Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 22:53, дипломная работа
В современном обществе одной из важнейших проблем является проблема воспитания ребенка в семье. Дети, как ячейка социума, зачастую сталкиваются с одиночеством, нехваткой общения, в том числе и общения с родителями, что пагубно сказывается на формировании психологически и физически здоровой личности. Учитывая, что родители в силу различных объективных и субъективных факторов не могут уделять своему чаду должное количество времени, необходимое для полноценного воспитания, у ребенка формируется аффилиация, которая в силу технологического развития общества выливается в привязанность к интернету, онлайн-играм.
Таким образом, говоря о функциях семьи как основополагающего фактора в формировании потребности у детей, необходимо выделить основные из них. Отечественный психолог Карабанова О.А. (Карабанова О.А., 2005) выделяет следующие:
Известный исследователь в области семейной психотерапии Вирджиния Сатир выделяет четыре важные составляющие отношений между членами семьи при взаимодействии (Сатир В., 1992):
Семья, испытывающая боль (в терминах В.Сатир), при всем многообразии имеющихся проблем, всегда характеризуется низкой самооценкой, ненаправленными, спутанными, неясными, в значительной степени нереалистичными и нечестными коммуникациями, инертными, стереотипными, негуманными, ненаправленными на помощь окружающим и ограничивающими жизнь правилами поведения, социальными связями, которые не обеспечивают покой в семье, либо наполнены страхом и угрозой.
Непосредственные, честные и прямые отношения, высокая самооценка, как правило, характерна для зрелых семей, члены таких семей подвижны, гуманны, ориентированы на приятие, способны к изменениям, они всегда открыты для социальных связей и полны позитива.
Таким образом,
от того, что из себя представляет семья,
как в ней происходит общение
между членами семьи (родители-дети),
зависит, как будет формироваться
потребность в общении у
Одноклассники и сверстники становятся для подростка своеобразным зеркалом, в котором отражаются сходства и отличия, потому и возникает потребность в общении: товарищи становятся для подростка своеобразным эталоном для подражания, по которому он сверяет и формирует свои ценности, которые чаще бывают такими же, как и у сверстников. Для подростка главным в общении является потребность быть принятым товарищами, а не быть отвергнутым, в связи с чем отношения с родителями могут отодвинуться на задний план. Если родителям что-то не нравится в друзьях их ребенка, это вызывает у подростка возмущение и бурный протест, что является одной их причин того, что подростки нуждаются в общении, поддержке, необходимой для того, чтобы справиться с эмоциональными, физическими и социальными изменениями, происходящими с ними, а также непониманием со стороны родителей.
В Соединенных Штатах психологи проводили интересное исследование времени, которое американские подростки проводят с родителями и со сверстниками. Проводилось оно следующим образом: каждому подростку был выдан пейджер, на который в течение дня посылались сообщения с вопросами о том, чем подростки занимаются в данный момент и где находятся, на которые нужно было ответить сразу же. Результаты исследования показали вполне ожидаемые результаты: подростки большую часть времени были с друзьями, а не дома (50% с друзьями и 20 – дома), были на прогулке. Все оставшееся время (30%) подростки были предоставлены сами (Крайг Г., 2004).
А.В. Петровский еще в середине 60-х гг. XX в. для того, чтобы понять сущность подростковой дружбы, изучал сплоченность людей в совместной деятельности. Он отмечал, что «в общностях, объединяющих людей на основе совместной, общественно значимой деятельности, взаимоотношения людей опосредуются ее содержанием и ценностями» (Петровский А.В., 1982). Его авторитетное мнениие привлекает тем, что исследователь указывает на то, что в процессах общения отношения зависят от того, какую деятельность люди выполняют.
Подросток, начиная дружить, определяет свои жизненные ориентиры, необходимые его поведению, при этом сверяя эти ориентиры с ожиданиями других. При этом подросток, как правило, думает о том, что свои мнения или поступки нужно привести в соответствие с мнениями, уже принятыми группой, в которой он находится. Отсюда выходит, что индивид, личность – это то, что для окружающих, а не для себя, т.к. конкретная личность формируется через социум, в котором она находится. Личность, удовлетворяя потребность в общении с другими людьми, отражается в них. Отметим важность того, что в группе индивидов зачастую появляется феномен возложения ответственности – устойчивая позиция личности, которая связана с признанием справедливости наложения санкции в форме наказания или поощрения за неудачу или успех совместно организованного мероприятия. Здесь важную роль играет сплоченность в группе – если сплоченность высокая, личность причастна к общему успеху, если же сплоченность низкая, то неудача списывается на других.
Отсюда следует, что по характеру дружбы родители могут увидеть и понять, что в этой дружбе находит подросток и почему он стремится к не вызывающим доверия у родителей товарищам. Соотнося это с результатами исследования, описанного выше, можно придти к выводу о том, что это очень важно.
Возникновение дружбы, поощряемой или не поощряемой родителями, имеет различные причины. Например, если в группе, с которой общается подросток, ценятся ум, интеллигентность, положительные черты качества, то ребенок объединяется с такими ребятами, которые имеют такие свойства. Такая дружба способствует увлечению подростка чтением, активной общественной деятельностью, развивает навыки командования и управления. Подросток чувствует себя более уверенным, ощущает в себе способность быть лидером. При этом отметим, что в таком взаимодействии дружба имеет форму доминирования: один подросток предъявляет свои правила, другие вынуждены ему подчиняться. Существует также и другой вариант подростковой дружбы: форма состязания или борьбы. К примеру, оба подростка имеют одинаковый умственный и физический потенциал и имеют лидерские качества. Они хорошо решают задачи, участвуют во внешкольных мероприятиях и т.д. Цель в такой дружбе: состязание, и отношения в такой дружбе основаны на равенстве. Случается и такое, что в дружбе взаимодействует по принципу качели: доминирование переходит от одного к другому. Предполагается, что связано это в том числе и с темпераментом: подростковая дружба тем неустойчивей, чем выше эмоциональная неуравновешенность подростка, соответственно, вырастает вероятность того, что такой подросток попросту подчинится более сильному, более рациональному товарищу. Такая дружба в своей сути скорее всего ущербна и неконструктивна, и может привести к хулиганству, асоциальности, жестокости ребенка и др.
В том случае, если у подростка нет друзей, также складывается довольно непростая ситуация. Он не знает, куда себя деть, чем заняться, если он не в школе и нет домашних дел, он чувствуется себя отверженным. В таком случае при определенных факторах и обстоятельствах подросток рискует попасть в секту или неблагоприятную компанию. Здесь, несомненно, родители должны контролировать ситуацию.
Развитие и изменение психических функций личности, происходящее во взаимодействии с окружением, в котором она находится, а также овладении учебной деятельностью играет одну из ведущих ролей в формировании личности подростка. Немаловажное значение при этом имеет среда, которая окружает подростка. Однако, по мнению А. В. Петровского, значение имеет не среда в целом, а микросреда, микроотношения, складывающиеся у подростка с людьми в больших и малых группах, в том числе и в семье: положительные, отрицательные или безразличные отношения.
Именно по этой причине развитие личности подростка и ее взросление многогранно и многомерно. Оно спонтанно и дестркутивно и в то же время организованно конструктивно происходит в первую очередь в семье, в школе, в кругу сверстников, спортивных кружках, кружках по интересам и т.п. Взросление и развитие подростка можно оценить философско, психологически или культурологически. Здесь необходимо обратить внимание на концепцию всеединства философа В. С. Соловьева. Он отмечал, что «не всякие изменения в организме образуют его развитие. Такие изменения, в которых определяющее значение принадлежит внешним, чуждым самому организму деятелям, могут влиять на внешний ход развития, задерживать его или и совсем прекращать, разрушая его субъект, но они не могут войти в содержание самого развития: в него входят только такие изменения, которые имеют свой корень или источник в самом развивающемся существе <…> Материал развития и побуждающее начало его реализации даются извне, но это побуждающее начало может действовать, очевидно, лишь сообразно с собственною природой организма. Внешние воздействия составляют лишь материальную и действующую причины развития, но формальная и целевая причины заключаются в самом субъекте развития» (Соловьев В.С., 1894).
Таким образом, исходя из вышесказанного, необходимо сделать следующие выводы:
ГЛАВА 2
Эмпирическое исследование влияния детско-родительских отношений на формирование мотива аффилиации в младшем подростковом возрасте
2.1. Описание методик исследования
Для того, чтобы проверить выдвигаемую нами гипотезу, мы установили цель исследования, суть которой заключается в том, чтобы изучить выдвинутую нами проблему, а также провести ее эмпирическое исследование. Говоря о практической части данной работы, хотелось бы отметить, что ее целью является выявление непосредственной связи между детско-родительскими отношениями и потребностью в общении у ребенка в младшем подростковом возрасте.
Исходя из цели практической части данной работы, определим ее задачи:
Гипотеза проводимого исследования заключается в том, что по нашему предположению, тип детско-родительских отношений в семье непосредственно влияет на формирование потребности в общении у подростков.
При проведении психологического эксперимента нами был использован опросник ДРОП (Детско-родительские отношения подростков) Карабановой О.А, Трояновской П.В. Данная методика позволяет показать всю полноту картины детско-родительских отношений с точки зрения подростка.
Необходимые замечания:
• При групповом проведении опросника баллы ответов и слова пояснения (1 – никогда, … , 5 – всегда) лучше выписать на доске.
• При групповом проведении опросника психолог говорит подросткам, что те, кто не живет с тем или иным родителем, могут не заполнять на него опросник.
• Психологу нужно обратить внимание подростка на то, что вопросы 109 – 116 касаются не его личных пристрастий («мне нравится кататься на велосипеде»), а его отношений с родителем («мне нравится, когда она …» «мне нравится, что ею характер « и т.д.)
• Иногда подросткам бывает грамматически сложно выбрать ответ. «Вот если «Я ни в чем не хочу изменять наши отношения» и я согласен, то это «всегда» или «никогда»?» Можно предложить следующий способ выбора верного ответа: подставляем ко всему вопросу фразу «так бывает всегда, никогда, иногда…» При такой формулировке вопроса проще понять грамматическую логику происходящего.
Информация о работе Детско родительские отношения и аффилиация