Девиация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: определить, является ли девиация непременной для подросткового периода.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников о подростках, подростковом периоде, девиантном поведении.
2. Исследование склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию у подростков.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Подросток. Девиация в жизни подростка
1.1. Характеристика подросткового возраста
1.1.1 Половое созревание
1.1.2 Ведущая деятельность
1.1.3 Основные новообразования
1.1.4 Формирование референтных групп
1.1.5 Чувство взрослости
1.1.6 Эмоциональное развитие подростка
1.1.7 Воображение и творчество подростка
1.1.8. Аномалия личностного развития подростков

1.2. Девиантное поведение
1.2.1. Понятие и виды девиантного поведения
1.2.2. Причины возникновения девиантного поведения
1.3. Девиантное явление в жизни подростка
1.3.1. Алкоголизация, ранний алкоголизм
1.3.2. Наркомания
1.3.3. Агрессия
1.3.4. Личностная характеристика «трудного» подростка

ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовик по возрастной (2).doc

— 551.00 Кб (Скачать файл)


Государственное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

Псковский государственный педагогический университет

  имени С. М. Кирова

 

Психолого – педагогический факультет

Специальность 020400 «Психология»

 

 

 

Курсовая

 

Девиация в подростковом возрасте

 

 

Курсовая работа студентки 3-го курса,

заочного отделения Нестеренко А. А.

 

                                    

 

 

                                                

Псков

2009

                                                    

                                                  ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                           

ГЛАВА I. Подросток. Девиация в жизни подростка                           

1.1.           Характеристика подросткового возраста                           

1.1.1         Половое созревание

1.1.2         Ведущая деятельность

1.1.3         Основные новообразования

1.1.4         Формирование референтных групп

1.1.5         Чувство взрослости

1.1.6         Эмоциональное развитие подростка

1.1.7         Воображение и творчество подростка

1.1.8.       Аномалия личностного развития подростков

                                         

1.2.             Девиантное поведение                           

1.2.1.   Понятие и виды девиантного поведения

1.2.2.   Причины возникновения девиантного поведения

1.3.   Девиантное явление в жизни подростка             

            1.3.1.    Алкоголизация, ранний алкоголизм

            1.3.2.    Наркомания

            1.3.3.                 Агрессия

            1.3.4.    Личностная характеристика «трудного» подростка                           

                                                       

ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования             

Выводы                                                                                                                                           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                                               

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                                              

 

 

                                           Введение

Выбранный нами подростковый возраст характеризуется заострениями и противоречиями характера. В этот период у школьников особенно обостряется самоанализ и самооценка, повышается тяга к социальному и личностному самоопределению, связанному, в частности, с выбором профессии. Учебная и общественная деятельность нередко побуждаются мотивами самоутверждения и, это имеет положительное влияние на сам процесс и результаты деятельности обучения.       В то же время, следует признать справедливым, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения. При этом психологические трудности, а также временные эмоциональные расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства школьников. Это - неотъемлемая часть процесса развития.  [15]     В настоящее время наблюдается всплеск отклоняющегося поведения среди подростков  вследствие психического и психофизического расстройства, а также причин социального и психологического характера. Согласно статистическим данным наиболее криминально-активной частью населения продолжают оставаться подростки. Несмотря на некоторое сокращение за прошедший год количества выявленных преступлений, совершенных несовершеннолетними, за последние 5 лет количество преступлений, совершенных подростками, увеличилось на 20,3 %, а число подростков принявших участие в совершении, повысилось на 25 % .  Острой остается ситуация, связанная с правонарушениями на почве пьянства и наркомании.[2]

Подростковый период выделяется не во всех обществах, а лишь с высоким уровнем цивилизации. Индустриальное развитие приводит к тому, что требуется все более продолжительное время для общественного и профессионального обучения детей и соответственно расширения рамок подросткового возраста. В литературе описан под разными названиями: подростковый, переходный, пубертальный, пубертатный, отрочество, подростничество, негативная фаза возраста полового созревания, возраст второй перерезки пуповины. Разные названия отражают разные стороны происходящих в жизни подростка перемен. Исследование молодежной культуры, процессов, происходящих в ней, различных направлений подростковой субкультуры представляется особенно актуальным. Под ней понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Субкультура молодого поколения приобретает контркультурные черты, когда досуг воспринимается как основная форма жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью  молодого человека.
Молодежная субкультура, уличная подростковая субкультура как часть ее, неформальные подростковые объединения  интенсивнее развиваются в городах-мегаполисах, обладающих соответствующими информационными, коммуникативными ресурсами, основными средствами, человеческим материалом. 
Самой незащищенной в культурном отношении категорией городского населения являются дети, подростки и молодежь. В больших городах сложились особые, малопригодные для жизни условия. Скученность, теснота, загрязнение окружающей среды, шум, интенсивное уличное движение, малоподвижный, но вместе с тем, напряженный образ жизни, сокращение жизненного пространства – все это порождает и развивает различные виды психических расстройств: неуравновешенность, агрессивность, подавленность, чувство одиночества. Характерными чертами жизни городских подростков все чаще становятся пьянство и алкоголизм, наркомания, насилие, преступность, проституция.  
Основными социальными факторами, способствующими возникновению уличной подростковой субкультуры, принято считать невозможность самореализации в кругу семьи, в школе или формальных общественных организациях, а также  отсутствие взаимопонимания, разногласия, расхождение во взглядах с родителями и преподавателями.  
Основные мотивы вхождения  в подростковые неформальные объединения –стремление обрести единомышленников, оказаться в среде себе подобных, получить возможность общения и взаимопонимания, уйти от одиночества, заполнить свое свободное время,  избавиться от постоянного надзора родителей, учителей, противопоставить силе общества коллективную силу объединения или группы.     [15]

Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возрос уровень преступности среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления.

Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков.

Цель исследования: определить, является ли девиация непременной для подросткового периода.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Теоретический анализ литературных источников о подростках, подростковом периоде, девиантном поведении.

2. Исследование склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию у подростков.

Гипотеза исследования: Девиантное поведение присуще не каждому подростку. И не является нормой жизни подростка.

Объект исследования: девиация в жизни подростка.

Предмет исследования: подростки в возрасте от 13 до 16 лет.

Методы исследования: теоретический анализ литературы, методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), обработка результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Подросток. Девиация в жизни подростка

1.1. Характеристика подросткового возраста.

1.1.1.  Половое созревание

Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных сексуальных признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной энергии, особенно у мальчиков.

С фазами биологического созревания у подростков совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые его интересовали раньше (презрительное отношение к детским забавам, "россказням" и т.д.). При этом не утрачиваются ни навыки, ни сложившиеся механизмы поведения. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.

Во время смены интересов есть момент, когда, кажется, что у подростка вообще отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества".

Позже, в начале новой фазы, у ребенка появляется множество новых интересов. Из них путем дифференциации выбирается ядро интересов. Причем вначале это происходит под знаком романтических стремлений, под конец – реалистический и практический выбор одного устойчивого интереса, связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком.[20]

1.1.2.  Ведущая деятельность – интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем с взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей генеалогической семьи.

1.1.3. Основные новообразования

Формирование "Мы"-концепции .  Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы – свои, они – чужие". Поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще только предстоит освоить как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. Это, скорее, поклонение общему идолу.[20]

1.1.4.  Формирование референтных групп

В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникают тенденции к объединению подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так, что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы – чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.[9]

1.1.5.  Чувство взрослости

Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

a.                  Эмансипация от родителей.  Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

b.                  Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

c.                  Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

d.                 Внешний облик и манера одеваться.

1.1.6.   Эмоциональное развитие подростка

Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.[20]

1.1.7.  Воображение и творчество подростка

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Информация о работе Девиация в подростковом возрасте