Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ  ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ  СТРАХОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

 

 

Выполнила:

Башкова Елена  Петровна

 

 

Научный руководитель:

Шипилова Евгения  Валерьевна

 

 

 

 

Ставрополь, 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..

3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

 
    1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...

5

    1. Возрастная динамика страхов……………...……………………….

 

19

    1. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….

25

    1. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..

32

    1. Методы коррекции страхов…………………………...…………….

37

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

 

2.1 Организация и методы  проведения исследования.…………………..

54

2.2. Анализ результатов  диагностического этапа………………………...

56

2.2. Коррекция  страхов детей дошкольного возраста………….…………

66

2.3. Результаты  коррекционного воздействия психолога  на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....

 

71

2.4. Рекомендации  для родителей………………………………………….

77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....

78

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

80

ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………

82


ВВЕДЕНИЕ

 

В современном обществе моральные, физические, эмоциональные нагрузки сказываются на человеческом организме  и, прежде всего, на его психическом  здоровье.

Ускорение темпа жизни, увеличение числа стрессовых ситуаций, ухудшение экологии и т.п. неминуемо  отражается на нас и наших детях. И если взрослый человек в силу своего опыта, знания может противостоять этому шквалу отрицательного воздействия, которому он подвергается ежедневно, то психика ребенка очень уязвима и слаба. Именно поэтому мы считаем тему данной работы актуальной сегодня.

Практический психолог должен оказать помощь наиболее незащищенному  члену социума – ребенку, корректируя  его отрицательные эмоциональные  состояния, и в первую очередь  – страхи.

Проблемой детских страхов давно  занимаются различные психологи: А.И.Захаров (1986, 1993, 1995), М.И.Чистякова (1990), Я.Л.Коломинский (1997); В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг (1990); А.В.Запорожец, И.З.Неверович (1986); А.С.Спиваковская (1988); И.Медведева, Т.Шишкова (1994)

Ими были разработаны и апробированы многочисленные методы диагностики и коррекции детских страхов.

Но несмотря на такое  разнообразие исследований по данной теме, детские страхи – одна из главных  проблем современности. В связи  с этим, целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.

Исходя из цели работы, мы предлагаем гипотезу о том, что своевременная комплексная коррекция страхов в дошкольном возрасте поможет ребенку избавиться от чувств беспокойства, волнения и тревоги. Объектом нашего исследования являются дети трех– семи лет.

Предметом – детские страхи этого возраста.

В соответствии с целью  нашей работы, задачи исследования следующие:

  • изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
  • подобрать методики для диагностики страхов;
  • организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
  • провести коррекционную работу по устранению детских страхов;
  • выработать практические рекомендации для родителей и воспитателей дошкольного учреждения.

Для реализации вышеизложенных задач мы использовали следующие методы исследования:

  • обзорно-аналитический;
  • наблюдение за детьми дошкольного возраста,
  • беседы с их родителями и воспитателями;
  • диагностика страхов при помощи проективных методик – «Дом – Дерево – Человек», «Подставь свое лицо», «Закончи предложение», «Нарисуй свою семью»;
  • опросник страхов А.И.Захарова.

Поставленные нами цели и задачи исследования определили структуру  данного исследования. Дипломная  работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложений.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

 

1.1. Понятие и происхождение страхов

 

 

Страх рано или поздно испытывают все люди. Он является наиболее опасной из всех эмоций. Интенсивный  страх может стать даже причиной смерти. Животное, а иногда и человек, могут быть испуганы до смерти. Но страх не является только злом. Он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведения человека. С эволюционно-биологической точки зрения страх может усиливать социальные связи, включая «бегство за помощью» и коллективную защиту.

Наверное, трудно найти взрослого  человека, а тем более, ребенка, который  бы никогда не испытывал чувства  страха. Беспокойство, тревога, страх  – такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психики, как радость и гнев, восхищение и удивление, печаль и привязанность.

Но что же такое  страх? В чем его сущность и  функции?

И.П.Павлов определяет страх  как проявление естественного рефлекса, как пассивно – оборонительную реакцию  с легким торможением коры больших полушарий. По мнению А.И.Захарова, страх – это аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека. Е.И.Рогов считает страх эмоциональным явлением, необходимым для нормального функционирования психики ребенка, обеспечивающим такую регуляцию его поведения, при которой малыш избегает опасностей, возможности получения травм (Рогов Е.И., 1996).

В «Психологическом словаре» (1990) дается следующее определение этой эмоции: «Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическом или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности».

Карен Хорни видит  в страхе эмоциональные реакции  на опасность, которые могут сопровождаться такими физиологическими ощущениями, как дрожь, учащенное дыхание, сильное сердцебиение (Хорни К., 1997)

Таким образом, мы можем  сделать вывод о том, что страх  – это :

    • защитная реакция организма, основанная на инстинкте самосохранения, которая может сопровождаться физиологическими изменениями (дрожь, бледность, усиление частоты пульса и т.д.);
    • эмоция, возникающая в ситуации угрозы существованию индивида, направленная на источник действительной или воображаемой опасности.

Все известные страхи можно разделить на ситуационно и личностно обусловленные. Первые возникают в необыкновенной, крайне опасной или шокирующей ребенка обстановке; вторые предопределены характером ребенка (его тревожностью, мнительностью, внушаемостью) (Захаров, 1986). Также страхи могут быть реальными (боязнь большой злой собаки) и воображаемыми (страх сказочных героев), острыми и хроническими, внушаемыми (взрослыми людьми, сверстниками).

Обычный возрастной страх, как правило, кратковременный, обратимый, существенно не влияющий на поведение ребенка, его характер, взаимоотношения с окружающими. Это нормальное явление для детского развития. Патологический же страх, требующий коррекции, проявляется в крайних формах (ужас, эмоциональный шок, потрясение), в затяжном, трудно обратимом течении, полном отсутствии контроля со стороны сознания (непроизвольность), в неблагоприятном воздействии на характер ребенка, приспособлении его к действительности (Захаров, 1986).

То есть, если страх  препятствует общению, развитию личности, психики ребенка, приводит к социальной дезадаптации и далее – к аутизму, психосоматическим заболеваниям, - то это патологический страх, требующий немедленной коррекции, возрастные же страхи проходят сами.

Так, В.В.Лебединский (1990), А.И.Захаров (1985), Е.И.Рогов (1996) считают, что каждый вид страха появляется только в определенном возрасте; таким образом, у каждого возраста есть «свои» страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезнут сами.

Появление определенных страхов совпадает во временном  отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка; с началом самостоятельной ходьбы, получением большей «степени свободы» в освоении пространства или когда ребенок начинает узнавать своих близких, появление чужого лица может вызвать страх.

В современных цивилизациях существует все более возрастающее число объектов, условий и ситуаций, которые пугают или потенциально могут быть пугающими. Вероятно, именно этим можно объяснить тот факт, что страх является предметом научного исследования чаще, чем какая-либо другая эмоция. Его изучением занимались такие исследователи, как Боулби (1973), Грей (1971), Левис, Роземблюм (1974), Изард (1971), Захаров и др.

Понимание страха не избавляет от опасных или пугающих ситуаций, но оно может обеспечить дополнительную меру контроля над этой неприятной эмоцией.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СТРАХА

Социально-культурные и психологические  предпосылки.

Страх, как тень, преследовал  человека еще с незапамятных времен. Был он и у первобытного человека, постоянно подвергавшегося опасностям. Но его страх имел инстинктивную природу и возникал в ситуации непосредственной опасности для жизни. Страх – неотъемлемое звено в эволюции человеческого рода, так как всегда предотвращал слишком опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия.

По мере развития психики человека и усложнения форм его жизни страх приобрел социально опосредованный характер и стал выражать все более психологически тонкую гамму нравственно-этических чувств и переживаний.

Как и человек на ранних ступенях своего социального развития, ребенок первых лет жизни всегда боится всего нового и неизвестного, одушевляет предметы и сказочные персонажи, опасается незнакомых животных и верит, что он и его родители будут жить вечно. У маленьких детей все реально, следовательно, их страхи также носят реальный характер. Баба Яга – это живое существо, обитающее где-то рядом, а дядя только и ждет, чтобы забрать их в мешок согласно угрозам родителей. Только постепенно складывается объективный характер представлений, когда учатся различать ощущения, справляться с чувствами и мыслить абстрактно-логически. Усложняется и психологическая структура страхов вместе с приходящим умением планировать свои действия и предвидеть действия других, появлением способности к сопереживанию, чувством стыда, вины, гордости и самолюбия (7).

Эгоцентрические, основанные на инстинкте самосохранения, страхи дополняются социально опосредованными, затрагивающими жизнь и благополучие других, вначале родителей и ухаживающих  за ребенком людей, а затем и людей  вне сферы его непосредственного общения. Рассмотренный процесс дифференциации страха в историческом и личностном аспектах – это путь от страха к тревоге, о котором можно уже говорить в старшем дошкольном возрасте и который как социально опосредованная форма страха приобретает особое значение в школьном возрасте.

Во многих цивилизациях дети в своем развитии испытывают ряд общих страхов: в дошкольном возрасте – страх отделения от матери, страх животных, темноты, в 6-8 лет – страх смерти. Это служит доказательством общих закономерностей  психического развития, когда созревающие психические структуры под влиянием социальных факторов становятся основой для проявления одних и тех же страхов. Насколько будет выражен тот или иной страх и будет ли он выражен вообще, зависит от индивидуальных особенностей психического развития и конкретных социальных условий, в которых происходит формирование личности ребенка.

Продолжающийся процесс  урбанизации удаляет человека от естественной среды обитания, ведет  к усложнению межличностных отношений, интенсификации темпа жизни. Прямо и косвенно, через родителей, это может неблагоприятно отражаться на эмоциональном развитии детей. В условиях большого города иной раз трудно найти друга и поддерживать с ним постоянные отношения. К тому же отсутствует достаточная самостоятельность в организации свободного времени вне дома, из-за излишней опеки со стороны взрослых.

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста