Детско родительские отношения и аффилиация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:53, дипломная работа

Описание работы

В современном обществе одной из важнейших проблем является проблема воспитания ребенка в семье. Дети, как ячейка социума, зачастую сталкиваются с одиночеством, нехваткой общения, в том числе и общения с родителями, что пагубно сказывается на формировании психологически и физически здоровой личности. Учитывая, что родители в силу различных объективных и субъективных факторов не могут уделять своему чаду должное количество времени, необходимое для полноценного воспитания, у ребенка формируется аффилиация, которая в силу технологического развития общества выливается в привязанность к интернету, онлайн-играм.

Файлы: 1 файл

старое.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В современном  обществе одной из важнейших проблем  является проблема воспитания ребенка  в семье. Дети, как ячейка социума, зачастую сталкиваются с одиночеством, нехваткой общения, в том числе  и общения с родителями, что  пагубно сказывается на формировании психологически и физически здоровой личности. Учитывая, что родители в силу различных объективных и субъективных факторов не могут уделять своему чаду должное количество времени, необходимое для полноценного воспитания, у ребенка формируется аффилиация, которая в силу технологического развития общества выливается в привязанность к интернету, онлайн-играм. Потребность в общении удовлетворяется виртуальной реальностью, что, в свою очередь, ведет к отчужденности от реального мира. Психически здоровой личность, оторванная от реальности, быть не может,  и именно от характера детско-родительских отношений зависит, каким будет ребенок. В семье он приобретает опыт социальных и эмоциональных взаимоотношений. Мировосприятие ребенка, а в будущем взрослого человека непосредственно зависит от эмоционального климата в семье, в которой он растет. Таким образом  данное исследование является актуальным в силу назревших социальных проблем а также проблем семейного воспитания.

Исследователи отмечают, что семья как ближайшее социальное окружение ребенка удовлетворяет потребность ребенка в принятии, признании, защите, эмоциональной поддержке, уважении. Однако необходимо учитывать, что перечисленные выше факторы воспитания не должны выливаться в чрезмерную любовь, так как сильная эмоциональная привязанность способна привести к тому, что ребенок будет жить в страхе перед самостоятельной жизнью, неспособности жить самостоятельно, что также связано с аффилиацией.

Исходя из анализа  современной научной психологической  литературы, мы пришли к выводу о том, что данная проблема изучена по большей части не в комплексе, а разрозненно, т.е. комплексный подход к изучению данной темы не применялся. Взаимосвязь детско-родительских отношений и потребности в общении в младшем подростковом возрасте в силу актуальности проблемы малоизученна.

Целью данного исследования является изучение выдвинутой проблемы и ее эмпирическое исследование. В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие исследовательские задачи:

    1. Определить понятие и сущность детско-родительских отношений;
    2. Выяснить, какова сущность потребности в общении в младшем подростковом возрасте;
    3. Выявить взаимосвязь детско-родительских отношений и потребности в общении младшего подросткового возраста;
    4. Провести эмпирическое исследование по данной проблеме и на основе его результатов сделать выводы и составить практические рекомендации.

Объектом  данного исследования являются детско-родительские отношения.

Предметом данного исследования является взаимосвязь детско-родительских отношений и потребности в общении у ребенка.

Гипотеза  данного исследования заключается в том, что по нашему предположению, тип детско-родительских отношений в семье непосредственно влияет на формирование потребности в общении у подростков.

Практическая  значимость данного исследования заключается в том, что

ГЛАВА 1

Теоретический анализ проблемы детско-родительских отношений и аффязиилиации

 

1.1. Понятие  и сущность детско-родительских  отношений

 

Детско-родительские отношения носят сложный, многоаспектный и зачастую противоречивый характер. Классический психоанализ стал одним из первых научных направлений, которое поставило в основу развития ребенка детско-родительские отношения. Психоанализ определял направление основных направлений концепции детского развития, главная роль в которых отводится проблеме детско-родительских отношений (Эриксон Э., 1996). Наиболее популярной в психологии стала теория привязанности, созданная Д. Боулби и М.Эйнсвортом (Эйнсворт, 1956). «Внутренняя рабочая модель» является ключевым понятием в теории привязанности, представляющее собой цельное и взаимосвязанное единство себя и другого: отношение матери к ребенку является ключевым фактором для его познания, а для матери ребенок - это источник отношения к себе. Такое сложное взаимодействие изначально понималось как отношение к близкому взрослому и себе, обеспечивающее чувство безопасности и защищенности.

В исследованиях  современных психологов изучение самосознания ребенка переориентируется к  изучению его поведения, чаще всего  описывающееся в терминах социальной компетенции и адаптации. Привязанность в них рассматривается не как отношение, а как тактика поведения с родителями. Некоторые исследователи подмечают «положительную корреляцию между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией, гармоничной коммуникацией в детско-родительской диаде» (Быкова М.В., 1999). К примеру, в исследовании П. Криттендена видна прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от того, насколько сильно они привязаны к матери (П. Криттенден, 1992).

Кроме теории привязанности, весьма популярными в западной психологии являются теории, разработанные Д. Брауминдом, а также Е. Шафером. Брауминд предложил  следующую классификацию стилей поведения родителей, включающую в  себя 3 типа:

1) авторитетный  стиль;

2) авторитарный  стиль; 

3) попустительский  стиль. 

В данной модели предполагается, что к авторитетному  стилю относятся такие качества родителей, как эмоциональная теплота, мягкость (ненастойчивость) в установлении правил, ответственность, предпочтение индуктивных объяснений, тенденция обсуждать свои решения с ребенком. К авторитарному стилю относятся вербальная и невербальная агрессия родителя, директивность, строгость по отношению к соблюдению правил. Попустительский стиль характеризуют общий недостаток дисциплины, эмоциональное равнодушие к ребенку, игнорирование отклонений в его поведении, недостаток уверенности в себе как родителей (Д. Брауминд, 1991).

Шафер Е. предложил  динамическую двухфакторную модель отношения родителей, где первый фактор – эмоциональный (любовь-ненависть), а второй - поведенческий (автономия-контроль) (Шафер Е., 1958). Каждая позиция взаимосвязью различных факторов, их взаимосвязанностью. Нужно отметить, что при том, что эти теоретические модели были разработаны свыше 30-и лет назад, они по сей день остаются фактически единственными, которые дают содержательное описание детско-родительских отношений.

В последнее  время одним из наиболее распространенных направлений изучения детско-родительских отношений стали кросскультурные  и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области показали, что определенный родительский стиль поведения соответствует конкретному типу темперамента подростка. В статье Рыскуловой М.М. согласно исследованиям Русселя отмечается, что для отцов больше характерен авторитарный или попустительский стиль, а матерям в большей степени свойственен авторитетный. Также говорится о том, что авторитарный стиль чаще свойственен для родителей мальчика, авторитетный – для родителей девочки (Рыскулова М.М., 2005).

Родительское  отношение специфично в первую очередь  тем, что позиции родителей по отношению к их ребенку заключаются  в их противоречивости и двойственности. Рассматривая эти позиции с одной  стороны, мы видим безусловную, глубокую любовь и глубинное взаимоотношение, с другой же стороны для родителей характерно оценочное отношение к своему ребенку, которое направлено на формирование у него общепринятых моделей поведения. Такие противоположные по своей сути начала характерны не только для отношения родителей к ребенку, а для межличностных отношений в целом.

Родительское  отношение крайне своеобразно, для  него характерна внутренняя конфликтность, эти моменты заключаются в  напряженности и максимальной выраженности. Нужно отметить, что оценочную  позицию родителей порождает чувство ответственности, беспокойство за то, каким будет будущее ребенка, что, несомненно, обостряет контроль его действий, что делает из ребенка объект воспитания.

В гуманистической  психологии понимание родительского  отношения вытекает из понятия «Я-концепции», которое является главенствующим понятием в теории К. Роджерса. Роджерс отмечал, что оценка личности другими людьми, особенно в детстве, занимает важную роль в формирование позитивного или негативного Я (Роджерс К., 1994). В том случае, если детско-родительские отношения основываются на «условной ценности» (когда к ребенку относятся позитивно в случае, если он соответствует стандартам родителей), «Я-концепция» не будет являться прочной базой для развития здоровой личности ребенка. Дать ребенку безусловно позитивное внимание, относиться к ребенку, не зацикливаясь на совершенных им проступкам – единственно возможный способ формирования у ребенка позитивного образа Я, т.е. ребенок чувствует и ощущает поддержку только тогда, когда его любят просто за то, что он есть, что он ребенок своих родителей.

В отечественной  психологии типологии детско-родительских отношений были описаны на основе анализа клинических данных. В. И. Гарбузов выделяет следующие типы неправильного  воспитания:

1) неприятие  индивидуальных особенностей ребенка;

2) гиперсоциализация,  которая выражается в повышенных  требованиях к ребенку, при  этом не учитываются его индивидуальные  особенности;

3) эгоцентризм,  когда ребенок становится «кумиром  семьи», «смыслом жизни» для родителей.

Гарбузов В.И. отмечает, что все три типа воспитания крайне неблагоприятны для развития личности ребенка и ведут к формированию у него различных неврозов (Гарбузов В.И., 1966).

Личко А. Е. приводит другие типы неправильного семейного  воспитания: 1) потворствующая гиперпротекция; 2) доминирующая гиперпротекция; 3) повышенная моральная ответственность; 4) эмоциональное отвержение; 5) жестокое обращение; 6) гипопротекция (Личко А.Е., 1983).

Захаров А. И. (Захаров  А.И., 1982) выделяет следующие критерии оценки отношения родителей:

1) интенсивность  эмоционального контакта родителя  и ребенка: гиперопека/опека и  принятие/непринятие ребенка;

2) параметры  контроля, среди которых выделяются  разрешительный, допускающий, ситуативный  и ограничительный контроль;

3) последовательность или непоследовательность родительского воспитания;

4) родительская  аффективная устойчивость или  неустойчивость;

5) родительская  тревожность или нетревожность.

Варга А. Я., основываясь  на своем опыте работы с семьями  и анализе полученных данных, составила структуру родительского отношения, в которой представлены следующие компоненты:

    1. интегральное принятие или отвержение ребенка,
    2. межличностная дистанция родителя и ребенка,
    3. формы и направления родительского контроля;
    4. социальная желательность поведения ребенка для родителя.

В свою очередь, каждый из компонентов содержит в  себе следующие подкомпоненты: эмоциональный, поведенческий и когнитивный.

Как уже отмечалось ранее, отношения между родителями и ребенком крайне неоднозначны, что  было подтверждено клинически в работе А. Я. Варги. Она считает, что такие элементы эмоционального компонента родительского отношения, как симпатия/антипатия и уважение/неуважение, бесконечно разнообразны по содержанию в зависимости от времени и ситуации (Варга А.Я., 1986). Для родительского отношения характерны как устойчивые, так и неустойчивые черты. Устойчивые черты носят внеситуативный характер, они проявляются в таких базовых моделях, как, например, принятие–непринятие, и при этом во многом определяют тип отношения родителей. Неустойчивые черты носят ситуативный характер, на них воздействует множестве различных внутренних и внешних факторов, они оказывают незначительное влияние на отношение родителей в общем, однако в крайних вариантах эти черты, возможно, закрепятся в своеобразный «неустойчивый» тип отношения родителей к своему ребенку, который крайне неблагоприятен для развития ребенка.

Спиваковская  А. С. отмечает, что абсолютного идеала, нормы в воспитательной деятельности не существует: отношения с ребенком носят глубоко индивидуальный и неповторимый характер, однако при этом можно сформулировать основные «правила» воспитания, которым родителям необходимо следовать – это любовь и независимость (Спиваковская А.С., 1988). Когда ребенок уверен в любви родителей, а родители действительно любят его, только тогда ребенок будет развиваться как здоровая личность, это будет являться гарантией его благополучия в эмоциональном и психическом плане, источником его телесного и душевного здоровья. Отметим, что от возраста ребенка и мотивов воспитаниия непосредственно зависит предоставление ребенку определенной самостоятельности.

Таким образом, понятие детско-родительских отношений, как уже отмечалось, многогранно. Детско-родительские отношения включают в себя множество факторов, влияющих на личность ребенка. Различные зарубежные и отечественные исследователи, на работы которых ссылки приведены выше, предлагают свои идеи в рамках той или иной концепции. Однако необходимо учитывать тот факт, что проблемы в отношениях «отцов и детей» не имеют общего характера и к каждой определенной проблеме нужен свой индивидуальный подход.

Информация о работе Детско родительские отношения и аффилиация