опросник для определения тревожности Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко.

3. Методы обработки данных:  метод математической статистики. (Т критерий Вилкоксона).

Исследование детских страхов и возможности их коррекции посредством изотерапии осуществлялось в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведён анализ научных, методических, литературных пособий по проблеме исследования, выдвинута гипотеза, разработано планирование исследования по срокам.  В программе исследования были сформулированы проблема и актуальность исследования, определены объект, предмет, цель и задачи данного исследования. На основном этапе экспериментального исследования проведена первичная диагностика, сбор, обработка и анализ полученных данных по методикам (март 2013 года). Далее нами была разработана и внедрена коррекционная программа, направленная на преодоление страхов и тревожности у дошкольников (апрель 2013 года). С целью анализа эффективности коррекционной программы через месяц после ее внедрения была проведена повторная психологическая диагностика с использованием диагностического инструментария, использованного на этапе первичной диагностики (май 2013 года). Выявление статистической достоверности произошедших изменений в показателях страха и тревожности испытуемых и доказательства эффективности коррекционной программы осуществлялось с помощью метода математической статистики - Т критерий Вилкоксона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Методики исследования

Детские страхи представляют собой иерархическую структуру различных по природе и интенсивности страхов, которые определяются особенностями личности ребёнка, индивидуальным опытом, принятыми в данном социуме установками, а также общими для всех людей возрастными и половыми закономерностями. Говоря о детских страхах и их проявлении, необходимо понять, что при этом считать нормой, а что патологией. В отечественной и зарубежной психологии выделено 29 страхов, которые могут испытывать дети от рождения и до достижения 16–18-летнего возраста. Сложным «кризисным» периодом является семилетний возраст. Причем для дошкольников в этом возрасте характерны страхи одиночества, смерти, нападения, а для школьников  другие, более взрослые — социальные: опоздать в школу, смерти родителей. О детском неврозе страха также можно говорить, если ребенок называет какие-либо другие страхи, чем те, которые характерны по А.И. Захарову для его возраста и пола.  По-настоящему бесстрашного ребенка не существует, но иногда страхи настолько сильно поражают его, что он уже не в состоянии адекватно воспринимать действительность. И тогда возникает патология в проявлении страхов у ребенка [4, с.38].

Современная психология делит 29 страхов на следующие виды: навязчивые страхи,  бредовые страхи,  сверхценные страхи.

Навязчивые страхи к ним относятся: гипсофобия (страх высоты), клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), агорафобия (боязнь открытых пространств), ситофобия (боязнь принимать пищу) и т.д. Навязчивых детских страхов сотни и тысячи; все, безусловно, перечислить невозможно. Эти страхи ребенок испытывает в определенных, конкретных ситуациях, боится обстоятельств, которые могут их за собой повлечь.

Бредовые страхи — это страхи, причину появления которых найти просто невозможно. Как, например, объяснить, почему ребенок боится ночного горшка, отказывается принимать ту или иную пищу (фрукты, овощи или мясо), боится надеть тапочки или завязать шнурки. Бредовые страхи часто указывают на серьезные отклонения в психике ребенка, могут служить началом развития аутизма. Детей с бредовыми страхами можно встретить в клиниках неврозов и больницах, поскольку это самая тяжелая форма.

Страхи, связанные с некоторыми идеями (как говорят, с «идеями фикс»), называются сверхценными. Первоначально они соответствуют какой-либо жизненной ситуации, а потом становятся настолько значимыми, что ни о чем другом ребенок думать уже не может. К детским сверхценным страхам относятся страхи социальные: боязнь окружающих людей, боязнь отвечать у доски, заикание.

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции