Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:25, реферат
Психологическая работа с дошкольникамиКомментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.
Исследование мотивов поведения и деятельности. Мотивы поведения развиваются в дошкольном детстве по двум направлениям. Во-первых, изменяется их содержание, они обновляются в связи с расширением круга деятельности и общения ребенка. Во-вторых, мотивы объединяются, формируется их иерархия , а в связи с этим и новые качества: большая осознанность и произвольность.
В разделе «Личность» блок представлен
методиками изучения: представлений о
нравственных качествах; осознания нравственных
норм; поведения в ситуации нравственного
выбора, сформированности нравс
Исследование развития эмоционально-чувственной сферы дошкольников. Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития, не всегда уделяется достаточное внимание. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания.
Авторы программы «Детский сад 2100» наиболее удобной для практических целей считают классификацию эмоций К. Изарда, основанную на фундаментальных эмоциях (интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина). Остальные эмоции, согласно его теории, являются производными. Диагностика развития эмоциональной сферы ребенка проводится по параметрам ( Л.П. Стрелкова):
1) адекватная реакция на
2) дифференциация и адекватная
интерпретация эмоциональных
3) широта диапазона понимаемых
и переживаемых эмоций, интенсивность
и глубина переживания, уровень
передачи эмоционального
4) адекватное проявление
Исследование уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения. Сложность приспособления к новым условиям и к новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за это приспособление, диктуют необходимость предусмотреть все факторы, способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот, мешающие ей или ее замедляющих.
Адаптация в широком смысле - это приспособление к окружающим условиям. Она имеет два аспекта: биологический (приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды, к изменениям в организме; способность к произвольной психической регуляции биологических процессов и состояний) и психологический (жизнь в обществе в соответствии с его нормами и ценностями).
Выделяют три стиля , с помощью которых человек может адаптироваться к среде: творческий, конформный, избегающий .
Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий.
Раннюю диагностику адаптированности р
В разделе «Личность» блок представлен
психологическими критериями адаптированности ре
Разделы «Познавательные процессы», «Общение», «Деятельность», «Для вас, родители» представлены также блоками диагностических методик, позволяющими глубоко изучить актуальное состояние развития ребенка и использовать данные в планировании воспитательно-образовательного процесса.
Изучение познавательных процессов основывается
на исследовании функциональной зрелости
нервных процессов; сформированности по
В разделе «Общение» изучается общение со взрослыми и сверстниками (степень осознанности ребенком отношения к нему близких, представление об отношении к нему педагога, тип общения со взрослыми, отношение к взрослым и сверстникам); развитие коммуникативных способностей в процессе общения со сверстниками (социометрия межличностных отношений, выбор и критерии выбора партнера для общения, коммуникативных умений); детско-родительские взаимоотношения в семье.
Изучение деятельности базируется на исследовании развития игровой деятельности (принятие роли, устойчивость в подчинении игровому правилу, влияние сюжета и роли на подчинение правилу игры, возрастные изменения в подчинении правилу игры, замещения предмета в игре); мотивационная направленность трудовой деятельности (влияние мотивации на взаимоотношения детей в деятельности, влияние мотивов на результат и взаимоотношения детей в совместной деятельности, мотивы трудовой деятельности, организаторские умения детей в совместной деятельности, отношение к трудовым поручениям, взаимосвязи между игрой и трудом, умение планировать трудовую деятельность, процесс формирования трудовых навыков, взаимосвязи между характером цели и успешностью в труде); учебная деятельность и отношение к школе (графически); внимания, ведущей руки.
Авторами пособия предложен «Портрет» выпускника детского сада: параметры развития» (здоровье и физическое развитие, социальное развитие, развитие речи и речевого общения, познавательное развитие, эстетическое развития); базисные характеристики личности (социальная компетентность, интеллектуальная компетентность, компетентность в плане физического развития, а также эмоциональность, креативность, произвольность, инициативность, самостоятельность и ответственность, самооценка, свобода поведения).
В разделе « Для Вас, родители» представлены несложные методы диагностики развития и игры для детей 3-5 лет. Предложены основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).
Система игр, с которой пособие знакомит родителей, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько. Главное - есть ли у ребенка интерес к данной деятельности. Даже если не все задания он выполняет с первого раза, а каждый день делает пусть маленький, но шаг вперед, самостоятельно или с помощью родителей - все равно это значит, что процесс развития идет.
Вопросы и задания:
Колисниченко Т.Н.,
методист каф.педагогики
ИПКиППРО ОГПУ
2. ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Для изучения особенностей развития дошкольников используются разнообразные методы, в том числе и шкалы развития, обсуждавшиеся выше. Так, методики Пиаже могут применяться и в более старшем возрасте. Они представляют собой шкалы порядка, поскольку предполагается, что развитие проходит ряд следующих друг за другом стадий, которые могут быть качественно описаны. Шкалы Пиаже предназначены главным образом для изучения когнитивной, а не личностной сферы ребенка и пока не доведены по формальным параметрам до уровня тестов последователями Пиаже ведется работа по созданию диагностического комплекса, основанного на его теории и предназначенного для диагностики психологии развития детей разного возраста. Все диагностические методы, разработанные для дошкольников, должны предъявляться индивидуально или небольшим группам детей, посещающим детский сад и имеющим опыт коллективной работы. Как правило, тесты для дошкольников предъявляются устно или в виде тестов исполнения. Иногда для выполнения заданий могут использоваться карандаш и бумага (при условии простых действий с ними). При изучении дошкольников диагностированию могут подвергаться самые разные аспекты развития - от моторного до личностного. Так, например, существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды. Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность (эта шкала пригодна также для обследования умственно отсталых детей и взрослых). Она содержит 117 заданий, сгруппированных по разным возрастным уровням и включает 8 областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности моторики, социализацию. Чаще всего данные, получаемые с помощью этой шкалы, используются для диагностирования умственной отсталости и принятия решения о помещении обследуемого в лечебные учреждения или интернаты. Более поздней по времени создания является шкала адаптивного поведения (АВС), разработанная Комитетом американской ассоциации по изучению умственной неполноценности. Она может применяться для изучения эмоциональных или каких - либо других нарушений психики Как и шкала социальной зрелости Вайнленд, она основана на наблюдениях за поведением обследуемых и может заполняться не только психологом, но и педагогом, родителями, врачами - всеми, с кем контактирует ребенок. Шкала адаптивного поведения состоит из двух частей. Первая включает 10 областей поведения, таких как: самообслуживание (еда, туалет, гигиена, внешний вид, одевание, общее самообслуживание); физическое развитие (сенсорное, моторное); хозяйственная деятельность (обращение с деньгами, умение делать покупки); развитие языка (понимание, общение, выразительность); ориентировка во времени (знание числа, времени суток); домашняя работа (уборка дома, определенные домашние обязанности и др. ); деятельность (игровая, учебная); саморегуляция (инициатива, настойчивость); ответственность; социализация.
Вторая часть шкалы имеет отношение только к тем, кто демонстрирует отклоняющееся, плохо адаптированное поведение. Для изучения некоторых способностей детей от 2,5 до 8,5 лет разработана шкала Маккарти. В нее входят 18 тестов, сгруппированных в шесть частично совпадающих шкал: вербальную, перцептивного действия, количественную, общих познавательных способностей, памяти и моторную.
Для оценки уровня умственного развития дошкольников чаще всего используются шкала Стэнфорд - Бине и тест Векслера (см. гл. IV). Оценивая обсуждаемые выше шкалы, нельзя не отметить отсутствие строгого теоретического обоснования применения каждой из них для диагностики особенностей психического и личностного развития дошкольников. Исключение составляют методики Пиаже, которые опираются на созданную им концепцию развития. В отличие от зарубежных отечественные исследователи стремятся строить систему диагностики, опираясь на разработанные в возрастной и педагогической психологии положения об особенностях, стадиях и движущих силах психического и личностного развития (труды Л. И. Бо - жович, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и др. ). Так, например, наиболее разработанным с этой точки зрения является комплекс методик диагностики умственного развития дошкольников, созданный под руководством Л. А. Венгера ("Диагностика умственного развития дошкольников". М. , 1978). Умственное развитие рассматривается авторами методик как процесс "присвоения ребенком определенных форм общественного опыта, материальной и духовной культуры, созданной человечеством". Центральным звеном при создании методик стало познавательное ориентировочное действие как основная структурная единица познания. Как показали авторы исследования, именно овладение разными видами познавательных ориентировочных действий (в первую очередь перцептивными и мыслительными) лежит в основе умственного развития детей раннего и дошкольного возраста Выделены три основных типа перцептивных действий, "различающихся в зависимости от особенностей соотношения между свойствами обследуемых предметов и применяемыми в процессе обследования сенсорными эталонами". Среди них действия идентификации, приравнивание к эталону и перцептивное моделирование. Действия первого типа выполняются при обследовании свойств предметов, которые полностью совпадают с имеющимися эталонами. Действия второго типа задействованы при необходимости использования образца - эталона для выявления свойств предметов, не совпадающих с образцом, хотя и близких к нему. Третий тип действия представляет собой соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с группой - построение его эталонной модели. В качестве показателей умственного развития выделяются также образное и логическое мышление. При этом авторы тестов признают, что разработанная ими система не включает таких важных параметров, как вербальное мышление и мотивация познавательной деятельности. Они отмечают, что получаемая система показателей умственного развития представляет собой его операционально - техническую характеристику.