Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования: определить, является ли девиация непременной для подросткового периода.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников о подростках, подростковом периоде, девиантном поведении.
2. Исследование склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Подросток. Девиация в жизни подростка
1.1. Характеристика подросткового возраста
1.1.1 Половое созревание
1.1.2 Ведущая деятельность
1.1.3 Основные новообразования
1.1.4 Формирование референтных групп
1.1.5 Чувство взрослости
1.1.6 Эмоциональное развитие подростка
1.1.7 Воображение и творчество подростка
1.1.8. Аномалия личностного развития подростков
1.2. Девиантное поведение
1.2.1. Понятие и виды девиантного поведения
1.2.2. Причины возникновения девиантного поведения
1.3. Девиантное явление в жизни подростка
1.3.1. Алкоголизация, ранний алкоголизм
1.3.2. Наркомания
1.3.3. Агрессия
1.3.4. Личностная характеристика «трудного» подростка
ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях.
При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12]
ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования
Материал и оборудование :
- Для исследования склонности подростков к девиантному поведению мы использовали методику СОП – склонность к отклоняющемуся поведению. Предлагаемая методика диагностики склонности к отклоняющемуся поведению (СОП) является стандартизированным тест-опросником, предназначенным для измерения готовности (склонности) подростков к реализации различных форм отклоняющегося поведения. Опросник представляет собой набор специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения.
Методика предполагает учет и коррекцию установки на социально желательные ответы испытуемых.
Шкалы опросника делятся на содержательные и служебную. Содержательные шкалы направлены на измерение психологического содержания комплекса связанных между собой форм девиантного поведения, то есть социальных и личностных установок, стоящих за этими поведенческими проявлениями.
Служебная шкала предназначена для измерения предрасположенности испытуемого давать о себе социально-одобряемую информацию, оценки достоверности результатов опросника в целом, а также для коррекции результатов по содержательным шкалам в зависимости от выраженности установки испытуемого на социально-желательные ответы.[22]
- ручка.
Ход работы:
Испытуемые выполняют инструкции экспериментатора. Экспериментатор раздает испытуемым бланки тестов, которые испытуемый заполняет. Далее экспериментатор работает с заполненными бланками, осуществляет обработку и интерпретацию результатов.
Инструкция испытуемым:
Перед вами имеется ряд утверждений. Они касаются некоторых сторон вашей жизни, вашего характера, привычек. Прочтите первое утверждение и решите верно ли данное утверждение по отношению к вам.
Если верно, то на бланке ответов рядом с номером, соответствующим утверждению, в квадратике под обозначением «да» поставьте крестик или галочку.
Если оно неверно, то поставьте крестик или галочку в квадратике под обозначением «нет».
Если вы затрудняетесь ответить, то постарайтесь выбрать вариант ответа, который все-таки больше соответствует вашему мнению.
Затем таким же образом отвечайте на все пункты опросника. Если ошибетесь, то зачеркните ошибочный ответ и поставьте тот, который считаете нужным. Помните, что вы высказываете собственное мнение о себе в настоящий момент. Здесь не может быть «плохих» или «хороших», «правильных» или «неправильных» ответов. Очень долго не обдумывайте ответов, важна ваша первая реакция на содержание утверждений. Отнеситесь к работе внимательно и серьезно. Небрежность, а также стремление «улучшить» или «ухудшить» ответы приводят к недостоверным результатам. В случае затруднений еще раз прочитайте эту инструкцию или обратитесь к тому, кто проводит тестирование. Не делайте никаких пометок в тексте опросника.
Протокол опыта:
Дата и время: 24 апреля 2009 г. 12:40
Экспериментатор: Нестеренко А.А.
Испытуемые: 17 подростков мужского пола
Состояние испытуемых: удовлетворительное
Измеряемая характеристика: склонность к отклоняющемуся поведению.
Первичные результаты исследования (где С – «сырые» баллы, Т - стандартные баллы)
№ | ШКАЛА ФИО | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||
С | Т | С | Т | С | Т | С | Т | С | Т | С | Т | С | Т | ||
1 | Демиденко | 1 | 44 | 6 | 43 | 12 | 53 | 10 | 48 | 15 | 58 | 7 | 48 | 8 | 48 |
2 | Виноградов | 1 | 44 | 7 | 46 | 7 | 42 | 7 | 40 | 7 | 39 | 8 | 51 | 5 | 41 |
3 | Стрельцов | 5 | 62 | 9 | 53 | 9 | 46 | 7 | 40 | 7 | 39 | 6 | 44 | 6 | 43 |
4 | Порядин | 2 | 50 | 7 | 46 | 10 | 48 | 1 | 24 | 7 | 39 | 3 | 33 | 4 | 39 |
5 | Семенов | 2 | 50 | 8 | 50 | 5 | 37 | 12 | 54 | 11 | 48 | 5 | 40 | 5 | 41 |
6 | Грицков | 2 | 50 | 5 | 40 | 9 | 46 | 9 | 45 | 5 | 34 | 5 | 40 | 7 | 46 |
7 | Васильев | 1 | 44 | 14 | 69 | 14 | 57 | 19 | 72 | 18 | 65 | 13 | 69 | 19 | 73 |
8 | Петров | 0 | 35 | 13 | 66 | 9 | 46 | 12 | 54 | 11 | 48 | 7 | 48 | 6 | 43 |
9 | Кийков | 2 | 50 | 4 | 37 | 12 | 53 | 12 | 54 | 11 | 48 | 12 | 65 | 10 | 53 |
10 | Марценюк | 0 | 35 | 10 | 56 | 6 | 39 | 8 | 43 | 8 | 41 | 5 | 40 | 7 | 46 |
11 | Александров | 2 | 50 | 11 | 59 | 10 | 48 | 10 | 48 | 10 | 46 | 7 | 48 | 6 | 43 |
12 | Богатырев | 1 | 44 | 5 | 40 | 13 | 55 | 13 | 56 | 14 | 55 | 11 | 62 | 12 | 57 |
13 | Сергеев М. | 0 | 35 | 6 | 43 | 9 | 46 | 12 | 54 | 14 | 55 | 8 | 51 | 7 | 46 |
14 | Белов | 1 | 44 | 4 | 37 | 12 | 53 | 12 | 54 | 11 | 48 | 7 | 48 | 6 | 43 |
15 | Крылов | 2 | 50 | 7 | 46 | 10 | 48 | 10 | 48 | 15 | 58 | 14 | 73 | 8 | 48 |
16 | Яковлев | 1 | 44 | 8 | 50 | 10 | 48 | 13 | 56 | 7 | 39 | 7 | 48 | 9 | 50 |
17 | Сергеев А. | 1 | 44 | 7 | 46 | 12 | 53 | 9 | 45 | 10 | 46 | 6 | 44 | 8 | 48 |
Обработка, анализ и интерпретация результатов:
1.
Рис. 1 Показатели по шкале установки на социально желательные ответы
Результаты по первой шкале установки на социальную желательность. Рис.1 Служебная шкала, предназначена для измерения готовности испытуемых представлять себя в наиболее благоприятном свете с точки зрения социальной желательности. Показатели от 50 до 60 Т- баллов свидетельствуют об умеренной тенденции давать при заполнении опросника социально- желательные ответы. Показатели свыше 60 баллов свидетельствуют о тенденции испытуемого демонстрировать строгое соблюдение даже малозначительных социальных норм, умышленном стремлении показать себя в лучшем свете, о настороженности по отношению к ситуации обследования. Результаты, находящиеся в диапазоне 70-89 баллов говорят о высокой настороженности испытуемого по отношению к психодиагностической ситуации и о сомнительной достоверности результатов по основным шкалам. Для мужской популяции превышение суммарного первичного балла по шкале социальной желательности значения 11 первичных баллов свидетельствуют о недостоверности результатов по основным шкалам. Показатели ниже 50 Т-баллов говорят о том, что испытуемый не склонен скрывать собственные нормы и ценности, корректировать свои ответы в направлении социальной желательности. Отмечено также, что младшие подростки (14 лет и младше) не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы.
Одновременно высокие показатели по служебной шкале и по основным шкалам (кроме шкалы 8) свидетельствуют либор о сомнительной достоверности результатов, либо о диссоциации в сознании испытуемого известных ему и реальных норм поведения.
Итак, результаты в диапазоне от 50 до 60 Т баллов выявили 6 испытуемых. Это Порядин - 50 баллов Семенов – 50 бал.
Грицков – 50 бал. Кийков – 50 бал.
Александров – 50 бал. Крылов – 50 бал.
Что указывает на умеренную установку давать социально- желательные ответы.
Показатели выше 60 Т баллов обнаружил один испытуемый – Стрельцов - 62 балла, что говорит о умышленном стремлении показать себя с лучшей стороны.
Результаты ниже 50 – Т баллов. Показали 10 человек. Это говорит о стремлении не скрывать от других своих норм и ценностей.
Показатели которые бы говорили о сомнительной достоверности ( 70-89 баллов) ни кто из испытуемых не обнаружил.
2.
Рис. 2 Показатели по шкале склонности к преодолению норм и правил.
Данная шкала (рис. 2) предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Результаты, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о выраженности вышеуказанных тенденций, о нонконформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.
Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма и заставляют сомневаться в достоверности результатов тестирования по данной шкале.
Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
Итак, результаты в диапазоне 50 – 60 Т баллов обнаружили 5 испытуемых:
Стрельцов – 53 бал. Семенов – 50 бал.
Марценюк – 56 бал. Александров – 59 бал.
Яковлев – 50 бал.
Что свидетельствуют о выраженной склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма обнаружили два испытуемых:
Васильев - 69 бал.
Петров – 66 бал.
Результаты ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения. Такие показатели выявили 10 испытуемых:
Демиденко – 43 бал. Виноградов – 46 бал.
Порядин – 46 бал. Грицков – 40 бал.
Кийков – 37.
Сергеев М. – 43 бал. Белов – 37 бал.
Крылов – 46 бал. Сергеев А. - 46 бал.
3.
Рис. 3 Показатели по шкале склонности к аддиктивному поведению
Данная шкала (рис. 3) предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение. Результаты в диапазоне 50-70 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о предрасположенности испытуемого к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения
личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни, о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах и ценностях.
Показатели свыше 70 Т-баллов свидетельствует о сомнительности результатов либо о наличии выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, что необходимо выяснять, используя дополнительные психодиагностические средства. Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствуют либо о невыраженности вышеперечисленных тенденций, либо о хорошем социальном контроле поведенческих
реакций.
Итак, предрасположенность к аддиктивному поведению, результаты в диапазоне 50 – 70 баллов, показали 6 испытуемых:
Демиденко – 53 бал. Васильев – 57 бал.
Кийков – 53 бал.
Белов – 53 бал.
Аддиктивное поведение—злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того как сформировалась физическая зависимость. Важно помнить, что это не болезнь, а нарушение поведения.
Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствующие о невыраженной склонности к аддиктивному поведению, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций, выявили 11 испытуемых:
Виноградов – 42 бал. Стрельцов – 46 бал.
Порядин – 48 бал. Семенов – 37 бал.
Грицков – 46 бал.
Марценюк – 39 бал. Александров 48 бал.
Сергеев М.– 46 бал. Крылов – 48 бал.
Яковлев – 48 бал.
Показатели свыше 70 Т-баллов указывающие на сомнительные результаты, либо наличие выраженной психологической потребности в аддиктивных состояниях, не обнаружил ни один из испытуемых.
4.
Рис. 4 Показатели по шкале склонности к самоповреждению и саморазрушению
Данная шкала (рис. 4) предназначена для измерения готовности реализовать различные формы аутоагрессивного поведения. Объект измерения, очевидно, частично пересекается с психологическими свойствами, измеряемыми шкалой № 3.Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов по шкале №4 свидетельствуют о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях. Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствуют о сомнительной достоверности результатов.