ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ СТАТУСНЫХ
ПОЗИЦИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ
СОДЕРЖАНИЕ
(страницы)
Введение……………………………………………………………………...3
- 5
Глава 1. Статусные позиции
подростковых групп в литературе…………6 - 21
1.1. Подростковая группа как основная
социальная микросфера жизни
подростка. Особенности общения
в подростковой группе…………6 - 9
1.2. Социометрическая структура подростковой
группы. Основные
статусные позиции в подростковой
группе………………………….9 - 13
1.3. Возможности диагностики и
коррекции статусных позиций
в
подростковой группе…………………………………………………13
- 18
1.4. Причины, влияющие на статус
подростка в группе…………..18 - 21
Глава 2. Диагностика и коррекция
статусных позиций в подростковой
группе
………………………………………………………………………………...23
- 62
2.1.
Задачи, этапы и методика исследования……………………….22
- 23
2.2. Анализ первичной диагностики………………………………...23 - 33
2.3. Коррекционно-развивающая работа……………………………33
- 57
2.4. Эффективность коррекционно-развивающей
работы…………57 - 62
Заключение. Выводы………………………………………………………...63
- 65
Литература……………………………………………………………………66
- 68
Приложения…………………………………………………………………..69
- 72
Приложение 1…………………………………………………………69
Приложение 2………………………………………………………….70
Приложение 3………………………………………………………….71
Приложение 4………………………………………………………….72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
выбранной нами темы исследования
состоит в общеизвестном положении
о том, что подростковый возраст
– наиболее сложный период
в развитии человеческой личности,
причиняющий много хлопот и
проблем как самому ребенку, так и окружающим
его взрослым – родителям, педагогам.
Ведущей деятельностью в этот период становится
интимно-личностное общение со сверстниками.
Период отрочества наиболее значим для
развития у человека полноценного общения.
Об этом свидетельствуют следующие данные:
у тех подростков, которые в 13 – 15летнем
возрасте были ориентированы преимущественно
на семью и мир взрослых, в юношеском и
взрослом возрасте часто возникали проблемы
во взаимоотношениях с людьми, причем
не только личных, но и служебных. Неврозы,
нарушения поведения, склонность к правонарушениям
также наиболее часто встречаются у людей,
чьи взаимоотношения с ровесниками в детском
и подростковом возрасте были проблемными.
В долговременной перспективе полноценное
общение со сверстниками в подростковом
возрасте намного существенней для сохранения
психического здоровья, нежели такие факторы,
как умственное развитие, школьная успеваемость,
взаимоотношения с педагогами.
Но роль
подростковой дружбы в процессе
развития ребёнка неоднозначна и нередко носит не только
положительный характер. Зачастую сверстники
не только становятся для подростка более
авторитетными, чем взрослые, но и в буквальном
смысле заменяют этих взрослых. Друзья
или значимые сверстники, подростковая
группа становятся средством преодоления
комплексов либо фактором, эти комплексы
вызывающим, могут способствовать в выражении
себя либо превратить ребёнка в замкнутого,
неактивного, ничем (и в первую очередь
самим собой) не интересующегося. В этом
отношении подростковые группы всемогущи.
Это в их власти решать, какой статус будет
занимать тот или иной подросток, а значит,
каким окружающие и сам он будут видеть
его в ближайшем будущем: активным и харизматичным,
уважаемым и ярким, полноценным человеком
либо забитым, серым, тихим и непритязательным
существом, заблудившимся в лабиринте
собственных комплексов.
Но принципы,
по которым подростки определяют
статус членов своей группы, зачастую
плохо ясны даже для них
самих, однако знать их необходимо,
чтобы иметь возможность помочь отвергаемому и унижаемому
подростку. В том, что такие дети остро
нуждаются в подобного рода помощи, нет
никаких сомнений, так как неприятие в
группе, которая представляется подростку
важнейшей из всего, что его окружает,
становится причиной душевных травм, зачастую
непоправимых.
В связи
в вышесказанным мы выбрали тему нашей работы: «Диагностика и коррекция
статусных позиций в подростковой группе».
Проблема исследования заключается в том, что
в настоящее время реально существуют
подростки, занимающие в значимых для
себя группах низкие статусные позиции,
и необходимости психологической помощи
таким подросткам. Решение этой задачи
и составляет цель исследования: изучение
статусных позиций, имеющихся в подростковой
группе, и возможностей их изменения.
Объектом исследования являются межличностные
отношения в подростковой группе.
Гипотеза нашего исследования такова: мы предполагаем,
что специально организованные тренинговые
занятия, направленные на развитие форм
и навыков общения в группе сверстников,
формирование интереса к другому человеку
как к личности, а также развитие моральных
качеств и эмпатии являются эффективным
средством коррекции низких статусных
позиций у подростков.
Предметом исследования являются причины изменения
статусных позиций подростков.
В соответствии с
целью, объектом, предметом и гипотезой
исследования нами сформулированы
следующие задачи:
- Анализ литературы по теме исследования.
- Выделение видов статусных позиций в подростковой группе и причин присвоения подростку той или иной позиции.
- Выявление расположения статусных позиций в данной подростковой группе.
- Разработка коррекционно-развивающих занятий и их апробация с целью выявления эффективности с точки зрения коррекции статусных позиций в подростковой группе.
Наше исследование имеет свою практическую
значимость. Тренинговые занятия
могут применяться для коррекции
положения низкостатусных детей
в условиях формальных детских и
подростковых объединений, таких, как
школьный класс, а также использоваться
с другими целями, такими, как снижение
уровня тревожности или саморазвитие
личности подростков.
1. СТАТУСНЫЕ ПОЗИЦИИ
ПОДРОСТКОВЫХ ГРУПП В ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. ПОДРОСТКОВАЯ ГРУППА КАК ОСНОВНАЯ
СОЦИАЛЬНАЯ
МИКРОСФЕРА ЖИЗНИ ПОДРОСТКА. ОСОБЕННОСТИ
ОБЩЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.
Подростковая
группа выступает как динамичное
образование – она функционирует
во времени и пространстве
и обусловлена взаимодействием двух тенденций:
интеграции, направленной на противодействие
конфликтам и ситуациям, которые угрожают
существованию группы как единого целого,
и дифференциации, которая направлена
на специализацию взаимосвязей членов
группы, основанных на различии их ролей.
В результате взаимодействия этих двух
тенденций образование, развитие и функционирование
группы носит весьма противоречивый характер.
Последовательное изменение группы возможно
как от низкого к более высокому уровню
развития, так и наоборот. Относительный
баланс двух этих тенденций является закономерностью,
обеспечивающей эффективность существования
и развития группы. [10,стр.54]
Подростковая
группа – это такая группа,
участники которой знают друг
друга лично. Группу сверстников
в жизни подростка можно определить как
первичную, так как именно она является
ближайшей средой формирования личности
подростка, влияющей на его потребности,
социальную активность и психологическое
состояние. Значимость подростковой группы
переоценить нельзя. Подросток ориентирован
на нормы, ценности и мнения членов группы,
она выступает как референтная, подросток
соотносит себя с ней как с эталоном. Определённые
групповые нормы в этом случае являются
источником социальных установок и ценностных
ориентаций подростка. Ориентируясь на
свою группу, подросток оценивает себя,
свои поступки, образ жизни, точки зрения
и идеалы. Т.о., группа сверстников в жизни
подростка вполняет две основные функции:
нормативную и сравнительную. Следует
отметить, что подростковая группа обладает
ситуативной референтностью, которая
со временем проходит, когда подросток,
взрослея, перестает ориентироваться
на её идеалы. [17,стр.15]
Группа
сверстников играет преобладающую
роль в процессе социализации
подростков, так как отношения
с партнёрами своего или противоположного
полов создают прототип взрослых отношений,
который реализуется в социальной, профессиональной
и сексуальной жизни. Группа выполняет
центральную функцию в процессе становления
независимости своих членов, объединённых
общими заботами по освобождению от родительской
власти, поиску статуса и половой идентификации.
Отношения с родителями в этом возрасте
часто настолько конфликтны, что подросток
просто не способен разделить с ними свои
переживания. Группа сверстников предоставляет
многообразные возможности для построения
новых отношений с самим собой и другими,
помогая ребёнку понять себя, своё предназначение,
испытать чувство риска и попробовать
свои силы в ситуации соревнования. [16,
стр.23]
Следует
специально подчеркнуть, что, несмотря на определённое ослабление
роли семьи и возрастание роли сверстников
в рассматриваемый период, благополучие
подростка, его нормальное развитие и
благоприятный прогноз на будущее зависят
как от характера общения со сверстниками,
так и от семейного воспитания. В этот
период сверстники не заменяют семью,
однако почти сравниваются с нею по силе
влияния.
Итак, отрочество
– период, когда потребность в
общении со сверстниками становится
одной из основных потребностей.
И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь
друзей отмечается и в более ранние возрастные
периоды, в отрочестве эта потребность
приобретает новое качество – и по содержанию,
и по формам выражения, и по роли, которую
она начинает играть во внутренней жизни
подростка, в его переживаниях и мыслях.
Соответственно усиливается значение
общения со сверстниками и для развития
подростка. В этот период наиболее значимо
групповое общение, общение в компании
сверстников. Принадлежность к группе
играет существенную роль в самоопределении
подростка и в определении его статуса
в глазах сверстников. Группа создаёт
особое чувство – чувство «мы». Деление
на «мы» (сверстники, члены группы) и «они»
(взрослые или ровесники, но члены другой
группы) имеет для подростка очень большое
значение, что часто не учитывается взрослыми
[4,стр. 22].
Желание
добиться признания со стороны
сверстников приводит к тому,
что подросток стремится соответствовать
их требованиям, что, в свою
очередь, оказывает серьёзное
влияние на его нравственное
развитие. Особенно на поведение подростка
начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся
в группе сверстников. В основе этих норм
лежит представление о товарищеской взаимовыручке,
солидарности. В ситуации конфликта требований
взрослых и сверстников подростки сознательно
предпочитают нормы, принятые среди сверстников
[7,стр.72].
С развитием
группового общения связана одна
из наиболее сложных проблем
подросткового возраста – проблема
отверженности. От отверженности
следует отличать низкую общительность,
когда подросток по тем или иным причинам не
включается в группу. Обычно у него есть
1-2 близких друга. Наличие таких друзей
служит важным признаком, позволяющим
различать эти явления. Дифференцировать
их можно также по тому, как сам подросток
осознаёт и переживает своё положение
среди сверстников. При отверженности
переживания могут быть негативными, если
подросток адекватно осознаёт своё положение,
либо неадекватно позитивными, выполняющими
защитную функцию, если подросток оценивает
своё положение как благополучное. При
низкой общительности адекватности осознания
соответствуют положительные переживания
[37,стр.321].
От подлинного
одиночества следует отличать
также «квазиодиночество» - чувство,
которое переживают многие подростки.
Оно носит, как правило, ситуативный характер и связано с тем, что
подросток чувствует себя непохожим на
других. Это может вызывать у него амбивалентные
переживания: одновременно привлекает
и отталкивает его. В этом смысле переживания
себя как «изгоя», мысленное проигрывание
и примеривание к себе этой роли оказывается
значимым для развития «Я-концепции» подростка,
так как содержание «Я-концепции» характеризуют
две составляющие:
- Присоединяющая – обеспечивающая объединение подростка с другими людьми, в первую очередь сверстниками,
- Дифференцирующая – способствующая его выделению по сравнению с другими и создающая основу для чувства собственной уникальности.
Именно
эта вторая дифференцирующая
составляющая «Я-концепции» обеспечивает
определённую привлекательность
для подростка роли «изгоя», так что возможны ситуации, когда
подросток сознательно принимает на себя
эту роль, чтобы ощутить собственную неповторимость,
экстраординарность и непохожесть на
других [4,стр.23].
С утверждением
себя, своей позиции среди сверстников
часто бывает связано стремление любой ценой утвердить
своё лидирующее положение в группе, которое
может принимать достаточно уродливые,
а порой и опасные формы [7,стр.56].
1.2. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ
СТРУКТУРА ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЫ.
ОСНОВНЫЕ СТАТУСНЫЕ ПОЗИЦИИ В
ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ.
Социометрическая структура
подростковой группы представляет собой
совокупность соподчинённых позиций
членов группы в системе межличностных
отношений [3,стр.123]. В целом социометрическая структура
группы определяется анализом важнейших
социометрических характеристик группы,
а именно: