Диагностика дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 17:25, реферат

Описание работы

Психологическая работа с дошкольникамиКомментировать специфику психологической работы с малышами 3 — 6 лет излишне. Замечу лишь, что в этой области диагностика и коррекция тесно связаны между собой. Детей принято приводить к психологу или психотерапевту только после обнаружения у них каких-либо видимых проблем или отклонений, то есть в процессе диагностики личности ребенка почти всегда стоит цель последующей коррекции.

Файлы: 1 файл

диагностика развития дошкольников. контрольная.docx

— 158.38 Кб (Скачать файл)

Начало документа

2. Оснащенность современных образовательных  программ для ДОУ контрольно-измерительным  инструментарием

Содержание, цели, задачи образовательного процесса в ДОУ в связи с этим изменились, учитываются как особенности развития детей дошкольного возраста, так и их индивидуальные особенности развития. Психолого-педагогическая наука реально признает тот факт, что реальные способности ребенка могут проявиться достаточно поздно, и то образование, которое он получает, способствует их проявлению. Введенное Л.С.Выготским понятие «зоны ближайшего развития» особым образом фиксирует именно этот факт. Поэтому, определяя индивидуальные особенности ребенка дошкольного возраста, предпочтительно в первую очередь иметь в виду его «склонности», выступающие основой дальнейшего развития способностей.

Эта специфика не позволяет считать результаты диагностики (даже в том случае, если они достоверны) устойчивыми и определяющими судьбу ребенка. Любое достижение ребенка дошкольного возраста на каждом этапе его развития является промежуточным и служит основанием для выбора педагогом методов и технологий для индивидуальной работы.

О бучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться на выявление знаний, умений и навыков. Для дошкольника важен не столько объем знаний в определенной области, а то, каким способом эти знания ребенком освоены. Это усложняет методы диагностики, соответствующей именно этому возрасту, поскольку для определения реального уровня развития ребенка требуются не простые экзаменационные вопросы, а очень тонкий, специальный психологический инструментарий. Не вызывает сомнения возможность использования психолого-педагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в процессе обучения. Результаты такого диагностирования должны использоваться педагогами в ходе планирования, при постановке и реализации педагогических задач. Однако в условиях вариативности программно-методического обеспечения современной системы дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

В связи с этим, многие авторы комплексных образовательных программ дошкольного образования помимо разработки содержания и методического обеспечения ставят задачу создания диагностических методик, позволяющих оценить результаты реализации конкретной программы.

Примером могут служить программы «Сообщество», «Из детства в отрочество», «Развитие», ( Информационное письмо МО РФ «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования» от 01.01.00 №10/23-16 ) , «Детский сад 2100».

Образовательная программа «Сообщество» (ранее известная под названием «Шаг за шагом») ставит своей целью индивидуальный подход к развитию ребенка, уважение его личности, учет его интересов и уровня развития, заботу об эмоциональном комфорте и стремление к созданию условий для свободного творческого самовыражения. Особенностью этой программы является то, что детям дается право выбора деятельности (при этом педагог отбирает материалы для каждого ребенка в зависимости от индивидуальной ситуации его развития).

Программа обеспечена системой диагностики, которая включает в себя диагностику развития и актуального состояния детей, так и диагностику педагога.

Диагностика развития ребенка основана на наблюдениях за поведением каждого воспитанника. Используются неформальные техники наблюдения, включающие регистрацию эпизодов из жизни группы, дневниковые заметки, карты и шкалы наблюдения за поведением и развитием детей, образцы детских работ, интервью и беседы. НА основе наблюдений педагоги формулируют индивидуальные цели развития детей. Цели, которые они ставят, могут быть достигнуты путем реорганизации развивающей среды и создания новых возможностей обучения детей.

Выявление темпов развития позволяет педагогу поддерживать каждого ребенка на его уровне развития, создавать условия для его продвижения на основе учета индивидуальных возможностей и потребностей. Это помогает ребенку выработать чувство самоценности, положительное эмоциональное самоощущение, что формирует позитивное отношение к учению, познанию окружающего мира, себя, других людей.

Программа включает в себя «исполнительские стандарты», которые детально описывают действия воспитателя по достижению целей развития для каждого ребенка. Подавляющее большинство этих стандартов соответствует (по ценностным ориентациям) Временным (примерным) требованиям к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении.

Диагностический комплекс по программе Л.А.Венгера «Развитие» представлен: педагогической диагностикой детей от 3-х до 7-ми лет, диагностикой умственного развития детей старшего дошкольного возраста, рекомендациями по выявлению умственной одаренности детей дошкольного возраста. Кроме того, авторами программы разработан «Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста», целью которого является расширение и углубление знания основных характеристик развития дошкольников, а также обеспечение педагогов конкретными способами психолого-педагогической оценки развития каждого ребенка.

Педагогическая диагностика программы ориентирует педагогов на анализ характера овладения «материалом» как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Диагностические занятия не требуют дополнительного времени. В процессе проведения таких занятий, педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком, при этом анализируется степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность педагогам проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности; выявление специфики освоения программы детьми помогает педагогу в анализе собственной работы по программе.

Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей основываются на концепции детской одаренности, разработанной Л.А.Венгером и его сотрудниками. Предлагаемая система диагностики включает в себя наблюдение за детьми; анкетирование родителей и педагогов; групповое обследование детей с помощью стандартизированных на отечественной выборке методик; индивидуальное обследование детей с помощью апробированных методик, направленных на выявление способностей детей в сферах образного мышления, логического мышления, воображения и познавательной активности. «Рекомендации» состоят из двух частей: руководства по выявлению детской одаренности и набора диагностических методик, направленных на выявление умственной одаренности детей.

Система методик предназначена для выявления умственной одаренности детей пятилетнего возраста, однако может быть использована и при работе с детьми шести лет (например, при отборе детей в школы с программами повышенной трудности).

Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Детский сад 2100» , является комплекс диагностических методик. Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» (М.В. Корепанова, Е.В. Харламова) предлагают диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Наряду с диагностикой психических процессов, деятельности, коммуникативной компетентности авторы предлагают методики изучения готовности детей к школьному обучению.

В основу психологического обследования детей легла концепция умственного развития дошкольников, разработанная Л.А.Венгером и его сотрудниками на основе теоретических положений и результатов исследований Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурии, А.В.Запорожца, Д.Б.Элько-нина, т.е. диагностическая система программы имеет ту же теоретическую основу, что программа «Развитие».

Авторы обосновывают включение данного раздела в пособие тем, что система непрерывного образования предполагает тесную взаимосвязь каждой следующей ступени образования с предыдущей . Диагностика позволяет получить достоверные результаты о мотивационной и психологической готовности детей к обучению в первом классе.

Часть материала пособия адресована родителям. С помощью несложных заданий и наблюдений за ребенком можно узнать о темпах его развития. Это позволит помочь ребенку в преодолении трудностей и дальнейшем росте достижений.

В качестве приложения к данному пособию изданы «Тестовые задания по диагностике развития и воспитания дошкольников» тех же авторов (М., «Бласс», Изд. Дом РАО, 2005). Приложение представляет собой набор наглядных раздаточных материалов, необходимых для проведения диагностики.

Начало документа 

 

3. Комплексное изучение уровня  развития и воспитания дошкольников (на примере одного из разделов  диагностики по программе «Детский  сад 2100»)

Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников» (М.В.Корепанова, Е.В.Харлампова) предлагают комплекс диагностических методик, позволяющих исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Учитывая, что развитие и воспитание дошкольника - это целостный и непрерывный процесс, который нуждается в постоянном внимании педагогов и родителей, авторы обращают внимание на то, что понять, насколько успешно развивается ребенок, какие трудности испытывает на пути приобретения социального опыта, постижении собственного внутреннего мира, возможно при квалифицированном подходе к изучению достижений ребенка. Опыт исследования механизмов психического и физического развития растущего человека в психологии и педагогике накоплен значительный , но, приступая к исследованию важно сознавать, готов ли ребенок к его восприятию, пониманию.

Основные психологические черты, появляющиеся в дошкольном возрасте, можно охарактеризовать как:

1. Возникновение первого схематичного  абриса цельного детского мировоззрения (Л.С. Выготский).

•  Возникновение первых этических инстанций (Л.С. Выготский).

•  Возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев).

•  Возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец).

•  Возникновение личного сознания.

Базируясь на знании этих особенностей, авторы пособия предлагают комплекс диагностических методик, позволяющих исследовать уровеньсформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. При этом они следуют главному принципу , принятому в Образовательной системе «Школа 2100», - принципу минимакса . Это поможет, с одной стороны, избежать ошибок в трактовке результатов диагностики, а с другой – разработать четкую перспективу личностного и познавательного развития каждого ребенка.

Материал распределен по разделам: «Личность», «Познавательные процессы», «Общение», «Деятельность», «Для вас, родители».

Предлагаем рассмотреть несколько подробнее один из разделов диагностического комплекса.

Раздел «Личность» . В этом разделе предполагается изучить уровень развития самосознания, проявления волевых качеств, мотивов поведения и деятельности, эмоционально-чувственной сферы, уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения.

Исследование развития самосознания дошкольников. Ядром самосознания являются самооценка и связанный с ней уровень притязаний (степень трудности целей, которые человек ставит перед собой). Главным достижением дошкольного возраста является четкая, уверенная, в целом эмоционально положительная самооценка, которая обеспечивает готовность ребенка к обучению в школе.

В разделе «Личность» блок представлен одиннадцатью методиками изучения: детского самосознания и половозрастной идентификации (Н.Л.Белопольская); отношения к своему имени; представлений о себе (Е.З.Басина); представлений о нравственных категориях, а также степени нервозности и тревожности; уровня самооценки, отношения к себе; оценке себя во времени; притязаний и потребностей в достижениях цели; уровня самоконтроля, особенностей самооценки и соотношение реального Я и идеального Я (Н.В.Нижегородцева); самооценки и оценки личностных качеств детей группы; сформированности образа Я и самооценки;

Исследование волевых проявлений дошкольников. Важнейшее приобретение дошкольного возраста состоит в превращении поведения ребенка из «полевого» в «во левое» (А.Н. Леонтьев).

Главные характеристики полевого поведения преддошкольника - импульсивность и ситуативность. В возрасте 3 лет в связи с развитием самосознания упреддошкольни ка возникают личные желания, вызывающие его активность (становление волевого поведения) .

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности проявляются в умении ребенка самостоятельно управлять своими действиями и поведением на основе механизма внутренней речи, т.е. рассуждать про себя. Показателем произвольности выступает относительная независимость дошкольника от взрослого в постановке цели, планировании и организации своих действий, в осознании себя не как исполнителя, а как деятеля. Произвольность также предполагает умение привнести смысл в действия, понять, для чего они выполняются, учесть свой прошлый опыт. На развитие произвольности поведения оказывают влияние все виды деятельности ребенка, в которые он включен.

В блоке «Личность» раздел представлен методиками изучения: мобилизации волевых усилий; волевых проявлений; произвольного поведения.

Информация о работе Диагностика дошкольников