Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:59, дипломная работа
Цель: выявить влияние детских страхов на поведение ребенка и возможность их коррекции посредством изотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему детских страхов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
3. Выявить детские страхи основной и контрольной группы.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционной программы по преодолению страхов у дошкольников.
6. Провести сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- оригинальная теория страха З. Фрейда;
- психоаналитический подход в исследовании детских страхов Анны Фрейд;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава I Проблема детских страхов и возможность их коррекции в психологической науке…………………………………………………………7
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической науке………………………………………………………………………7
1.2 Природа детских страхов и личностная тревожность как фактор формирования страха у ребенка……………………………………….16
1.3 Способы коррекции детских страхов……………………………...35
Глава II Изотерапия как технология арттерапевтического воздействия…..45
2.1 Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства………………………………………………………………...45
2.2 Устранение страхов с помощью изотерапии……………………...49
Глава III Организация и методики исследования……………………………60
3.1 Этапы исследования……………………………………………………….60
3.2 Методики исследования…………………………………………………
3.3 Коррекционная программа по преодолению страхов у дошкольников……………………………………………………………….
Глава VI Результаты и их обсуждение…………………………………….
4.1. Результаты выявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста до проведения коррекционной программы………………………………….
4.2. Результаты выявления тревожности у детей дошкольного возраста после проведения коррекционной программы…………………………….
4.3 Результаты сравнительно-сопоставительного анализа показателей тревожности до и после проведения коррекционной программы……….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………
Этюд “Я так устал”
Маленький гномик несет на плече большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит:
Я так устал,
Я очень устал.
Выразительная поза: руки висят вдоль тела, плечи опущены.
III Развитие памяти, наблюдательности.
Игра “Тень”
Два ребенка идут пол дороге через поле: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребенок – это “тень” первого. “Тень” должна повторять все действия первого ребенка, который то сорвет цветок на обочине, то нагнетсяч за красивым камушком, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п.
Игра “В магазине зеркал”
В магазине стоит много больших зеркал. Туда входит человек, на плече у него обезьянка. Она видит себя в зеркалах, думает, что это другие обезьянки, и начинает корчить им рожицы. Отражения отвечают ей тем же. Она грозит им кулаком, и ей грозят из зеркал; она топает ногой, и все обезьянки в зеркалах топают ногой. Что ни делает обезьянка, отражения в зеркалах точно повторяют её движения (один ребенок – обезьянка, остальные - зеркала)
Игра “Разведчики”
В комнате в произвольном порядке расставлены стулья. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т.д.
IV. Психомышечная тренировка.
Комплекс “На берегу моря”
* * *
Игра с песком (на напряжение и расслабление мышц рук)
Набрать в руки воображаемый песок. Сильно сжать пальцы в кулак, удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела (лень двигать тяжелыми руками). Повторить игру с песком 2-3 раза.
* * *
Игра с муравьем (на напряжение и расслабление мышц ног)
На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. С силой потянуть носки ног на себя, ноги напряженные, прямые. Оставить носки в этом положении, прислушаться, на каком пальце сидит муравей. Мгновенным снятием напряжения в стопах сбросить муравья с пальцев ног. Носки идут вниз – в стороны, ноги расслабляются, отдыхают. Повторить игру 2-3 раза.
* * *
“Солнышко и тучка” (на напряжение и расслабление мышц туловища)
Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок, чтобы согреться. Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце. Повторить 2-3 раза.
* * *
“В уши попала вода” (на напряжение и расслабление мышц шеи)
Дети купались, и им в уши попала вода. В положении лежа на спине ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
* * *
“Лицо загорает” ( на напряжение и расслабление мышц лица)
Подбородок загорает – подставить солнышку подбородок, слегка разжать губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык – крепко закрыть рот. Жучок улетел – слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух. Прогоняя жучка, можно энергично двигать губами. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть, - сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым. Бабочка улетела – расслабить мышцы губ и носа. Снова прилетела бабочка, качается на качелях – двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетела совсем – спать хочется – расслабление мышц лица. Не открывая глаз, принять удобную позу. Звучит тихая, спокойная музыка. С окончанием музыки дети тихо встают и идут к ведущему.
V. Рисуем хорошее настроение.
VI. Обмен мнением.
VII. Ритуал прощания.
Занятие 6.
Тема: эмоции отвращения и презрения. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.
Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти. Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.
I Ритуал начала занятий.
II Этюды на выражение отвращения и презрения.
Бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахара мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая, не глядя, положил в него две ложечки сахара, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Выразительные движения: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен.
Дети вместе с ведущим вспоминают сказку Х.К.Андерсена “Гадкий утенок”, затем разыгрывают эпизод на птичьем дворе. В нем птицы демонстрируют своё презрительное и брезгливое отношение к утенку, который не похож на других утят. Они считают его безобразным и гадким.
Выразительные движения:
- отвращение: голова откинута назад, брови нахмурены, глаза прищурены, ноздри раздуты и сморщены, углы губ опущены.
- униженность: голова наклонена вниз, плечи сведены вперед.
Мальчик обул новые ботинки и пошел в гости к своему другу. Ему надо перейти дорогу, где идут ремонтные работы и все раскопано. Недавно прошел дождь, и на дороге грязно и скользко. Мальчик идёт осторожно, стараясь не пачкать ботинки.
Выразительные движения: походка должна производить впечатление, что ребенок идет по грязи, осторожно ступая на цыпочках и выбирая более чистое место.
III Развитие памяти.
Ведущий на короткое время показывает детям куклу, а затем они по памяти должны ответить на вопросы: какие у куклы волосы, какое платье, какие глаза, были ли банты, туфельки, носочки, стоит она или сидит и т.д.
Ведущий на короткое время (считая до 5) показывает детям картинку, а затем из набора похожих картинок предлагает выбрать ту, которую им показали.
Карточка с нарисованными на ней в разных местах буквами (5-7 букв) или цифрами (от 0 до 9) демонстрируется детям столько времени, сколько они сочтут нужным. После этого они по памяти, каждый на своем листочке бумаги, воспроизводят картинку.
IV Психомышечная тренировка.
Комплекс “На берегу моря”
См. занятие 5.
V Рисуем хорошее настроение.
VI Обмен мнением.
VII Ритуал прощания.
Занятие 7.
Тема: эмоции гнева. Развитие памяти. Психомышечная тренировка.
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти.
Обучение приемам саморасслабления для сброса психоэмоционального напряжения.
I Ритуал начала занятий.
II Этюды на выражение гнева.
Гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена хочет съесть обезьянку и ждет, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и спрыгнет на землю. Гиена приходит в ярость, когда кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.
Я страшная гиена,
Я гневная гиена.
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена.
Ведущий читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту.
Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком
Был король Боровик не в духе:
Короля покусали мухи.
Ведущий читает стихотворение:
Вот за решеткой, хмур и зол,
Сидит орел.
Могучих крыльев гордый взмах
Внушает страх.
Давно ль громады грозных скал
Он облетал
И камнем падал свысока
На врага?
Он был свободный властелин
Седых вершин.
Теперь в неволе, хмур и зол,
Сидит орел.
Затем дети по очереди изображают орла, который, медленно взмахивая крыльями, взбирается на камень (стул) и хмуро разглядывает детей из-за решетки.
III Развитие памяти
Ведущий некоторое время показывает детям лист бумаги с изображенными на нем в произвольном порядке фигурами. Затем дети должны по памяти воспроизвести фигуры, каждый на своем листе.
Ведущий в течение 2-3 секунд показывает детям лист бумаги с разбросанными на нем в беспорядке крупными буквами, после чего показывает лист бумаги с другими буквами, а затем дает задание восстановить первое изображение на листочках бумаги.
Ведущий ставит перед детьми 3-7 игрушек и дает посмотреть на них несколько секунд. Затем просит детей отвернуться и меняет игрушки местами. Повернувшись и посмотрев на игрушки, дети должны сказать, что изменилось.
IV Психомышечная тренировка.
Комплекс “На берегу моря”
См. занятие 5
V Рисуем хорошее настроение.
VI Обмен мнением.
VII Ритуал прощания.
Занятие 8.
Тема: эмоции страха. Память ощущений. Психомышечная тренировка.
Цель: Коррекция, развитие эмоциональной сферы психики детей. Развитие памяти.
Обучение приемам
I Ритуал начала занятий.
II Этюды на выражение страха
Лисенок видит на другом берегу ручья свою маму, но не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко тут.
Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.
Ребенок гуляет. Мимо него на поводке идет собака. Она лает на ребенка и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног. Ребенок сжимается от страха.
На вокзале ребенок отстал от родителей. Мальчик выходит на привокзальную площадь, он в смятении, не знает, куда идти.
III Упражнения на развитие памяти ощущений
На столе лежит несколько разноцветных кусков картона, немного отличающихся по фактуре. Легкими прикосновениями подушечек пальцев дети знакомятся с поверхностью листа, стараются запомнить ощущение. Отвернувшись, на ощупь отгадывают цвет (по очереди). Начинать нужно с 3-4 картонок, постепенно увеличивая количество.
Несколько разноцветных кусков картона отличаются по запаху. При отгадывании (с закрытыми глазами) дети тоже должны назвать цвет.
На столе разбрасывается некоторое количество (лучше несколько десятков) ключей. Упражнение в двух вариантах:
- запомнить 2-3 ключа, выбранные ведущим, и после этого найти их в заново перемешанной куче;
- то же самое, но найти ключ на ощупь.
“Игра с колокольчиками”. Ведущий звонит последовательно в 3 колокольчика разного тона. Дети запоминают их, потом производят при их звучании разные действия (по договоренности):
- хлопают в ладоши,
- хлопают по столу,
- встают и садятся.
Колокольчиков дети не видят.
IV Психомышечная тренировка.
Комплекс “На берегу моря”
См. занятие 5
V Рисуем хорошее настроение.
VI Обмен мнением.
VII Ритуал прощания.
Занятие 9.
Тема: эмоции вины и стыда. Развитие умения классифицировать, обобщать, систематизировать. Аутотренинг.
Цель: Коррекция и развитие эмоциональной сферы психики. Развитие и коррекция
познавательной сферы психики. Снятие психоэмоционального напряжения, мышечных зажимов.
I Ритуал начала занятий.
II Этюды на выражение вины и стыда.
Мальчик разбил вазу и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения: голова наклонена вперед и втянута в приподнятые плечи, ноги прямые, пятки сдвинуты, руки висят вдоль тела. Мимика: брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Мальчик случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет, и сказал, что переключатель крутил его младший брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно. Послушав рассказ, дети по очереди показывают, как стыдно было старшему брату.
III Развитие умения классифицировать, обобщать.
Каждому ребенку предлагается набор карточек, на которых изображены чайники, тарелки, кастрюли, трамваи, троллейбусы, машины, платья, юбки, брюки, сапоги, туфли, тапки, бабочки, гусеницы, жуки, медведи, лисы, волки, козы, коровы, овцы, чайки, журавли, воробьи, пилы, молотки, отвертки и т.д. Дети должны разложить свои карточки на группы так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом (“Посуда”, “Транспорт”, “Одежда” и т.д.)