Детские страхи и способы их коррекции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 15:59, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить влияние детских страхов на поведение ребенка и возможность их коррекции посредством изотерапии.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему детских страхов в отечественной и зарубежной психологии.
2. Рассмотреть влияние страха и тревожности на формирующуюся личность ребенка.
3. Выявить детские страхи основной и контрольной группы.
4. Выявить характер детских страхов и способы их коррекции в дошкольном возрасте.
5. Разработать модель коррекционной программы по преодолению страхов у дошкольников.
6. Провести сравнительно – сопоставительный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследования являются:
- оригинальная теория страха З. Фрейда;
- психоаналитический подход в исследовании детских страхов Анны Фрейд;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава I Проблема детских страхов и возможность их коррекции в психологической науке…………………………………………………………7
1.1Проблема фобий в современной психологической и педагогической науке………………………………………………………………………7
1.2 Природа детских страхов и личностная тревожность как фактор формирования страха у ребенка……………………………………….16
1.3 Способы коррекции детских страхов……………………………...35
Глава II Изотерапия как технология арттерапевтического воздействия…..45
2.1 Теоретические основы терапии с помощью изобразительного искусства………………………………………………………………...45
2.2 Устранение страхов с помощью изотерапии……………………...49
Глава III Организация и методики исследования……………………………60
3.1 Этапы исследования……………………………………………………….60
3.2 Методики исследования…………………………………………………
3.3 Коррекционная программа по преодолению страхов у дошкольников……………………………………………………………….
Глава VI Результаты и их обсуждение…………………………………….
4.1. Результаты выявления страхов и тревожности у детей дошкольного возраста до проведения коррекционной программы………………………………….
4.2. Результаты выявления тревожности у детей дошкольного возраста после проведения коррекционной программы…………………………….
4.3 Результаты сравнительно-сопоставительного анализа показателей тревожности до и после проведения коррекционной программы……….
Выводы………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

Диплом.docx

— 158.01 Кб (Скачать файл)

                                                       * * *

Детям предлагается на ощупь с закрытыми глазами рассортировать камешки на легкие и тяжелые, отделить тонкие ткани от плотных, из коллекции различных материалов выделить образцы дерева, металла, пластмассы и т.д.

 

IV Аутотренинг.

    “Волшебный  сон”

Дети ложатся на пол, на ковер. Руки немного согнуты в локтях, лежат вдоль тела ладонями вниз, ноги немного разведены в стороны. Ведущий обращается к детям: “Сейчас, когда я начну читать стихи и заиграет тихая, спокойная музыка, вы закроете глаза и начнется игра “Волшебный сон”. Вы не заснете по-настоящему и будете все слышать, но не будете двигаться, и открывать глаза, пока я вам не разрешу. Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова. Шептать не надо. Спокойно отдыхайте, закрыв глаза. “Волшебный сон”закончится тогда, когда я громко скажу: “Открыть глаза! Встать!” Внимание…наступает “Волшебный сон”…

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем…(2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают…

Отдыхают… засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена

И рас-сла-а-аб-ле-на…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…(2 раза)

Дышится легко…ровно…глубоко…

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…(2 раза)

Греет солнышко сейчас…

Руки теплые у нас…

Жарче солнышко сейчас…

Ноги теплые у нас…

Дышится легко…ровно…глубоко…

Губы теплые и вялые,

Но  нисколько не усталые…

Губы чуть приоткрываются…

Все чудесно расслабляется…(2 раза)

Нам понятно, что такое…

Состояние покоя…(2 раза)”

Долгая пауза (до конца медленной музыки).

Начинает звучать бодрая, веселая музыка. Дети продолжают лежать с закрытыми глазами. Ведущий обращается к детям:

“Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали…

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем, их повыше поднимает.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!”

V     Рисуем хорошее настроение.

 VI    Обмен мнением. 

VII  Ритуал прощания.

 

 

Занятие 10.

Тема: Снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. развитие познавательной сферы. Аутотренинг.

Цели: нейтрализация страхов, тревоги. Умственное развитие детей. Релаксация, достижение психофизического покоя.

I Ритуал начала занятия.

II Снятие страхов. Этюды на выражение страха.

  1. Этюд «Страх»

Мальчик (или девочка) боится одиночества. Он (она)неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в другой комнате кто-то притаился? Во время этюда звучит музыка Н.Мясковского «Тревожная колыбельная».

  Выразительная поза: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

  1. Этюд «Гроза»

За окном гроза. хлещет дождь, сверкают молнии, грозно гремит гром. Ребёнок один дома. Он стоит у окна. В момент сильного раската грома ему становится страшно.

   Звучит музыка  М.Раухвергера «Гром».

   Выразительные движения: голова запрокинута и втянута в плечи, глаза широко распахнуты, рот открыт, ладони как бы отгораживают от лица страшное зрелище.

  1. Этюд «Ночные звуки»

Утёнок убежал с птичьего двора. Ночь застаёт его в лесу. Идёт дождь, завывает ветер. Деревья громко скрипят и гнутся под напором ветра почти до земли, а утёнку кажется, что его хватают большие тёмные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утёнок думает, что это кто-то кричит от боли. Мечется утёнок по лесу, пока не находит себе местечко в маленькой пещерке (под столом), где можно спрятаться. Он собирается в комочек и дрожит.

   В комнате, где  происходит инсценировка притемняется  свет. Все дети, кроме ребенка-утёнка, изображают деревья, коряги, пеньки. Из стульев делается бурелом. Пока звучит музыка Ф.Бургмюллера  «Баллада», дети, не сходя со своих  мест, принимают угрожающие позы  и издают громкие, пугающие звуки: завывают, ухают и т. п.

  Когда перестаёт звучать  музыка, включают свет. Этюд закончен. Все дети подходят к ребёнку, изображавшему утёнка, и по очереди  слушают, как сильно и гулко  бьётся у него сердце.

 Беседа «Кто чего или кого боится на самом деле».

Дети сообщают о своём опыте переживания страха.

 Рисование  на тему «Мои страхи». Инсценировка.

  Рисование направлено  на выявление и «графическое  отреагирование» различных страхов  у детей. После рисования детям  предлагается разорвать, уничтожить  свой рисунок (свой страх). Содержание  рисунков детей может стать  темой для разыгрывания той  или иной пантомимической сценки, ситуации, в которой ребёнок  испытал  страх. В разыгрываемых ситуациях, этюдах при изображении эмоций  страха, несмотря на очень выразительное  их внешнее воспроизведение и  некоторое возбуждение, у детей  всегда остаётся понимание, что  они переживали страх понарошку.  Этот нюанс используется  для  обесценивания некоторых реальных  страхов у детей.

IV.Развитие логики мышления.

  «Ответь на вопросы».

  Детям по очереди  предлагается ответить на вопрос  ведущего. Возможные вопросы:

  - Учитель наказал  мальчика. Кто провинился?

  - Собаку укусила оса. Кто кусался?

  - Мама зовёт домой  дочку. Кто дома? Кто на улице?

  - Витю слушал учитель. Кто говорил?

  - Петю ударил Ваня. Кто драчун?

  - Володю ждёт Лена. Кто задержался?

  - Ваня шёл впереди  Пети. Кто шёл позади?

  - Лес позади дома. Что впереди?

  - Автобус впереди  грузовика. Что позади?

  - Кошка больше собаки. Кто меньше?

  - Мальчик ниже девочки. Кто выше?

  - Дедушка старше бабушки. Кто моложе?

  - Дуб выше берёзы. Что ниже?

«Ответь, что я сделала раньше».

- Я позавтракала после  того, как приняла душ.

- Я выпила чаю после  того, как пришла с улицы.

- Я много тренировалась, прежде чем выступить на соревнованиях.

- Прежде чем пойти на  работу, я позавтракала.

- Я поздоровалась, прежде  чем начать разговор.

- Я зашла в магазин, прежде чем поехать домой.

V Аутотренинг.

  Дети слушают с  закрытыми глазами спокойную, тихую  музыку. С окончанием музыки дети  открывают глаза и тихо встают.

VI. Рисуем хорошее настроение.

VII. Обмен мнением.

VIII. Ритуал прощания.

 

Занятие 11.

Тема: снятие мнимых, неадекватных страхов, неосознанной тревоги. Развитие мышления, общей осведомленности, быстроты реакции, внимания. Аутотренинг.

Цели: обесценивание страхов. Умственное развитие детей. Достижение психофизического покоя, релаксации.

I Ритуал начала занятий.

II Снятие страхов

  1. Этюд “Змей Горыныч”

Разыгрывание этюдов по содержанию рисунков детей, сделанных на занятии 10.

  1. Этюд “Змей Горыныч”

В сказочном городе (поставленные по кругу стулья) живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город стражник. Иван-царевич уходит на охоту, царевна вышивает, ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т.д.). стражник обходит город. Налетает Змей Горыныч. (Звучит музыка П.Чайковского “Баба Яга”). Он смертельно ранит стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей Горыныч унес царевну, и бессильно падает. Иван-царевич берет меч, идет сражаться со Змеем Горынычем и побеждает его. Как только Змей Горыныч падает, стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.

Выразительные движения у исполнителя роли Змея Горыныча: голова и кисти рук – это головы Змея Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана-царевича, никнут по очереди (срубленные), поднимаются (вырастают новые).

Иван-царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом. После победы над Змеем Горынычем – поза и мимика победителя: плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова опрокинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.

По такому же принципу могут разыгрываться любые эпизоды, где действуют страшные персонажи и маски и где ребенок побеждает этих злых, неприятных персонажей, а на самом деле дезактуализирует, нейтрализует свой страх, свою тревогу.

 

III Развитие мышления

         Логические задачи.

  • Перед Чиполлино стоят предметы: ведро, лопата, лейка. Как сделать, чтобы лопата стала крайней, не переставляя ее с места?
  • Вини-Пух, Тигра и Пятачок вырезали три флажка разного цвета: синий, зеленый, красный. Тигра вырезал не красный, а Винни-Пух – не красный и не синий флажок. Какого цвета флажок вырезал каждый?
  • На столе лежат 4 яблока. Одно яблоко разрезали и положили обратно. Сколько яблок на столе?
  • Расставьте в комнате 2 стула так, чтобы у каждой стены стояло по стулу. (надо поставить стулья в двух противоположных углах)
  • Сложите на столе треугольник из одной палочки и квадрат из двух палочек.(надо положить палочки на углу стола)

 “Выбери нужное”

У сапога всегда есть: пряжка, подошва, ремешки, пуговицы.

В теплых краях живут: медведь, олень, волк, верблюд, пингвин.

В году:24 месяца, 12 месяцев, 4 месяца, 3 месяца

Месяцы зимы: сентябрь, октябрь, декабрь, май.

Отец старше сына: часто, всегда, редко, никогда.

Время суток: год, месяц, неделя, день, понедельник.

У дерева всегда есть: листья, цветы, плоды, корень, тень.

Времена года: август, осень, суббота, каникулы.

Пассажирский транспорт: комбайн, самосвал, автобус, тепловоз

Эту игру можно продолжить.

“Замри!”

Дети бегают по комнате. По команде ведущего останавливаются и принимают позу, которая изображена на показываемой ведущим карточке. Ребенок, допустивший неточность, выходит из игры. Дети объясняют ему, какую позу надо было принять, ведущий следит за правильным употреблением в речи пространственных терминов.

“Противоположности”

Ведущий называет детям слово и предлагает ответить противоположным по значению. Примеры называемых слов: большой, старый, мокрый, тяжелый, грустный, умный, сложный, сильный, злой, внутри, над, сверху, открытый, длинный, чистый, тихий, богатый, быстро, начало и т.п.

IV Аутотренинг

     “Волшебный  сон”

       См. занятие 9

V     Рисуем хорошее настроение.

 VI    Обмен мнением.

VII  Ритуал прощания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава VI Результаты и их обсуждение

4.1. Результаты  выявления  страхов и тревожности  у детей дошкольного возраста  до проведения коррекционной  программы

 

Сводная таблица результатов исследования страхов детей дошкольного возраста. Тест М. А Панфиловой, М.А Захарова “Страхи в домиках”

Таблица №1

Фамилия, имя ребенка

Количество страхов (черный дом)

1

Лиля

16

2

Лиза

16

3

Юля

17

4

Катя

21

5

Вова

14

6

Анна

15

7

Лена

18

8

Никита

12

9

Вика

13

10

Катя

24

11

Даша

19

12

Даша

13

13

Стас

12

14

Даша

20

15

Платон

15

16

Игорь

8

17

Никита

8

18

Артем

16

19

Миша

15

20

Елисей

25

21

Богдан

15

22

Данил

12

Информация о работе Детские страхи и способы их коррекции