Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:53, дипломная работа
В современном обществе одной из важнейших проблем является проблема воспитания ребенка в семье. Дети, как ячейка социума, зачастую сталкиваются с одиночеством, нехваткой общения, в том числе и общения с родителями, что пагубно сказывается на формировании психологически и физически здоровой личности. Учитывая, что родители в силу различных объективных и субъективных факторов не могут уделять своему чаду должное количество времени, необходимое для полноценного воспитания, у ребенка формируется аффилиация, которая в силу технологического развития общества выливается в привязанность к интернету, онлайн-играм.
1.2. Потребность
в общении в младшем
Потребность в общении со сверстниками у ребенка начинает формироваться еще в 4-5 лет. При этом отметим, что активное установление дружеских контактов происходит именно в младшем подростковом возрасте. Необходимо добавить, что подростковый период представляет собой сложный процесс взросления со всеми вытекающими проблемами: остро встает проблема «отцов и детей», ребенок зачастую становится «трудным», при этом испытывает большую потребность в общении.
Важность общения со сверстниками, интенсивность связанных с ним переживаемых чувств и эмоций резко возрастает в подростковом возрасте. В этом возрасте случается первая любовь, возникает близкая дружба, возрастают межличностные влечения. Общение со сверстниками, потребность в таком общении у подростка выходят на первое место, в то время как общение с родителями, с семьей отходит на второй план. На развитие психики ребенка существенное влияние оказывают чувственные отношения, выполняющие следующие функции:
Эльконин Д. Б. в своей концепции общение со сверстниками в подростковом возрасте выделяет как ведущий тип деятельности (Эльконин Д.Б., 1967). Именно в общении со сверстниками подросток осваивает нормы морали и социального поведения, формируются иерархические отношения, распределяются роли, которые выполняет каждый человек в системе межличностных отношений. Процесс общения, поиск в межличностных отношениях с другими людьми выделяются в более или менее самостоятельную область жизни именно в начале подросткового возраста, причем, как уже отмечалось ранее, потребность в том, чтобы найти свое место в обществе, быть значимым в социуме реализуется в обществе сверстников.
Фельдштейн Д.И. придерживается несколько иной точки зрения по поводу типа ведущей деятельности в подростковом возрасте, полагая, что главенствующую роль в психическом развитии личности подростка имеет общественно полезная, признаваемая и одобряемая обществом деятельность, которая не оплачивается (Фельдштейн Д.И., 1999). При этом общественно полезная деятельность представляется как организационно-общественная, производственно-трудовая, учебно-познавательная, причем подросток должен ощущать реальную значимость своей деятельности, содержание которой состоит в деле, полезном для окружающего мира, а структура которой ставит в основу цели взаимоотношений подростков. Подросток формирует мотив быть самостоятельным и лично ответственным.
Потребность в
общении в младшем подростковом
возрасте формирует межличностные
отношения. Ильин Е.П. дает следующее
определение межличностным
Межличностные отношения делятся на следующие виды:
1. деловые и личные;
2. официальные и неофициальные;
3. субординационные и паритетные;
4. рациональные и эмоциональные.
Остановимся подробнее на таких отношениях, как личные. Ильин считает, что личные взаимоотношения - это отношения между людьми, которые складываются помимо их совместной деятельности. В основе таких отношений, как правило, лежат эмоции, испытываемые людьми по отношению друг к другу, благодаря чему личным отношениям свойственен субъективный характер.
Потребность в общении, желание и стремление постоянно быть с другими людьми формируется в младшем подростковом возрасте. Такая потребность в западной психологической литературе именуется аффилиацией. В аффилиации выделяются две стороны, одна из которых – позитивная - связана со стремлением к принятию, а другая – негативная – со страхом отвержения.
Общение является одним из главенствующих факторов в формировании личности. Идеи о том, что общение занимает ключевую позицию в формировании личности, получили свое развитие в трудах отечественных психологов: Выготского Л.С., Петровского А.В., Леонтьева А.Н., Бодалева А.А., Ломова Б.Ф., Лурии А.Р., Ананьева В.Г., Мясищева В.Н. и других.
Отечественный
исследователь Леонтьев А.Н. с позиции
деятельностного подхода
У детей потребность в общении, во взаимодействии с другими детьми, которых не способны заменить родители, возникает очень рано и со временем лишь усиливается. Отсутствие в кругу общения своих сверстников негативно сказывается на развитии коммуникабельности, общительности и самосознания уже в дошкольном возрасте. По своей сути, поведение подростков представляется как коллективно-групповое, причем в плане общительности различия между противоположными полам не столь количественны, сколь качественны. Симпатия к другим участниками совместной деятельности означает для мальчиков меньше, чем ее содержание и успех. Мальчики, на первых взгляд, коммуникабельнее девочек во всех возрастах, они вступают в отношения, контакт с другими детьми, играют с ними и т.д. чаще и активнее девочек с самого раннего возраста, т.к. считается, что для мужчин всех возрастов чувство того, что они принадлежат группе сверстников, намного важнее, чем для женщин.
Отечественные исследователи отмечают, что у подростков жажду общения со сверстниками, в обществе которых они находят то, чего не находят в общении с родителями (спасение от скуки, спонтанность и признание своей значимости), вызывает чувство одиночества и неприкаянности, которое связано с возрастными трудностями становления личности (Гаврилова Т.П., 1974). Подростки не могут пробыть вне компании своих друзей много времени, что особенно характерно для мальчиков, и в таком случае потребность в общении у подростков зачастую превращается в стадное чувство.
Межличностные
отношения со сверстниками приобретают
более избирательный и
Исследования показали, что система ориентаций подростков в классе зависит от их «предпочитаемости» или «отверженности». К примеру, ориентированность на совместную деятельность более характерна для «предпочитаемых». В случае если перед ними стоит угроза потери ныне имеющегося статуса, поведение становится активным, а их деятельность характеризуется интенсивностью, целенаправленностью, организованностью. В случае с учениками с неблагоприятным положением в классе внимание фиксируется по большому счету на общении с товарищами. В случае, если их и без того неблагоприятному положению в коллективе грозит опасность, ученики с неблагополучным положением демонстрируют неадекватную реакцию на сложившуюся конфликтную ситуацию и более того, готовы пойти на разрыв отношений со сверстниками. Нужно отметить, что нарушения эмоциональных связей в группе сверстников, которые сопровождаются стойким состоянием тревоги и психологического дискомфорта могут привести к неврозу, что показывает значимость таких связей.
Подход к анализу конфликтов среди школьников характеризуется таким фактором, как популярность. Популярные школьники, в отличие от непопулярных, как правило, чаще демонстрируют более зрелый подход к решению конфликтов. Популярные школьники подвергают анализу ситуации с довольно объективной позиции и рассматривают их более нейтрально, нежели непопулярные. Отметим, что у непопулярных школьников восприятие событий определяется рамками конкретного временного периода, в котором происходит конфликт. Зачастую они уходят от решения конфликта, либо не задумываются о том, какими будут последствия, так как ориентируются на достижение сиюминутного результата.
Установление между подростком и взрослым дружеских, доверительных взаимоотношений, взаимного уважения часто благоприятствует снятию межличностного конфликта. Обращение взрослых с какими-нибудь важными просьбами в различных делах к подростку способствует созданию именно таких отношений.
В то же время
в отношениях между подростком и
родителями с учителями остается
неравноправие и
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующие выводы:
1.3. Взаимосвязь
детско-родительских отношений
Реальное становление психики ребенка, существенное изменение его психики происходит в семейном окружении, в диалоге с родителями. Семья для ребенка является фундаментом, поддержкой и опорой в обществе. Однако при этом, конечно, в детско-родительских отношениях неминуемы внутренние болезненные противоречия и конфликты.
Факторы, предопределяющие поведение ребенка в социуме, его потребности, многоаспектны и носят сложный и неоднозначный характер. Сюда входят реакция родителей на проступки ребенка, характер отношений между ребенком и родителями, уровень гармонии или дисгармонии в семье, стиль семейного воспитания – все это влияет на возникновение потребности в общении или иных потребностей у ребенка, а также на его взаимоотношение с окружающим миром в зрелые годы.
Отечественным исследователем Беличевой С.А. (Беличева С.А., 1994) выделены следующие факторы социального риска, которые могут пагубно влиять на воспитательные функции семьи:
Указанные выше факторы, по нашему мнению, являются основой для возникновения завышенной потребности в общении у детей. Детям зачастую трудно справиться с навалившимися проблемами, поэтому им необходимо поделиться с кем-нибудь, чаще со своими сверстниками, товарищами, такими проблемами.
Модель современной «нормальной» семьи (ее элементарная структура: мать, отец - ребенок) на самом деле очень условна. Исходя из разных теоретических основ, семья с одной стороны – это гарант социальной защиты, материального обеспечения, с другой – ячейка социума, предоставляющая минимум, необходимый для «нормального» проживания. Как справедливо отмечает Дружинин В.Н., «нормативная модель всегда «скрыта», формы ее экспликации разнообразны… нормативная модель определяет структуру реальной семьи (нормальная семья) в обществе» (Дружинин В.Н., 1995).
Таким образом, при исследовании семьи и обобщении знаний о ней можно опираться на два основных момента: качественный и количественный. В первом случае это система отношений в семье, во втором – состав семьи и элементы его структуры. Дружинин В.Н. полагает, что «как любая другая институализированная группа, семья скрепляется отношениями власти-подчинения и взаимоответственности. Члены семьи могут любить друг друга, могут ненавидеть, удовлетворять свои сексуальные и прочие потребности в семье или "на стороне", иметь собственных детей или приемных, но пока есть система этих отношений и пока семья выполняет задачу воспитания детей - она существует».
Информация о работе Детско родительские отношения и аффилиация