Диагностика дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:25, реферат

Описание работы

Психологическая работа с дошкольникамиКомментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.

Файлы: 1 файл

диагностика развития дошкольников. контрольная.docx

— 158.38 Кб (Скачать файл)

Диагностика дошкольников

Психология развития

 

Психологическая работа с дошкольникамиКомментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.

Проблемы могут быть различными — вызванными физическими отклонениями (например, проблема межличностного взаимодействия ввиду нарушений речи) или внешними социальными факторами (замкнутость, агрессия, фобии ребенка вследствие неблагополучных отношений в семье).

Разные направления психологии по-разному оценивают возраст формирования человеческой личности. Известна психоаналитическая точка зрения о том, что вся наша личность и поведение закладываются до 3-х лет. Гуманистические психологи рассматривают человеческую личность в постоянном развитии. Академическая психология считает, что человеческая личность только начинает формироваться с 2,5 — 3-х лет. То есть психотерапевты, работающие с дошкольниками, имеют дело с личностью, только начавшей развиваться. В этом одновременно и простота, и сложность такой работы.

С одной стороны, гибкость и податливость свойств и черт характера помогает конструировать развитие ребенка по заданной линии. С другой, трудность установления контакта, невозможность общения логическими схемами (логика мышления у дошкольников еще в зародыше) мешает этому процессу. Кроме того, целостное восприятие мира ребенком и неразвитые волевые процессы заставляют его переносить свою проблему на все сферы жизни — он еще не умеет абстрагироваться и выполнять какое-либо дело, не думая о ней. Если ему плохо — значит плохо всегда и со всеми.

Проективные методикиПо отношению к проективным методикам, принято дискутировать на предмет надежности получаемой с их помощью информации. Дело в том, что в отличие от количественных стандартизованных методик, где интерпретация полученных данных является общей для каждого случая, в анализе проективных методик присутствует опасность субъективного мнения диагноста. К примеру, если человек рассматривает чернильное пятно и говорит, что видит в нем разбитую вазу, вариантов интерпретации данного образа восприятия будет очень много.

Оппоненты данного мнения утверждают, что необходимо использовать проективные методики в комплексе со стандартизованными для более точного изучения личности. Единственной точкой согласия ученых в применении данных методов диагностики является детская диагностика.

На сегодняшний день существует две разновидности проективных методов: анализ продуктов деятельности ребенка (рисунки, скульптуры, вылепленные из глины, пластилина или сделанные из других материалов, панно, инсталляции) и анализ ассоциаций при восприятии образов внешнего мира (детский вариант ТАТ, детский вариант теста Люшера, детский вариант чернильных пятен Роршаха).

Начнем с рисунка. Дети обычно в восторге не только от самого процесса рисования домика, дерева, семьи, собственного портрета, несуществующего животного, но и радуются интересу взрослого к рисунку, любят подолгу объяснять то, что изображено на листе. Основные акценты психотерапевты расставляют на положении рисунка на листе бумаги, размере, наличии или отсутствии границ (рамок), яркости линий, цветовой гамме.

Важен и эффект первого впечатления — те детали, которые сразу бросаются в глаза. Считается, что через них ребенок пытается выразить свою проблему. Так, например, дети, пострадавшие от сексуального насилия или домогательств, в рисунке человека акцентируют внимание на области таза (яркие линии, полосы, обрисовывающие талию, пояса).

Помимо этого, выясняется смысл для ребенка целого образа рисунка — посредством вопросов "Что это?", "Что будет с ним дальше?". Вопросы о настроении изображенного существа или человека также уместны. Аналогично происходит лепка, создание инсталляций (маленьких объемных картинок из подручных материалов) и последующий анализ полученных произведений.

Результаты анализа дают пищу для размышлений об общем психическом здоровье и уровне развития ребенка, уровне агрессии и наличии фобий, о развитии коммуникативных способностей, вероятности развития акцентуаций (детский вариант теста акцентуаций Шмишека).

Ассоциативные тесты проводить сложнее — возникает необходимость мотивирования ребенка на рассматривание карточек, пятен и других материалов. Обычно психотерапевты выкладывают их в процессе игры. При проведении данных методик задается больше вопросов, поэтому малыша необходимо настроить. Проективные методы требуют чуткости и тонкости диагноста.

Кроме информации о вышеперечисленных личностных особенностях, ассоциативные тесты дают психологу представление о развитии мышления ребенка и всех нарушениях этого процесса. Поскольку некоторые виды мышления (наглядно-образное) в дошкольном возрасте еще формируются, то и корректировать какие-либо нарушения будет значительно легче.

Арт-терапияДля коррекции детской личности и отдельных психических функций западные специалисты сегодня все чаще прибегают к арт-терапии. На счету арт-терапевтов, практикующих с маленькими детьми, множество случаев улучшения психического здоровья дошкольников, снижения уровня агрессивности, устранения фобий, налаживания эмоциональных контактов с семьей.

Многие знают арт-терапию как терапию рисунком, лепкой и т.п. Помимо творческого самовыражения с помощью материала, в арт-терапии приветствуются и игровые приемы коррекции — сказкотерапия, психодрама. Эффективностью работы последних очень заинтересованы сегодня отечественные психологи. По-видимому, российские дети более восприимчивы к игровым видам коррекции.

Одним из главных моментов арт-терапии, влияющим на ее эффективность, является личность арт-терапевта. Здесь, больше, чем в работе со взрослым, важны и непринужденная атмосфера, и эмпатия (умение переживать и сопереживать чувствам другого человека), и одновременно рациональное анализирующее мышление. Одно из главных качеств арт-терапевта — способность установить с ребенком контакт, быть на его стороне, говорить с ним в одной плоскости.

Ребенок-дошкольник зачастую слышит не слова, а интонацию; понимает не содержание речи, а жесты, лицо, мимику, которые эту речь сопровождают. Специалисты говорят, что эмоциональный контакт с малышом достигается с использованием невербальных приемов общения: открытые позы (руки раскрыты, разведены, открывая грудную клетку), живая мимика (но без кривляний) и т.п. Детские арт-терапевты не забывают и про стандартные педагогические приемы работы с дошкольниками.

В следующем выпуске рассылки мы подробнее поговорим о психодраме, ее особенностях, а также тех проблемах личности ребенка, которые можно решить с ее помощью.

 
 
 
1. Проблемы диагностики  уровня достижений детей в  ДОУ

2. Оснащенность современных  образовательных программ для  ДОУ контрольно-измерительным инструментарием

3. Комплексное изучение  уровня развития и воспитания  дошкольников (на примере одного  из разделов диагностики по  программе «Детский сад 2100»)

Основные понятия : «мониторинг в образовании», «диагностика педагогическая», «диагностика психологическая», «индивидуальность», «развитие личности», «объект исследования», «предмет исследования», «одаренность», «одаренность умственная», «личность», «познавательные процессы», «общение», «деятельность», «родительско-детские отношения».

Литература:

1. Бардина Р.И., Булычева А.И., Дьяченко О.М. и др. Диагностика умственного развития детей старшего дошкольного возраста. – М., 1996.

2. Дневник воспитателя: развитие  детей дошкольного возраста/Под ред. О.М.Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.,2000.

3. Забрамная С.Д., Боровик О.В. От диагностики к развитию. – М.,2004.

4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика  дошкольников. – СПб.,2004.

5. Корепанова М.В., Харламова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников. – М.,2005.

6. Марцинковская Т.Д. Диагностика  психического развития детей. –  М.,1997.

7. Образовательная система «Школа 2100» -качественное образование для  всех. – М.,2006.

8. Рекомендации по выявлению  умственно одаренных детей дошкольного  возраста /Под ред. О.М.Дьяченко, А.И.Булычевой. – М.,1996.

9. Рыбалова И.А. Мониторинг качества  образования и управленческая  команда в ДОУ //Управление образовательным  учреждением. – 2005. - №4. – с.10-23.

Начало документа

1. Проблемы диагностики уровня  достижений детей в ДОУ

В соответствии с требованиями и рекомендациями концепции Всеобщего менеджмента качества одним из принципов управления качеством является принцип принятия решений, основанных на фактах и данных .

Ключевыми факторами качества образования в ДОУ являются (Рыбалова И.А.):

1. Содержание образования и конкретные  программы (комплексные и парциальные), построенные на его основе.

2. Здоровье воспитанников.

3. Подготовка детей к посещению  ДОУ. Соответствие условий контингенту  воспитанников.

4. Положительная мотивация детей, посещающих ДОУ, и их родителей.

5. Методическое и материально-техническое  обеспечение образовательного процесса.

6. Профессиональный уровень педагогического  состава и вспомогательного персонала.

7. Положительная мотивация персонала.

8. Технология обучения, воспитания, развития дошкольников.

9. Диагностика состояния здоровья  и развития ребенка, его обученности в соответствии с программными требованиями; готовности к обучению в школе.

В системе мониторинга качества образования целостно определены блоки информации о результатах деятельности ДОУ (Ю.К.Белая, П.И.Третьяков) по развитию, воспитанию и обучению детей: здоровье и здоровый образ жизни, воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, готовность ребенка к обучению в школе, преемственность в работе детского сада и школы. Некоторые ученые (О.М.Дьяченко, Т.В.Лаврентьева, В.Н.Казакова и др.) рассматривают результат деятельности ДОУ как комплексное изменение личности ребенка. Они отмечают необходимость постоянного изучения и оценки развития каждого воспитанника ДОУ на основе информации, предоставляемой всеми специалистами ДОУ (воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физическому воспитанию и др.) для заполнения индивидуальной карты развития ребенка.

Диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическое общение.

Специфика дошкольного возраста заключается в том, все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему взрослые.

В последнее время широкое распространение в системе дошкольного образования Российской Федерации получила практика проведения психолого-педагогической диагностики де тей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса. Однако сегод няшнее состояние этой практики характеризуется рядом негативных тен денций (Кирьянова Р.А.) :

1. П ри диагностике детей педагоги используют технологи чески не проработанные, не апробированные, имеющие сомнительную на учную и практическую ценность методы диагностики .

2. П едагоги затрудняются в подборе дидактического материала, необходимого для обследования детей, формулировке заданий, предлагаемых детям для выполнения.

3. В процесс диагностирования вовлекаются специалисты, не им еющие соответствующей квалификации . ( Не будем так же забывать, что многие практические психологи имеют за плечами лишь девятимесячные курсы переподготовки).

4. Педагоги затрудняются объяснить критерии оценки исследуемого качества.

5. Р езультаты диагностики не используются педагогами и специалистами в планировании и организации жизнедеятельности дошкольников.

Тенденции указанной негативной практики обследования, тестирования детей, вызваны целым рядом объективных причин, среди которых:

•  недостаточная обеспеченность дошкольных образовательных учреждений квалифицированными специалистами (социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог);

•  отсутствие информации, систематических знаний в области психодиагностики.

Известно, что наиболее информативные диагностические методики допускают наибольшую свободу в интерпретации их результатов. В руках квалифицированного психолога эти методики являются инструментом получения глубокой и точной информации об уровне развития и склонности ребенка. В то же время именно эти методики представляют наибольшую опасность, если они попадают в руки неквалифицированного исследователя (Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16).

Кадровая проблема (штатные специалисты, профессиональная квалификация) не единственная в организации диагностики развития детей дошкольного возраста. Немало важно наличие диагностических комплексов для обследования детей дошкольного возраста (Т.Д.Марцинковская, Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, М.М.Безруких, Е.Г.Юдина и др.).

Марцинковская Т.Д. акцентирует внимание на необходимости «…при проведении диагностики использовать целый комплекс методик, что позволит рассмотреть личность ребенка с разных сторон и составить целостное представление о его психике», в диагностике «…самое главное – это установить взаимосвязь между особенностями психики ребенка (познавательными способностями, личностными качествами, характером общения)».

Информация о работе Диагностика дошкольников