Диагностика дошкольников
Психология развития
Психологическая работа с дошкольникамиКомментировать
специфику психологической работы с малышами
3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой
области диагностика и коррекция тесно
связаны между собой. Детей принято приводить
к психологу или психотерапевту только
после обнаружения у них каких-либо видимых
проблем или отклонений, то есть в процессе
диагностики личности ребенка почти всегда
стоит цель последующей коррекции.
Проблемы могут быть различными — вызванными
физическими отклонениями (например, проблема
межличностного взаимодействия ввиду
нарушений речи) или внешними социальными
факторами (замкнутость, агрессия, фобии
ребенка вследствие неблагополучных отношений
в семье).
Разные направления психологии по-разному
оценивают возраст формирования человеческой
личности. Известна психоаналитическая
точка зрения о том, что вся наша личность
и поведение закладываются до 3-х лет. Гуманистические
психологи рассматривают человеческую
личность в постоянном развитии. Академическая
психология считает, что человеческая
личность только начинает формироваться
с 2,5 — 3-х лет. То есть психотерапевты,
работающие с дошкольниками, имеют дело
с личностью, только начавшей развиваться.
В этом одновременно и простота, и сложность
такой работы.
С одной стороны, гибкость и податливость
свойств и черт характера помогает конструировать
развитие ребенка по заданной линии. С
другой, трудность установления контакта,
невозможность общения логическими схемами
(логика мышления у дошкольников еще в
зародыше) мешает этому процессу. Кроме
того, целостное восприятие мира ребенком
и неразвитые волевые процессы заставляют
его переносить свою проблему на все сферы
жизни — он еще не умеет абстрагироваться
и выполнять какое-либо дело, не думая
о ней. Если ему плохо — значит плохо всегда
и со всеми.
Проективные методикиПо отношению к
проективным методикам, принято дискутировать
на предмет надежности получаемой с их
помощью информации. Дело в том, что в отличие
от количественных стандартизованных
методик, где интерпретация полученных
данных является общей для каждого случая,
в анализе проективных методик присутствует
опасность субъективного мнения диагноста.
К примеру, если человек рассматривает
чернильное пятно и говорит, что видит
в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации
данного образа восприятия будет очень
много.
Оппоненты данного мнения утверждают,
что необходимо использовать проективные
методики в комплексе со стандартизованными
для более точного изучения личности.
Единственной точкой согласия ученых
в применении данных методов диагностики
является детская диагностика.
На сегодняшний день существует две разновидности
проективных методов: анализ продуктов
деятельности ребенка (рисунки, скульптуры,
вылепленные из глины, пластилина или
сделанные из других материалов, панно,
инсталляции) и анализ ассоциаций при
восприятии образов внешнего мира (детский
вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера,
детский вариант чернильных пятен Роршаха).
Начнем с рисунка. Дети обычно в восторге
не только от самого процесса рисования
домика, дерева, семьи, собственного портрета,
несуществующего животного, но и радуются
интересу взрослого к рисунку, любят подолгу
объяснять то, что изображено на листе.
Основные акценты психотерапевты расставляют
на положении рисунка на листе бумаги,
размере, наличии или отсутствии границ
(рамок), яркости линий, цветовой гамме.
Важен и эффект первого впечатления —
те детали, которые сразу бросаются в глаза.
Считается, что через них ребенок пытается
выразить свою проблему. Так, например,
дети, пострадавшие от сексуального насилия
или домогательств, в рисунке человека
акцентируют внимание на области таза
(яркие линии, полосы, обрисовывающие талию,
пояса).
Помимо этого, выясняется смысл для ребенка
целого образа рисунка — посредством
вопросов "Что это?", "Что будет
с ним дальше?". Вопросы о настроении
изображенного существа или человека
также уместны. Аналогично происходит
лепка, создание инсталляций (маленьких
объемных картинок из подручных материалов)
и последующий анализ полученных произведений.
Результаты анализа дают пищу для размышлений
об общем психическом здоровье и уровне
развития ребенка, уровне агрессии и наличии
фобий, о развитии коммуникативных способностей,
вероятности развития акцентуаций (детский
вариант теста акцентуаций Шмишека).
Ассоциативные тесты проводить сложнее
— возникает необходимость мотивирования
ребенка на рассматривание карточек, пятен
и других материалов. Обычно психотерапевты
выкладывают их в процессе игры. При проведении
данных методик задается больше вопросов,
поэтому малыша необходимо настроить.
Проективные методы требуют чуткости
и тонкости диагноста.
Кроме информации о вышеперечисленных
личностных особенностях, ассоциативные
тесты дают психологу представление о
развитии мышления ребенка и всех нарушениях
этого процесса. Поскольку некоторые виды
мышления (наглядно-образное) в дошкольном
возрасте еще формируются, то и корректировать
какие-либо нарушения будет значительно
легче.
Арт-терапияДля коррекции детской личности
и отдельных психических функций западные
специалисты сегодня все чаще прибегают
к арт-терапии. На счету арт-терапевтов,
практикующих с маленькими детьми, множество
случаев улучшения психического здоровья
дошкольников, снижения уровня агрессивности,
устранения фобий, налаживания эмоциональных
контактов с семьей.
Многие знают арт-терапию как терапию
рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого
самовыражения с помощью материала, в
арт-терапии приветствуются и игровые
приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама.
Эффективностью работы последних очень
заинтересованы сегодня отечественные
психологи. По-видимому, российские дети
более восприимчивы к игровым видам коррекции.
Одним из главных моментов арт-терапии,
влияющим на ее эффективность, является
личность арт-терапевта. Здесь, больше,
чем в работе со взрослым, важны и непринужденная
атмосфера, и эмпатия (умение переживать
и сопереживать чувствам другого человека),
и одновременно рациональное анализирующее
мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта
— способность установить с ребенком
контакт, быть на его стороне, говорить
с ним в одной плоскости.
Ребенок-дошкольник зачастую слышит
не слова, а интонацию; понимает не содержание
речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту
речь сопровождают. Специалисты говорят,
что эмоциональный контакт с малышом достигается
с использованием невербальных приемов
общения: открытые позы (руки раскрыты,
разведены, открывая грудную клетку), живая
мимика (но без кривляний) и т.п. Детские
арт-терапевты не забывают и про стандартные
педагогические приемы работы с дошкольниками.
В следующем выпуске рассылки мы подробнее
поговорим о психодраме, ее особенностях,
а также тех проблемах личности ребенка,
которые можно решить с ее помощью.
1. Проблемы диагностики
уровня достижений детей в
ДОУ
2. Оснащенность современных
образовательных программ для
ДОУ контрольно-измерительным инструментарием
3. Комплексное изучение
уровня развития и воспитания
дошкольников (на примере одного
из разделов диагностики по
программе «Детский сад 2100»)
Основные понятия : «мониторинг в образовании», «диагностика
педагогическая», «диагностика психологическая»,
«индивидуальность», «развитие личности»,
«объект исследования», «предмет исследования»,
«одаренность», «одаренность умственная»,
«личность», «познавательные процессы»,
«общение», «деятельность», «родительско-детские отношения».
Литература:
1. Бардина Р.И., Булычева А.И.,
Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного
развития детей старшего дошкольного
возраста. – М., 1996.
2. Дневник воспитателя: развитие
детей дошкольного возраста/Под
ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. –
М.,2000.
3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию.
– М.,2004.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика
дошкольников. – СПб.,2004.
5. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития
и воспитания дошкольников. – М.,2005.
6. Марцинковская Т.Д. Диагностика
психического развития детей. –
М.,1997.
7. Образовательная система «Школа
2100» -качественное образование для
всех. – М.,2006.
8. Рекомендации по выявлению
умственно одаренных детей дошкольного
возраста /Под ред. О.М.Дьяченко, А.И.Булычевой. –
М.,1996.
9. Рыбалова И.А. Мониторинг качества
образования и управленческая
команда в ДОУ //Управление образовательным
учреждением. – 2005. - №4. – с.10-23.
Начало документа
1. Проблемы диагностики уровня
достижений детей в ДОУ
В соответствии с требованиями и рекомендациями
концепции Всеобщего менеджмента качества
одним из принципов управления качеством
является принцип принятия решений, основанных
на фактах и данных .
Ключевыми факторами качества образования в ДОУ
являются (Рыбалова И.А.):
1. Содержание образования и конкретные
программы (комплексные и парциальные),
построенные на его основе.
2. Здоровье воспитанников.
3. Подготовка детей к посещению
ДОУ. Соответствие условий контингенту
воспитанников.
4. Положительная мотивация детей,
посещающих ДОУ, и их родителей.
5. Методическое и материально-техническое
обеспечение образовательного процесса.
6. Профессиональный уровень педагогического
состава и вспомогательного персонала.
7. Положительная мотивация персонала.
8. Технология обучения, воспитания,
развития дошкольников.
9. Диагностика состояния здоровья
и развития ребенка, его обученности в соответствии
с программными требованиями; готовности
к обучению в школе.
В системе мониторинга качества образования
целостно определены блоки
информации о результатах деятельности
ДОУ (Ю.К.Белая, П.И.Третьяков) по развитию,
воспитанию и обучению детей: здоровье
и здоровый образ жизни, воспитание и образование
дошкольников в соответствии с государственными
стандартами, готовность ребенка к обучению
в школе, преемственность в работе детского
сада и школы. Некоторые ученые (О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева,
В.Н.Казакова и др.) рассматривают результат
деятельности ДОУ как комплексное изменение
личности ребенка. Они отмечают необходимость
постоянного изучения и оценки развития
каждого воспитанника ДОУ на основе информации,
предоставляемой всеми специалистами
ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед,
инструктор по физическому воспитанию
и др.) для заполнения индивидуальной карты
развития ребенка.
Диагностика развития детей дошкольного
возраста, будучи включена в дошкольное
образование, призвана помогать педагогам
и родителям ребенка правильно строить
с ним педагогическое общение.
Специфика дошкольного возраста заключается
в том, все психические процессы очень
подвижны и пластичны, а развитие потенциальных
возможностей ребенка в значительной
степени зависит от того, какие условия
для этого развития создадут ему взрослые.
В последнее время широкое распространение
в системе дошкольного образования Российской
Федерации получила практика проведения
психолого-педагогической диагностики
де тей дошкольного возраста. Само по себе использование
диагностики является позитивным моментом
образовательного процесса. Однако сегод няшнее состояние
этой практики характеризуется рядом
негативных тен денций (Кирьянова Р.А.) :
1. П ри диагностике детей педагоги используют технологи
чески не проработанные, не апробированные, имеющие
сомнительную на учную и практическую
ценность методы диагностики .
2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого
для обследования детей, формулировке
заданий, предлагаемых детям для выполнения.
3. В процесс диагностирования вовлекаются
специалисты, не им еющие соответствующей квалификации . ( Не
будем так же забывать, что многие практические
психологи имеют за плечами лишь девятимесячные
курсы переподготовки).
4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.
5. Р езультаты диагностики
не используются педагогами и специалистами в планировании
и организации жизнедеятельности дошкольников.
Тенденции указанной негативной практики
обследования, тестирования детей, вызваны
целым рядом объективных причин, среди
которых:
• недостаточная обеспеченность дошкольных
образовательных учреждений квалифицированными специалистами (социальный
педагог, педагог-психолог, учитель-логопед,
учитель-дефектолог);
• отсутствие информации, систематических
знаний в области психодиагностики.
Известно, что наиболее информативные
диагностические методики допускают наибольшую
свободу в интерпретации их результатов.
В руках квалифицированного психолога
эти методики являются инструментом получения
глубокой и точной информации об уровне
развития и склонности ребенка. В то же
время именно эти методики представляют
наибольшую опасность, если они попадают
в руки неквалифицированного исследователя
(Информационное письмо МО РФ «О практике
проведения диагностики развития ребенка
в системе дошкольного образования» от
01.01.00 №10/23-16).
Кадровая проблема (штатные специалисты,
профессиональная квалификация) не единственная
в организации диагностики развития детей
дошкольного возраста. Немало важно наличие
диагностических комплексов для обследования
детей дошкольного возраста (Т.Д.Марцинковская,
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, М.М.Безруких, Е.Г.Юдина
и др.).
Марцинковская Т.Д. акцентирует внимание
на необходимости «…при проведении диагностики
использовать целый комплекс методик,
что позволит рассмотреть личность ребенка
с разных сторон и составить целостное
представление о его психике», в диагностике «…самое главное
– это установить взаимосвязь между особенностями
психики ребенка (познавательными способностями,
личностными качествами, характером общения)».