Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2012 в 21:34, курсовая работа
Цель исследования: определить, является ли девиация непременной для подросткового периода.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1. Теоретический анализ литературных источников о подростках, подростковом периоде, девиантном поведении.
2. Исследование склонности к преодолению норм и правил, склонности к аддиктивному поведению, к агрессии и насилию у подростков.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Подросток. Девиация в жизни подростка
1.1. Характеристика подросткового возраста
1.1.1 Половое созревание
1.1.2 Ведущая деятельность
1.1.3 Основные новообразования
1.1.4 Формирование референтных групп
1.1.5 Чувство взрослости
1.1.6 Эмоциональное развитие подростка
1.1.7 Воображение и творчество подростка
1.1.8. Аномалия личностного развития подростков
1.2. Девиантное поведение
1.2.1. Понятие и виды девиантного поведения
1.2.2. Причины возникновения девиантного поведения
1.3. Девиантное явление в жизни подростка
1.3.1. Алкоголизация, ранний алкоголизм
1.3.2. Наркомания
1.3.3. Агрессия
1.3.4. Личностная характеристика «трудного» подростка
ГЛАВА II. Результаты эмпирического исследования
Выводы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, об отсутствии тенденции к соматизации тревоги, отсутствии склонности к реализации комплексов вины в поведенческих реакциях.
Итак, Результаты, находящиеся в диапазоне 50-70 Т-баллов , свидетельствующие о низкой ценности собственной жизни, склонности к риску, выраженной потребности в острых ощущениях, о садомазохистских тенденциях, обнаружили 7 испытуемых:
Петров – 54 бал.
Богатырев – 56 бал.
Крылов – 54 бал.
Белов – 54 бал
Результаты свыше 70 Т-баллов свидетельствующие о сомнительной достоверности результатов показал один испытуемый – Васильев, набрав 72 балла.
И, Показатели ниже 50 Т-баллов свидетельствующие об отсутствии готовности к реализации саморазрушающего поведения, показали 9 испытуемых:
Демиденко – 48 бал. Виноградов – 40 бал.
Стрельцов – 40 бал. Порядин – 24 бал.
Грицков – 45 бал. Марценюк – 43 бал.
Александров – 48 бал. Крылов – 48 бал.
Сергеев А. – 45 бал.
5.
Рис. 5 Показатели по шкале склонности к агрессии и насилию.
Данная шкала (рис. 5) предназначена для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемого. Показатели, находящиеся в диапазоне 60-70 Т-баллов, свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство
стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.
Показатели свыше 70 Т-баллов говорят о сомнительной достоверности результатов. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации. Низкие показатели по данной шкале в сочетании с высокими показателями по шкале социальной
желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.
Итак, Показатели, лежащие в диапазоне 50-60 Т-баллов, указывающие на существовании агрессивных установок, обнаружили 4 испытуемых:
Демиденко 58 – бал. Богатырев – 55 бал.
Сергеев М. – 55 бал. Крылов – 58 бал.
60-70 Т-баллов, указывающие на агрессивную установку личности во взаимоотношениях с другими людьми, на склонность решать проблемы посредством насилия, на тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, на наличие садистических тенденций. Этот показатель обнаружил один испытуемый:
Показатели ниже 50 Т-баллов, свидетельствующие о невыраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, выявили остальные участники исследования – 12 испытуемых:
Виноградов – 39 бал. Стрельцов – 39 бал.
Порядин - 39 бал Семенов – 48 бал.
Грицков – 34 бал. Петров – 48 бал.
Кийков – 48 бал. Марценюк – 41 бал.
Александров – 46 бал. Белов – 48 бал.
Яковлев – 39 бал. Сергеев А. – 46 бал
Показатели свыше 70 Т-баллов говорящие о сомнительной достоверности результатов не выявил ни один испытуемый.
6.
Рис. 6 Показатели по шкале волевого контроля эмоциональных реакций
Данная шкала (рис. 6) предназначена для измерения склонности испытуемого
контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. (Эта шкала имеет обратный характер).
Показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в
поведении, без задержки, о несформированности волевого контроля своих потребностей и чувственных влечений. Показатели ниже 50 Т-баллов по данной шкале свидетельствуют о невыраженности этих тенденций, о жестком самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций,
чувственных влечений.
Итак, показатели, лежащие в пределах 60-70 Т-баллов, указывающие на слабость волевого контроля эмоциональной сферы, на нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций, выявили 4 испытуемых. Что также свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении:
Васильев – 69 бал. Кийков – 65 бал.
Богатырев – 62 бал. Крылов – 73 бал.
А результаты ниже 50 Т- баллов, говорящие о достаточном самоконтроле своего поведения, влечений и эмоций, показали остальные испытуемые – 13 человек.
7.
Рис. 7 Показатели по шкале склонности к деликвентному поведению.
Название шкалы (рис. 7) носит условный характер, так как шкала сформирована из утверждений, дифференцирующих «обычных» подростков и лиц с зафиксированными правонарушениями, вступавших в конфликт с общепринятым образом жизни и правовыми нормами.
На наш взгляд, данная шкала измеряет готовность (предрасположенность) подростков к реализации деликвентного поведения. Выражаясь метафорически, шкалы выявляет «деликвентный потенциал», который лишь при определенных обстоятельствах может реализоваться в жизни подростка. Результаты, находящиеся в диапазоне 50-60 Т-баллов, свидетельствуют о наличии деликвентных тенденций у испытуемого и о низком уровне социального контроля. Результаты выше 60 Т-баллов свидетельствуют о высокой готовности к реализации деликвентного поведения. Результаты ниже 50 Т-баллов говорят о невыраженности указанных тенденций, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
Итак, наличие деликвентной готовности, низкий уровень социального контроля (50 – 60 Т- баллов), обнаружили три испытуемых:
Кийков – 53 бал.
Яковлев – 50 бал.
Высокую установку к реализации деликвентного поведения( результаты выше 60 Т- баллов) обнаружил Васильев, набрав 73 балла.
Невыраженная готовность к деликвентному поведению выявилась у остальных участников исследования, их показатели ниже 50 Т- баллов.
Вследствие полученных результатов мы можем проследить есть ли отклонения, характеризующие девиантное поведение у испытуемых по всем семи шкалам.
Для этого выделим тех испытуемых, у которых хотя бы в одной из шкал был результат, указывающий на отклоняющееся поведение. Что может говорить о их склонности, к тому или иному отклоняющемуся виду поведения.
Рис. 8 Испытуемые с обнаруженной склонностью к отклоняющемуся поведению.
Итого, на рисунке 8 видно, у Демиденко показатели к отклоняющемуся поведению наблюдаются в двух шкалах, шкале 3 и 5. У него выявилась склонность к аддиктивному поведению и склонность к агрессии, насилию. Богатырев выявил - склонность к аддиктивному поведению ( шкала 3)
- склонность к деликвентному поведению (шкала 7)
- слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, что говорит о несформированности волевого контроля своих потребностей
и чувственных влечений. ( шкала 6)
Сергеев М. по данным исследования имеет - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
Крылов - склонен к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садистические тенденции. (шкала 4)
- агрессивная направленность личности. ( шкала 5)
- слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, что говорит о несформированности волевого контроля своих потребностей
и чувственных влечений. ( шкала 6)
Васильев – Чрезвычайная выраженность нонконформистских тенденций, проявление негативизма (шкала 2)
- склонность к аддиктивному поведению ( шкала 3)
- агрессивная направленность личности во взаимоотношениях с другими людьми, склонность решать проблемы посредством насилия, склонность к унижению партнера по общению как средство стабилизации самооценки. (шкала 5)
- слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, что говорит о несформированности волевого контроля своих потребностей
и чувственных влечений. ( шкала 6)
- высокая готовность к реализации деликвентного поведения. (шкала 7)
Стрельцов - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
Семенов - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
Петров - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
- склонен к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садистические тенденции. (шкала 4)
Кийков - склонность к аддиктивному поведению ( шкала 3)
- склонен к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садистические тенденции. (шкала 4)
- слабость волевого контроля эмоциональной сферы, нежелание или неспособность контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Склонность реализовывать негативные эмоции непосредственно в поведении, без задержки, что говорит о несформированности волевого контроля своих потребностей
и чувственных влечений. ( шкала 6)
- склонность к деликвентному поведению (шкала 7)
Марценюк - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
Александров - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
Белов - склонность к аддиктивному поведению ( шкала 3)
- склонен к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садистические тенденции. (шкала 4)
Яковлев - склонность к нарушению социальных норм, искать трудности, которые впоследствии можно было бы преодолевать. (шкала 2)
- склонен к риску, выражена потребность в острых ощущениях, садистические тенденции. (шкала 4)
- наличие деликвентных тенденций, низкий уровень самоконтроля. (шкала 7)
Так, мы обнаружили, что у 13 испытуемых есть склонность к тому или иному виду отклоняющегося поведения. Эта склонность может выразиться в действительность, но может и нет, это зависит от многих причин, условий дальнейшей жизни подростка.
Но, наряду с этими результатами, у нас обнаружились испытуемые с явными чертами девиантного поведения. Это те подростки которые набрали максимальное количество Т- баллов для данных шкал.
Рис. 9 Характер распределения по шкалам выраженной психологической потребности в отклоняющемся поведении.
Из рис. 9 видно, что Богатырев, Кийков, Крылов и Петров имеют по одному выраженному показателю. Богатырев, Кийков, Крылов по шкале 6, что свидетельствует о слабости волевого контроля эмоциональной сферы, о нежелании или неспособности контролировать поведенческие проявления эмоциональных реакций. Кроме того, это свидетельствует о склонности реализовывать негативные эмоции непосредственно в