Диагностика и коррекция статусных позиций в подростковой группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2013 в 21:38, дипломная работа

Описание работы

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами сформулированы следующие задачи:
Анализ литературы по теме исследования.
Выделение видов статусных позиций в подростковой группе и причин присвоения подростку той или иной позиции.
Выявление расположения статусных позиций в данной подростковой группе.
Разработка коррекционно-развивающих занятий и их апробация с целью выявления эффективности с точки зрения коррекции статусных позиций в подростковой группе.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...3 - 5
Глава 1. Статусные позиции подростковых групп в литературе…………6 - 21
1.1. Подростковая группа как основная социальная микросфера жизни
подростка. Особенности общения в подростковой группе…………6 - 9
1.2. Социометрическая структура подростковой группы. Основные
статусные позиции в подростковой группе………………………….9 - 13
1.3. Возможности диагностики и коррекции статусных позиций в
подростковой группе…………………………………………………13 - 18
1.4. Причины, влияющие на статус подростка в группе…………..18 - 21
Глава 2. Диагностика и коррекция статусных позиций в подростковой группе
………………………………………………………………………………...23 - 62
2.1. Задачи, этапы и методика исследования……………………….22 - 23
2.2. Анализ первичной диагностики………………………………...23 - 33
2.3. Коррекционно-развивающая работа……………………………33 - 57
2.4. Эффективность коррекционно-развивающей работы…………57 - 62
Заключение. Выводы………………………………………………………...63 - 65
Литература……………………………………………………………………66 - 68
Приложения…………………………………………………………………..69 - 72
Приложение 1…………………………………………………………69
Приложение 2………………………………………………………….70
Приложение 3………………………………………………………….71
Приложение 4………………………………………………………….72

Файлы: 1 файл

диагно_и_колррек_статусных_позиций_в_подрост_группе.doc

— 428.00 Кб (Скачать файл)
  1. Социометрического статуса её членов
  2. Взаимности эмоциональных предпочтений
  3. Наличия устойчивых групповых межличностных отношений
  4. Характера отвержений в группе.

Система межличностных  отношений включает совокупность симпатий и антипатий, предпочтений и отвержений всех подростков, членов группы.

     Каждый подросток  в группе имеет свой социометрический  статус, который может быть определён  при анализе суммы предпочтений  и отвержений, получаемых им от  сверстников, членов группы. Социометрический статус может быть более высоким или низким, в зависимости от того, какие чувства к данному подростку испытывают другие члены его группы. Внутри высокого статуса возможно существование двух статусных позиций – «социометрической звезды», или «предпочитаемого», и лидера. Низкий статус предполагает три статусные позиции – «изолированного», «пренебрегаемого» и «отвергаемого». Совокупность всех статусных позиций, в свою очередь, задаёт статусную иерархию в группе [8,стр.45].

     Самыми высокостатусными являются т.н. «социометрические звёзды» - подростки, имеющие максимальное количество положительных выборов при небольшом количестве отрицательных выборов. Как правило, большим следует считать 6 и более выборов [8,стр.47]. Это дети, к которым обращены симпатии большинства или по крайней мере многих членов группы. Весьма часто позицию «социометрической звезды» рассматривают как позицию лидера. Это не совсем верно, поскольку лидерство связано с вмешательством в процесс действия, а социометрический статус определяется чувствами, которые участники взаимодействия испытывают по отношению друг к другу. Можно, конечно, встретить подростков, которые являются одновременно «социометрическими звёздами» и лидерами в своей группе, но подобное сочетание всё-таки достаточно редко в подростковой среде, так как подросток часто утрачивает симпатии сверстников, становясь лидером. «Социометрическая звезда» вызывает доброе к себе отношение прежде всего потому, что другие подростки чувствуют себя психологически комфортно в присутствии данной личности, определяя это такими выражениями, как «с ним прикольно», «она очень простая», «классный парень» и т.п. Что же касается лидера, то его социально-психологическая функция – вести за собой, как человека, наиболее хорошо знающего дело и ориентирующегося в ситуации. Лидер может вызывать такие негативные чувства, как зависть или ревность, «социометрическая звезда», как правило, подобных чувств не вызывает. Однако она может оставаться в своей позиции только в условиях нормативности социального контроля. Выходящее за рамки принятого в группе сверстников поведение отталкивает окружающих подростков и вынуждает их относиться к данному члену своей группы настороженно, что, конечно, не может сопровождаться таким чувством, как симпатия. Т.о., чтобы сохранить свой высокий статус, «социометрической звезде» мало быть приятным в общении и привлекательным внешне человеком, нужно, чтобы подросток не выходил за рамки общегруппового контроля и мнения группы, чтобы его поведение не сильно отличалось от поведения других членов группы [3,стр.126].

     Чуть ниже стоят  среднестатусные подростки, определяемые  по числу положительных выборов  – от 3х до 5ти [8,стр.47].

     На более низкой  ступени внутригрупповых отношений  находятся т.н. «изолированные»:  подростки, у которых отсутствуют всякие выборы – как положительные, так и отрицательные. На позицию «изолированного» следует обратить особое внимание. Во многих случаях она оказывается гораздо более неблагоприятной, чем позиция «пренебрегаемого» или «отвергаемого». Доказано, что негативное отношение к человеку в группе является более благоприятным социальным фактором, чем отсутствие всякого отношения вообще, так как отрицательный стимул лучше, чем полное отсутствие любого стимула [27,стр.88]. Действительно, видя плохое отношение сверстников к себе, подросток может задуматься о причинах этого и попытаться изменить себя в лучшую сторону. Отсутствие какого бы то ни было отношения оставляет подростка в неведении и не побуждает к изменениям.

     Ещё ниже на ступенях иерархической лестницы статусных позиций в подростковой группе стоят «пренебрегаемые» – такие подростки, которые имеют большое количество отрицательных выборов в сравнении с количеством предпочтений. И наконец, в самом низу этой лестницы мы можем поместить «отвергаемых», или «изгоев» - подростков, не имеющих ни одного положительного выбора при наличии отвержений [8,стр.47].

     Выявление специфической  системы отвержений в группе  необходимо для понимания социальных  шаблонов её действий в ситуации  конфликта. Отвержения в подростковой группе могут распределяться по-разному. Чаще всего встречаются следующие типы отвержений:

  1. Относительно нормативный вариант, который свидетельствует о благополучии отношений в целом, когда отвержения ярко не выражены, нет детей, получивших большое количество отрицательных выборов и все существующие отвержения распределены более или менее равномерно в группе. При этом нет таких подростков, у которых отвержения преобладали бы над предпочтениями [3,стр. 130].
  2. Поляризация отвержений. При этом варианте выделяются две основные микрогруппы, отвергающие друг друга. В неформальных подростковых объединениях, где подростки связаны между собой общими интересами, совместным времяпрепровождением и др., такой вариант отвержений встречается крайне редко, ведь в этом случае одна группа перестала бы существовать, уступив место двум, в которых все члены устраивают друг друга. Гораздо более характерен такой тип отвержений для формальных подростковых объединений, например, для школьного класса, где дети и рады бы разойтись по интересам и симпатиям, но не могут. Особенно ярко это видно в раннем подростничестве (10-11 лет). В этот период группа (класс) чаще всего делится на две подгруппы по половому признаку – мальчики отвергают девочек, и наоборот [16,стр.45].
  3. Наиболее неблагоприятный для группы вариант, когда «отверженным» является только один – т.н. «козёл отпущения». При такой системе отвержений в группе не существует позитивных способов решения проблем, всегда и во всём виноват именно этот «козёл». В данном случае даже если отвергаемый подросток покинет группу, будет найден новый «крайний» на соответствующую роль [10,стр.76].

Большинство подростков имеют представление о том, какую  статусную позицию они занимают в группе. Среднестатусные члены  группы, как правило, воспринимают своё положение адекватно, но крайние статусные категории вследствие действия механизма психологических защит воспринимают отношение других подростков к себе неадекватно. Чаще всего именно «социометрические звёзды» и «отвергаемые» не осознают своего положения в системе межличностных отношений в группе сверстников [4,стр.22]. 

 

1.4. ВОЗМОЖНОСТИ ДИАГНОСТИКИ  И КОРРЕКЦИИ СТАТУСНЫХ

                         ПОЗИЦИЙ В ПОДРОСТКОВОЙ ГРУППЕ

 

     Методов,  с помощью которых можно продиагностировать статусные позиции в подростковой группе, достаточно много. К малоформализованным из них можно отнести:

  1. Опрос. Метод опроса достаточно прост в применении. Подросткам предлагается в индивидуальном порядке высказать своё мнение о том, кто, на их взгляд, является лидером, а кто «отверженным» в их группе. Если большинство подростков сходятся во мнениях относительно статусной позиции одного из членов своей группы, можно предположить, что это соответствует действительному положению вещей. Также выясняется мнение подростков о своей собственной статусной позиции, хотя, как уже неоднократно говорилось, высокостатусные подростки склонны заниженно оценивать свою статусную позицию, а низкостатусные, наоборот, завышенно, а следовательно, на их самооценку нельзя полностью положиться. Применяя этот метод, следует постоянно помнить о чувствах ребёнка и проявлять максимальную тактичность и деликатность. Также необходимо наличие достаточно близких и доверительных отношений с подростками.
  2. Наблюдение. Метод наблюдения довольно эффективен с точки зрения оценки статусных позиций подростков. Он не только позволяет увидеть всё разнообразие статусных позиций, существующих в данной подростковой группе, но и то, в чём это проявляется, оценить реакцию подростков друг на друга, восприятие тем или иным подростком своего статуса и другие показатели. Однако подобное наблюдение должно быть постоянным и достаточно длительным по времени.

К высокоформализованным  методам диагностики статусных  позиций в подростковой группе относятся:

  1. Социометрический метод. Впервые предложен Д. Морено.  Социометрия – одна из наиболее широко распространённых методик. При анализе результатов социометрии можно выявить многие аспекты взаимоотношений в подростковой группе: взаимные симпатии и антипатии, межличностную предпочтительность и отклонения, определить статус подростка. Здесь мы не будем подробно останавливаться на описании социометрической методики, так как она представлена в нашей работе. [39,стр.53]
  2. Шкала межличностной приемлемости. Разработана Н.В. Бахаревой. Представляет собой модификацию классического социометрического теста. Процедура опроса заключается в том, что каждый испытуемый ранжирует всех членов группы по избранному критерию. На основании методики разработан ряд индексов, позволяющих количественно оценить межличностные отношения в группе и статус её отдельных членов. [20,стр.33]
  3. Аутосоциометрическая методика. Является также одной из модификаций социометрического теста, разработана Я.Л. Коломенским, К.Е. Данилиным. Она позволяет определить различные параметры межличностных отношений и межличностного восприятия в подростковой группе (точность, адекватность и т.п.) и рефлексивные показатели восприятия индивидом собственной статусной позиции в группе. Процедура исследования заключается в том, что кроме содержащихся в социометрической инструкции пунктов, каждому подростку предлагается определить, кто был указан в ответах остальных членов группы. [20,стр.34]
  4. Метод «Карта-монограмма», предложенная В.Г. Бобровой. Этот метод включает в себя проведение социометрического исследования и строится на базе его данных. Позволяет выделить типичные виды внутригрупповых отношений, из которых строится вся система личных взаимоотношений в подростковой группе, а именно, взаимные и односторонние отношения. Первые, в свою очередь, делятся на парные и триадные, а вторые на изолированные, блуждающие и обособленные. Каждый из этих видов имеет свои особенности и по-своему характеризует статусную позицию подростка в его группе.[26,стр.77]
  5. Методика изучения мотивации межличностных выборов. Предложена В.А. Петровским и А.И. Донцовым. Данная методика не только позволяет выявить, кого из сверстников подростки принимают, а кого отвергают, но и понять, почему они это делают. Методика подразумевает непосредственно непосредственно социометрическое исследование – выбор подростками друг друга – и оценку выбираемых сверстников по совокупности для выбирающего подростка значимых качеств. [28,стр.514]
  6. Референтометрический метод. Он достаточно оперативен и даёт представление о статусной структуре группы, о взаимности предпочтений подростками друг друга. Основанием для выбора является ценностный фактор. Этот метод также представлен в нашей работе. [36,стр.215]

     Также некоторыми  авторами отмечается высокая  эффективность различного рода психологических игр для диагностики статусных позиций в подростковой группе. [15,стр.35]

     Что же  касается возможностей коррекции  статусных позиций подростков  в группе, то в основном все  они сводятся к тому, что окружающих  сверстников надо научить   посмотреть на низкостатусного члена своей группы новыми глазами, заставить увидеть в нём его положительные черты и качества. Применительно же к низкостатусному подростку это означает, что ему необходимо работать над собой, а именно искать и развивать эти положительные качества, овладевать какими-то специфическими навыками и т.п.

     Е.М. Андриенко  предлагает следующие способы  повышения низкой статусной позиции  подростка:

  1. Проведение системного психологического анализа причин отверженности или изолированности и работа с данными причинами.
  2. Предоставление низкостатусному подростку возможностей для проявления и реализации своих способностей: интеллектуальных, социальных, инструментальных, экспрессивных, физических и других.
  3. Своевременное информирование подростков об успехах отвергаемого ими члена группы в какой-либо другой группе.
  4. Использование приёма «Отсвет от звезды», когда низкостатусному подростку поручается какое-либо дело совместно с высокостатусным членом группы. При этом мотивировка сотрудничества продумывается так, чтобы оно воспринималось высокостатусным подростком не как обуза, а как необходимость для решения соответствующей задачи. При успешном взаимодействии часть популярности высокостатусного подростка передаётся низкостатусному, и отношение окружающих сверстников к нему становится более благожелательным. [3,стр.135]

     Э. Пайнс  и К. Маслак советуют изменять  установки окружающих людей. Но  для этого подростку необходимо  создать себе новый образ («упаковку»), который соответствовал бы образу, основанному на мнении большинства. [31,стр.456]

     Некоторые  авторы считают хорошим средством  коррекции статусных позиций  в подростковой группе игровые  занятия, отмечая, что почти  любая игра положительно влияет  на процесс сплочения в группе  и настраивает подростков на взаимодействие друг с другом, вынуждая высокостатусных подростков на равных общаться с низкостатусными, а последних появлять себя. Авторы отмечают высокую эффективность в этом плане сюжетно-ролевых игр, позволяющих подросткам «примерить» на себя любое положение и статус. [15,стр.36]

     Анн Л.Ф.  выделяет три основные формы  работы с низкостатусными подростками:  групповые тренинговые занятия,  индивидуальные занятия, а также  обсуждение проблем, связанных  с общением, с причинами популярности  и непопулярности. Подчёркивается, что подобное обсуждение может быть как групповым, так и индивидуальным, но наиболее эффективно всё-таки в групповой форме. [4,стр.27]

     Шевандрин  Н.И. выделяет следующие несколько  способов устранения проблем  низкостатусных подростков:

  1. Организация такой деятельности в группе сверстников, при которой низкостатусному подростку был бы гарантирован успех и признание товарищей.
  2. Блокировани<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044

Информация о работе Диагностика и коррекция статусных позиций в подростковой группе