Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 20:11, дипломная работа

Описание работы

Целью настоящего исследования является диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью нашей работы, задачи исследования следующие:
• изучить и проанализировать литературу по проблеме детских страхов;
• подобрать методики для диагностики страхов;
• организовать и провести диагностики страхов у детей 3 – 7 лет;
• провести коррекционную работу по устранению детских страхов;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКИХ СТРАХОВ
1.1. Понятие и происхождение страхов….……………………………...
1.2. Возрастная динамика страхов……………...……………………….
1.3. Виды страха у детей 3-7 лет…………………………………..…….
1.4. Выявление и условия устранения страхов у детей………………..
1.5. Методы коррекции страхов…………………………...…………….
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРАХОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ
2.1 Организация и методы проведения исследования.…………………..
2.2. Анализ результатов диагностического этапа………………………...
2.2. Коррекция страхов детей дошкольного возраста………….…………
2.3. Результаты коррекционного воздействия психолога на детей, имеющих большое количество страхов…………………………………....
2.4. Рекомендации для родителей………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Файлы: 1 файл

Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста (башкова).doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

Женя – неуверенная в себе девочка, пугливая, живущая с мамой и отчимом, который часто наказывает ее; мама безумно боится потерять супруга, и поэтому старается не вмешиваться в отношения дочери и мужа. При рисовании семьи Женя попыталась нарисовать отчима на обратной стороне листа, но со словами «не получается» стерла его фигурку ластиком. Во время беседы с девочкой выяснилось, что она боится наказаний и Кощея. Описывая Кощея, Женя сказала, что он «крадет женщин и девочек, а затем запирает их в подвале своего дома и не выпускает погулять и поиграть, запрещает смеяться». Психодиагностика показала высокий уровень тревожности и наличие многих страхов – 21. Очевидно, что это связано с отношением родителей (особенно отчима) к Жене, страх Кощея нейтрализует конфликт девочки с отчимом. Возможно, Женя чувствует себя незащищенной, ведь мама даже не пытается вмешаться и оказать дочери поддержку, в которой она так нуждается.

Артем – тихий, неуверенный в себе, медлительный ребенок, мечтающий вырасти и найти своего папу, так как он воспитывается в неполной семье, а отца ему заменил строгий дедушка. Мама мальчика много работает, часто уезжает в командировки. Во время ее отсутствия мальчик живет у дедушки, который очень любит рассказывать внуку сказки, где присутствует Змей Горыныч и, кроме того, запрещает Артему прикасаться к спичкам, потому что тогда «прилетит Змей Горыныч и спалит все вокруг вместе с Артемом». Опросник А.И.Захарова выявил большое количество страхов – 25, а наиболее яркие их них - боязнь уколов, пожара, Змея Горыныча. По-видимому, перед нами пример наличия страхов, внушаемых взрослыми, принимающими участие в воспитании ребенка. Вместо того, чтобы объяснить внуку, почему детям нельзя играть со спичками, дедушка предпочитает запугивать ребенка сказочным персонажем, в результате чего Артем очень сильно боится Змея Горыныча – образ, который олицетворяет силу, жестокость, прямую угрозу для жизни мальчика.

Маша – разносторонне развитая, послушная, но тревожная девочка. Ее воспитанием, кроме родителей, занимаются также бабушки и дедушки (она у них первая и пока единственная внучка). Ее день расписан по минутам: музыка, плавание, английский. Она все должна успеть сделать вовремя и лучше всех, иначе бабушки, дедушки и родители «очень расстроятся и заболеют, а, может, и умрут». С помощью опросника А.И.Захарова, у девочки выявлено 27 страхов; больше всего она боится чертей. Наверное, этот страх и связан с  тем, что Маша боится нарушить правила поведения и распорядок дня, ведь от этого (по ее мнению) и зависит самочувствие  всех ее близких. Она чувствует свою ответственность за их здоровье, поэтому стремится везде успеть, быть лучше всех, впереди всех. Страх чертей, присущий старшему дошкольному и младшему школьному возрасту, свидетельствует о том, что Маша немного опережает в развитии своих сверстников, которые чаще боятся сказочных героев, что, в свою очередь, доказывает: Маше с детства предъявляются высокие требования, возможно, не всегда соизмеримые с возрастом ребенка.

Андрей – болезненный, тихий ребенок, часто без мамы лежит в больнице. После развода родителей, ребенок живет с бабушкой и дедушкой, которые часто ссорятся; дедушка, к тому же, злоупотребляет алкоголем. Отец редко посещает сына, мама много работает. Мальчику часто снятся страшные сны: он убегает от Волка, который держит в лапах шприц и горькие таблетки, а когда Волк все-таки его догоняет, то относит в белую комнату, где привязывает Андрея к кровати и не позволяет шуметь, играть, смеяться. Кроме того, малыш боится темноты, своей смерти и смерти матери. Андрей чувствует себя беззащитным и во сне (перед Волком), и днем (перед дедушкой). По мнению мальчика, только папа может защитить его всегда.

Скорее всего, страхи Андрея свидетельствуют о недостаточном  участии отца в его воспитании, ведь именно в отце ребенок видит  ту силу, которая способна защитить его от Волка, но отца почти никогда  нет рядом. Иногда может помочь мама, но и она часто отсутствует, поэтому мальчик так боится ее смерти, ведь тогда никто не сможет ему помочь.

Саша – очень беспокойная, тревожная, неуверенная в себе девочка, у которой жесткий, не терпящий возражений отец и мнительная мать. Оба родителя постоянно конфликтуют с дочерью (они мечтали о сыне), часто ругают ее на людях, наказывают, ставят в пример других детей – «послушных, а не таких, как Саша». Девочка очень боится огня, пожара, нападения и наказания. Ей часто снятся сны, где «Змей Горыныч сжигает дома, а детей уносит с собой».

Вероятно, основная причина  страхов Саши – это отношение  родителей к ней: они недовольны полом своего ребенка, они не могут  простить ей того, что она девочка, а не мальчик. Поэтому и наблюдается  дисгармония семейного воспитания: родители не стремятся показать, что они любят дочь, она из-за этого чувствует себя незащищенной, соответственно, у нее повышен уровень тревожности и присутствует большое количество страхов (24).

Тигран – тихий, скованный ребенок, неадекватно реагирующий на неожиданные громкие звуки: он стремится закрыть голову, уши, спрятаться. Его родители – беженцы из Грозного. В семье при мальчике часто обсуждаются события в Чечне, родители ребенка считают, что он еще слишком мал и ничего не понимает. У Тиграна обнаружено большое количество страхов (26), среди них: страх смерти, нападения, темноты, страшных снов, войны, крови.

Очевидно, что страхи Тиграна связаны с реальными  событиями, свидетелем которых он был, кроме того, попустительское отношение  родителей могло способствовать передаче страхов ребенку через механизм заражения.

Таким образом, все дети нуждаются в немедленной психокоррекции страхов. Но прежде, чем приступить к реализации коррекционной программы, мы предложили прочитать лекции для  их родителей на темы:

  1. «Дисгармония семейного воспитания и детские страхи»;
  2. «Внутрисемейные отношения и детские страхи»;
  3. «Как родители могут помочь детям избавиться от страхов».

Цель вышеназванных лекций –  изменение отношения родителей  к своим детям, создание ими благоприятных  условий в семье для преодоления страхов их детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Коррекция страхов детей дошкольного  возраста

 

В результате первичной диагностики  мы выявили, что Денис, Саша, Маша, Женя, Андрей, Тигран и Артем нуждаются  в психологической коррекции  страхов. Для реализации этой цели нами было предложено провести коррекционную работу по разработанной нами программе.

Программа коррекции страхов детей 5-7 лет.

  • Занятие 1. (30 мин.)

Цель: установление контакта с детьми.

Ход: дети и психолог играют в «Пятнашки», «Жмурки», «Прятки».

  • Занятие 2. (30 мин.)

Цель: выявление страхов через их рисование

Ход: 1). Игра «Кто первый?»

         2). Рисование страхов: каждый страх предлагается нарисовать на отдельном листе.

  • Занятие 3. (30 мин.)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Ход: проигрываются этюды: «Ночные звуки». Содержание этюда: «Утенок убежал с птичьего двора. Ночь застала его в лесу. К тому же испортилась погода: пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипели, гнули ветви под напором ветра почти до земли, а утенку казалось, что его хватают большие, темные, мокрые лапы. Перекликались филины, а утенок думал, что кто-то кричит от боли. Долго он метался по лесу, пока нашел место, где можно было спрятаться». В зале приглушается свет, все дети (кроме утенка) изображают деревья, коряги. Пеньки, филинов и сов… Звучит музыка Ф.Бургмюллера «Баллада». Дети, не сходя с места, принимают угрожающие позы, издают громкие звуки: завывают, ухают. Утенок прячется в маленькой пещерке (под столом), собирается в комочек, дрожит.

Когда заканчивается музыка, свет включается, этюд завершается, и все дети подходят к ребенку – утенку, по очереди слушают, как сильно бьется его сердце.

Дети должны побывать и в роли пугающих, и в роли испуганного  утенка.

  • Занятие 4 (30 мин.).

Цель: в игре «расправиться» со страхом животных.

Ход: дети разыгрывают сюжеты, в ходе которых «побеждают» детей, одетых в костюмы волка, медведя, собаки. Затем каждый ребенок примеряет костюм животного, которого он боится.

  • Занятие 5 (20 мин. с каждым ребенком).

Цель: в беседе по рисункам со страхами детей дать им возможность выразить свои страхи словами.

Ход: рисунки рассматривают вместе психолог и ребенок. Ребенок рассказывает о том, что изображено. После просмотра психолог задает вопрос: «Ты нарисовал свой страх, а теперь ты боишься его или нет?» Если ответ положительный, то ребенка хвалят, если нет, то рисунок откладывается в сторону без комментариев, и просмотр рисунков продолжается. Обсудив все рисунки, психолог забирает те, которые больше не являются предметом страха ребенка. Остальные рисунки возвращаются малышу со словами: «А теперь ты нарисуй эти страхи так, чтобы было видно, что ты не боишься».

  • Занятие 6 (15-20 мин. индивидуально с каждым ребенком).

Цель: избавление от страхов.

Ход: в беседе с ребенком психолог выясняет, в какой части его тела «сидит» страх, затем он просит страх выйти оттуда и сесть на стул перед ребенком и психологом. Далее с воображаемым на стуле страхом ведется разговор, в ходе которого выясняется, зачем он пришел, что ему нужно. После этого ребенку предлагается выполнить просьбу страха и (если страх доволен и больше ничего не хочет) проводить его навсегда.

  • Занятие 7 (15-20 мин. индивидуально с каждым ребенком).

Цель: избавление от страхов через их рисование.

Ход: рассматриваются страхи, оставшиеся с занятия № 5. Если есть положительный результат, то ребенка хвалят; если нет, то психолог помогает ребенку следующим образом: ребенку предлагается «посадить страх в клетку» (заштриховать его или разукрасить), «подарить» ему что-либо (пририсовав), просто стереть страх ластиком, нарисовать себя рядом со страхом большим и посмеяться над страхом, дорисовав ему слезы, смешную одежду, выражение лица. Добиться, чтобы ребенок почувствовал себя сильнее страхов.

  • Занятие 8 (30 мин.)

Цель: избавление от страхов физической боли.

Ход: 1). Дети играют в футбол;

        2). «Сражение»: бросают друг в друга мелкими нетяжелыми предметами из-за укрытия из стульев. Игра завершается перемирием.

   3). Фехтование на игрушечных  саблях, без защиты.

  • Занятие 9 (20 мин.)

Цель: избавление от страхов животных.

Ход: детям предлагается представить себя в роли собаки, волка, медведя, паука, и танцевать под музыку, изображая их и «глумясь» над ними.

  • Занятие 10 (20 мин.)

Цель: избавление от страхов стихии.

Ход: 1). Дети взбираются по шведской стенке вверх и спрыгивают (психолог страхует) на маты;

         2). Разыгрывание  этюда «Лисенок увидел маму  на другом берегу ручья, но  не решается войти в воду: она  холодная, и ручей глубокий. Долго  он не решается, но все же  он очень сильно хочет быть  рядом с мамой и переплывает ручей»

    3). Дети ходят по гимнастическому  бревну, спрыгивают на маты.

  • Занятие 11 (30 мин.)

Цель: избавление от эмоционального напряжения, страха физической боли.

Ход: 1). Дети стреляют из лука стрелами-присосками друг в друга, обороняются вначале щитом, затем руками.

2). Дети пролезают через ряд  стульев, столиков. Каждый участник  начинает движение через 3 секунды  после предыдущего ребенка.

3). «Коридор»: дети делятся на  две группы – в одной группе  «собаки», они лают, стоят на четвереньках, но не двигаются, оставаясь на месте, затем «засыпают». Дети из другой группы должны по одному на цыпочках пройти мимо «собак», не разбудив их, взять приз в конце коридора и вернуться.

  • Занятие 12 (30 мин.)

Цель: снятие страха сказочных героев.

Ход: разыгрывание сказки «Колобок»: сюжет изменяется только в конце – смелые мальчик и девочка спасают Колобка, прогоняют Лису и веселятся на полянке. Звери, увидев это, просят разрешения присоединиться к веселью. Сказка заканчивается тем, что все держатся за руки, веселятся и танцуют.

  • Занятие 13 (30 мин.)

Цель: избавление от страха физической боли.

Ход: 1). Дети поочередно проникают с разбега в круг сверстников, держащихся за руки.

2). Дети проходят по маленьким  стульям, стоящим на некотором  расстоянии друг от друга, чтобы вернуться обратно, спрыгнув со стула, получить приз.

3). Игра «Быстрые ответы».

  • Занятие 14 (30 мин.)

Цель: избавление от страхов через их украшение.

Ход: дети глины, пластилина лепят свои оставшиеся страхи, затем делают их красивыми, смешными.

  • Занятие 15 (20 мин.)

Цель: проверка избавления от страхов.

Ход: 1). Дети играют с предметами, отражающими прежние страхи.

   2). Дети рисуют на тему: «Что я боюсь?», «Кем я хочу  стать?».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Результаты коррекционного  воздействия психолога на детей,  имеющих большое количество страхов

 

Повторная диагностика  детей, с целью проверки результатов  коррекционной работы, была проведена  при помощи методик «КАТ», «Д-Д-Ч», «Подставь свое лицо», «Закончи предложение» опросника А.И.Захарова, бесед с родителями, воспитателями.

Информация о работе Диагностика и коррекция страхов у детей дошкольного возраста