Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 14:35, курсовая работа
В современных условиях эффективного функционирования многих компаний все большее внимание уделяется их человеческому капиталу. В литературе уже неоднократно упоминалось, что именно сотрудники представляют собой потенциал для эффективной деятельности организации. Именно персонал обеспечивает развитие, конкурентоспособность и интеллектуальную собственность компании. Поэтому каждой компании, стремящейся быть лидером и закрепить свое положение на рынке, следует уделять должное внимание феномену организационной лояльности.
Введение
3-5
Глава 1.
Понятие лояльности персонала
6-14
1.1.
Общие сведения о лояльности
6-8
1.2.
Классификация уровней лояльности
9-14
Глава 2.
Результаты практического исследования
15-67
2.1.
Общие сведения об исследовании
15
2.2.
Исследование удовлетворенности трудом
16-51
2.3.
Исследование лояльности персонала
52-66
Рекомендации
67
Заключение
68
Список литаратуры
69
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет прикладной психологии
Кафедра прикладной социальной и организационной психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
По специальности № 020400 прикладная психология
на тему «Диагностика лояльности персонала в организациях общественного питания ( на примере ООО «Дружба»)»
Выполнил студент 3 курса
очной формы обучения
Мараев Вадим Юрьевич
Научный руководитель
доцент Кошелев М. Б.
Санкт-Петербург
2011 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение |
3-5 | |||
Глава 1. |
Понятие лояльности персонала |
6-14 | ||
1.1. |
Общие сведения о лояльности |
6-8 | ||
1.2. |
Классификация уровней лояльности |
9-14 | ||
Глава 2. |
Результаты практического исследования |
15-67 | ||
2.1. |
Общие сведения об исследовании |
15 | ||
2.2. |
Исследование удовлетворенности трудом |
16-51 | ||
2.3. |
Исследование лояльности персонала |
52-66 | ||
Рекомендации |
67 | |||
Заключение |
68 | |||
Список литаратуры |
69 |
Введение
Анализируя современные тенденции в работе с персоналом, специалисты отмечают общее снижение уровня лояльности сотрудников в отношении своих работодателей. Неудивительно, что сегодня все больше компаний начинает задумываться о способах повышения лояльности своего персонала. Специалисты убеждены в том, что создание лояльности у работников – лучшее вложение средств, способное быстро и значительно повысить эффективность компании. Ведь лояльность является важным условием безопасности компании, оказывающим существенное влияние на благонадежность работников. Не секрет, что лояльность сотрудников является условием формирования у них высокой профессиональной мотивации, которая, в свою очередь, отражается на всех сторонах деятельности. Лояльные работники также готовы мириться с временными трудностями компании, они меньше сопротивляются организационным изменениям. [8]
Лояльность
— важный и, пожалуй, основной
критерий кадровой
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в условиях острой конкуренции, уровень лояльности персонала приобретает особое значение - во многом от него зависит, сможет ли компания занять достойное место на рынке, удержать, а затем и улучшить своё положение. Таким образом, грамотно выстроенная программа стимуляции сотрудников, обеспечение их социальной защищённости и создание достойных условий труда способны не только окупить себя, но и завоевать конкурентное преимущество. И наоборот, печально известный принцип кратковременной эксплуатации и частой смены кадров, получивший в Америке название “a hire and fire company” (организация, которая все время принимает и увольняет людей), свидетельствует о дилетантском подходе руководства, т. к. в кризисные моменты лишает организацию устойчивости и перспектив развития. Люди, не чувствующие связи с работодателем, уходят, как только появляется шанс зарабатывать больше.[5]
Для сферы общепита проблема лояльности персонала является существенной. Ни для кого не секрет, что показателем успеха того или иного кафе, бара, ресторана является наличие постоянных гостей. А кто как не персонал этого заведения знает их вкусы, привычки, настроение. Благодаря администраторам, барменам, поварам и официантам заведения удается сохранить те мелкие, но значимые детали, на которые посетители обращают внимание. Это касается встречи клиентов, их обслуживания, приготовления блюд для них и т. п. Кроме того работа любого заведения – это система, отлаженная временем, закрепленная отношениями работников между собой. Текучесть кадров, частая смена персонала нарушают установившийся порядок, что в свою очередь приводит к снижению качества и эффективности работы. Именно поэтому многие руководители заведений в сфере общественного питания стремятся удержать своих сотрудников от перехода на другую работу различными способами, включая систему наград и поощрений, возможность карьерного роста, благоприятные условия и др.
Цель работы:
Задачи:
Объект исследования:
Предмет исследования:
Методы исследования проблемы:
С учетом поставленных задач были отобраны следующие методики:
- Опросник организационной лояльности Л. Портера;
- Опросник – тест удовлетворенности трудом.
Глава I. Понятие лояльности
1.1 Общие сведения
За последнее
время приходиться часто
Лояльность от англ. слова «loyal», которое означает:
1) верность действующим
законам, постановлениям
2) корректное, благожелательное
отношение к кому-либо или
Лояльность персонала - характеристика персонала, определяющая его приверженность организации, одобрение ее целей, средств и способов их достижения, открытость своих трудовых мотивов для организации. [9]
Часто лояльность
отождествляют с
Также нередко понятие лояльности отождествляют с удовлетворенностью сотрудников условиями работы (заработной платой, графиком работы, социальным пакетом и т. п.), искусственно сужая его смысл. Безусловно, хорошие условия работы на предприятии влияют на формирование лояльности сотрудников, но не являются ее основой. Ведь в основе лояльности прежде всего лежит желание быть полезным, преданность объекту лояльности и избегание того, что может нанести ему вред.
Как правило, лояльность формируется на основе общих ценностей, которые разделяют объект и субъект лояльности. Очевидно, что если сотрудник лоялен к руководителю, то это предполагает признание высокого уровня его компетентности, уважение, авторитет руководителя в глазах этого человека. Иногда такая лояльность включает чувство симпатии, сочувствия, готовность жертвовать своими интересами. Лояльность же клиентов, потребителей компании связана с признанием высокого качества ее товаров, услуг, доверием к персоналу этой компании. [1;23]
Таким образом, можно выделить когнитивный, эмоциональный и поведенческий компонент лояльности. Так, когнитивный компонент включает в себя знание и разделение с объектом лояльности основных убеждений, ценностей. Эмоциональный компонент включает в себя позитивное и доброжелательное отношение к объекту лояльности, переживание за его успех, чувство гордости за причастность к объекту лояльности (например, за принадлежность к числу сотрудников компании) и т. п. Поведенческий компонент лояльности выражается в открытой демонстрация преданности, честности по отношению к объекту лояльности, готовности при необходимости идти ради него на определенные жертвы, стремлении наилучшим образом исполнять обязанности, функции, миссию и т. п.
Важно отметить, что лояльность на уровне поведения также тесно связана и с профессиональной компетентностью. Лояльный сотрудник стремится овладеть необходимыми профессиональными знаниями, умениями, навыками, продуктивными стереотипами деятельности, приводящими в конечном итоге к повышению его эффективности.[6]
Близкими по
значению понятию «лояльность» являются
понятия «преданность» и
С точки зрения изучения лояльности работников компании, построения прогнозов их поведения, планирования мероприятий, направленных на повышение лояльности, большое практическое значение имеет представление об уровнях лояльности.[[8]
1.2. Классификация уровней лояльности.
Саму идею различения нескольких уровней лояльности предложил К. В. Харский. Интересной идеей данного автора является то, что предложенная им шкала имеет нулевую точку, обозначающую так называемую нулевую лояльность. Наличие этой точки принципиально важно, поскольку демонстрирует, что отсутствие лояльности не является нелояльностью. Соответственно, выше нулевой отметки на шкале лояльности будут уровни лояльности, а ниже – нелояльности. [5]
Приведем описание уровней лояльности по К.В. Харскому:
Демонстративная (открытая) нелояльность. Как правило, признаками ее нелояльности являются ложь, обман и нарушение достигнутых договоренностей с работодателем, потребительское отношение к компании, приоритет личных интересов над корпоративными целями. Нередко индикатором демонстративной нелояльности является сарказм, высмеивание, демонстративное пренебрежение к ценностям, которые важны для объекта лояльности.
Основная опасность, исходящая от нелояльных сотрудников, связана с их влиянием на других людей. Они разрушают ценности и убеждения своих коллег, порождают сомнения в целесообразности определенных действий. [2;123]
Скрытая нелояльность. Сотрудник со скрытой нелояльностью регулярно выполняет предписываемые правила и требования, но причина такого поведения – не положительное отношение, а опасения наказания или ожидание вознаграждения. Нередко данная группа сотрудников распространяет негативные корпоративные слухи и сплетни. Однако в присутствии руководства эти люди обычно занимают подчеркнуто нейтральную позицию, открыто не оспаривают приказы и распоряжения руководства, но исподтишка настраивают или провоцируют других на критику и возмущение. Как правило, между этими людьми и открыто нелояльными сотрудниками существуют множественные эмоциональные связи.
Нулевая лояльность. Она присуща постороннему, не сформировавшему своего отношения к определенному объекту. Близкой к этой отметке может быть лояльность к компании у человека, поступающего туда на работу, но не информированного об особенностях ее корпоративной культуры. Такие сотрудники иногда могут поступать как лояльные, в других случаях – демонстрировать признаки нелояльности. Главная особенность таких работников состоит в том, что они менее предсказуемы, чем лояльные или нелояльные сотрудники. Повышение или снижение их лояльности существенно зависит от того, под чье влияние они попадут в начале деятельности в данной компании. [2;124]