Диагностика социальной активности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:36, реферат

Описание работы

Обратившийся за помощью в социальную службу человек с первых минут общения со специалистом ощущает заботу, участие, поддержку. Социальная работа предполагает сопровождение клиента до момента его выхода из трудной жизненной ситуации и представляет собой технологию, в основе которой - активизация потенциала клиента и резервных возможностей его окружения. На первом этапе работы проводится социальная диагностика. Задачи работы:
- рассмотреть предмет социальной диагностики; - рассмотреть задачи и методы социальной диагностики; - рассмотреть критерии диагностики; - рассмотреть методики диагностики; - рассмотреть социальную диагностику индивидуальных особенностей клиента.

Содержание работы

Введение
1. Предмет социальной диагностики
2. Задачи и методы социальной диагностики
3. Критерии диагностики
4. Методики диагностики
5. Социальная диагностика индивидуальных особенностей клиента
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

задание №2 реферат.docx

— 37.79 Кб (Скачать файл)

Исследуя потенциал семьи  в преодолении трудной жизненной  ситуации, Н.Г. Обухова разработала  следующие критерии.

Критерий уверенности  или неуверенности в себе. Уверенность  характеризуется представлением о  себе как сильном человеке, который  способен изменить свою жизненную ситуацию, умеет отвечать за себя и своих  близких. Неуверенность характеризуется  представлениями о себе как слабом человеке, неспособном решать самостоятельно свои проблемы. Такой человек не уверен и в резервных возможностях своей семьи. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение семьи и личности в кризисной ситуации // Школьный психолог. -- 2001. -- №31

Критерий позитивного  и негативного отношения к  людям. Успешность преодоления трудной  жизненной ситуации определяется позитивным восприятием других людей как  равных себе, умением обратиться к  ним с просьбой о помощи. Негативное отношение к людям выражается в представлении о них как  о враждебных субъектах, к которым  лучше не обращаться.

Критерий активности и  пассивности семьи в преодолении  трудной жизненной ситуации. Высокая  степень активности характеризуется  стремлением максимально использовать свои ресурсы для улучшения условий жизни, межличностных отношений. При низкой степени активности происходит отчуждение семьи от людей, формируется агрессивное поведение, направленное на преодоление препятствий любой ценой, минуя социальные нормы. Она проявляется или в стремлении найти того, кто разрешит ситуацию, или в пассивном оборонительном поведении (уходе от ответственности, нежелании использовать свои ресурсы).

4. Методики диагностики

Степень развитости эмоциональных  связей в семье и наличие социального  признания могут быть исследованы  с помощью ряда методик. Диагностика  межличностных отношений осуществляется с помощью метода, созданного Т. Лири, Г. Лефоржем и Р. Сазеком. При исследовании взаимоотношений в малых группах выделяют два фактора: доминирование - подчинение и дружелюбие - агрессивность. Они определяют общее впечатление о человеке в процессе межличностного восприятия. Методика позволяет изучать поведение членов семьи с помощью оценки близких людей («со стороны»), самооценки. Тип отношения к окружающим (авторитарный, эгоистичный, агрессивный, подчиняемый, зависимый, дружелюбный, альтруистический) дает возможность понять проблему психологической совместимости, восстановить утраченные межличностные связи в семье и часто используется при консультировании родителей, проведении социально-психологического тренинга.

Методика PARI (создана американскими  психологами Е.С. Щефер и Р.К. Белл; адаптирована Т.В. Нищерет) предназначена для изучения отношения родителей (прежде всего, матери) к разным сторонам семейной жизни. В методике выделены 23 признака, касающихся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье: 8 признаков определяют особенности освоения социальной роли в семье; 15 - касаются родительско-детских отношений и делятся на три группы: I - оптимальный эмоциональный контакт, II - излишняя эмоциональная дистанция с ребенком, III - излишняя концентрация на ребенке. Методика позволяет оценить специфику внутрисемейных отношений:

- хозяйственно-бытовые, организация быта в семье;

- межсупружеские, связанные  с моральной, эмоциональной поддержкой, организацией досуга, созданием  среды для развития личности;

- отношения, обеспечивающие  воспитание детей.

Анализ отношения к  семейной роли помогает специалисту  по социальной работе лучше понять специфику трудной жизненной  ситуации, особенности семейных отношений  клиента, оказать ему социальную помощь. Анциферова Л.И. Личность в трудных  жизненных условиях: Переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая  защита // Психологи-ческий журнал. -- 1994. -- №1

Проективная методика Р. Жиля может быть применена для исследования межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной адаптированности ребенка (умения устанавливать отношения с окружающими людьми). Свойством данной методики является выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Исследовательский материал можно разделить на две группы:

1) конкретно-личностные отношения  ребенка, в частности к семейному  окружению (матери, отцу, бабушке,  сестре и т.д.), отношение к другу  или подруге, к авторитарному  взрослому и пр.

2) индивидуально-личностные  особенности ребенка, проявляющиеся  в различных отношениях - в общительности,  осторожности, стремлении к доминированию,  социальной адекватности поведения.

Родительско-детские отношения могут быть исследованы с помощью сочетания проективной методики Рене Жиля (взгляд на семью глазами ребенка) и методики PARI (семейная жизнь глазами матери).

Обращение в социальную службу предполагает общение клиента с  людьми, имеющими сходные проблемы. Нередко учреждения социального  обслуживания объединяют таких людей  в группу и оказывают социальную помощь. Объединение клиентов имеет  резервные возможности, обеспечивающие преодоление трудной жизненной  ситуации, и являются объектом социальной диагностики.

Анализ психолого-педагогических работ (Б.Г. Ананьева, Б.В. Куприянова, А.Н. Лутошкина, Л.И. Уманского), посвященных моделированию потенциалов социально-психологических и социально-педагогических явлений, а также результаты исследований функций временных летних объединений (О.С. Газман, В.Д. Иванов, И.П. Иванов) позволяют выявить структуру потенциала объединений клиентов, которая включает в себя три уровня:

1) управленческий (организация совместной деятельности, регулирования поведения участников);

2) воспитательный (организация социального опыта);

3) экзистенциональный (реализация различных потребностей и интересов участников объединения).

Управленческий уровень  потенциала объединения включает организацию  совместной деятельности и жизнедеятельности, регулирование поведения участников с помощью социальных норм, организационной  структуры, обеспечивающей самоуправление. Организационная структура способствует поощрению самоуправления, характерной  особенностью которого является сменность  актива, привлечение специалистов по социальной работе в качестве советников. Самостоятельность и инициативность клиента проявляются с помощью  введения органов самоуправления в  объединения. Организуемая жизнедеятельность  объединения не ограничивается рамками  учреждения социального обслуживания населения - участники активизируют свои ресурсы для улучшения жизни  окружающих.

Воспитательный уровень  потенциала объединения клиентов представляет собой включение ресурсов клиентов и специалистов по социальной работе, активизируемых с помощью методических средств для организованного приобретения социального опыта. Методическим средством является коллективное творческое дело, в ходе которого моделируются реальные, жизненно важные для клиента ситуации. Именно здесь достигается возможность самовыражения, реализации своих потребностей. Без принуждения происходит освоение клиентом умений и навыков в интересующей его коллективной деятельности, где существует возможность развития и реализации творческих способностей каждого участника, включая специалиста по социальной работе.

Экзистенционалъный уровень - это объединенные жизненные источники и ресурсы общности, формирующиеся у конкретных людей - участников объединения. Поэтому можно отметить неповторимость и своеобразие проявления этого уровня потенциала в каждом объединении. На этом уровне реализуются различные потребности и интересы участников объединения. Психологический климат объединения защищает каждого участника, отношения в коллективе строятся на доверии друг другу, где каждый чувствует себя свободно. Межличностное общение приносит радость, удовлетворение, благодаря чему развивается коллектив и увеличиваются его резервные возможности в преодолении каждым участником трудной жизненной ситуации. Межличностные отношения являются источником развития потенциала объединения. Отношения выстраиваются на взаимном уважении, требовательности, ответственности. Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности: Фор-мы, механизмы и стратегия. -- Ереван, 1988. - С. 82

Специалист по социальной работе в каждом клиенте должен увидеть  индивидуальные особенности, помочь развить  способности в совместной деятельности, поощрить активность в самостоятельном  разрешении практических ситуаций, возникающих  в жизнедеятельности коллектива.

Позиция специалиста - «друга-консультанта»  является условием развития потенциала объединения. Преодоление трудной  жизненной ситуации участника объединения  достигается с помощью активизации  всех трех уровней.

5. Социальная диагностика  индивидуальных особенностей клиента

Индивидуальные особенности  клиента - основа, на которой строится социальная реабилитация. Незнание специалистом личности человека, попавшего в трудную  жизненную ситуацию, стремление решить его проблемы, опираясь лишь на свой профессионализм, приводят к повторному обращению к нему клиента, порождают  иждивенчество.

Оказывая помощь, специалист учитывает тот потенциал, который  уже имеется у клиента на момент обращения в социальную службу, но может быть недостаточно осознан  им, не раскрыт в конкретной деятельности либо его убеждения, стереотипы ограничивают реализацию собственных возможностей. В совместной деятельности с клиентом специалист способствует проявлению и  развитию его индивидуальности. Индивидуальность составляют: темперамент, характер, интересы, интеллект, восприятие, понимание, принятие, оценка самого себя, других людей, потребности, способности.

Для практики социальной работы важно выявить то, насколько клиент готов к решению собственной  проблемы и какому виду мотивации (внутренней или внешней) он отдает предпочтение при осуществлении конкретной деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. Внешняя мотивация (мотивация одобрения) формирует зависимость человека от социальной среды, внутренняя мотивация - способствует развитию самостоятельности в принятии решений. Диагностируется внутренняя мотивация с помощью шкалы оценки потребности в достижении цели.

Многочисленные исследования показали взаимосвязь между уровнем  мотивации достижения и успехом  в жизнедеятельности. Люди, обладающие высоким уровнем мотивации достижения, уверены в успешном исходе начатого дела, готовы принять на себя ответственность, решительны в неопределенных ситуациях, проявляют настойчивость, получают удовольствие от решения сложных  задач, проявляют упорство при столкновении с препятствиями. Измерить уровень  мотивации достижения можно с  помощью разработанной шкалы - теста-опросника, состоящего из 22 суждений. Внешняя мотивация  меньше определяет успех в делах, так как в данном случае человек  стремится в большей степени  заслужить одобрение своих действий со стороны значимых людей. Определить уровень мотивации одобрения  можно с помощью сопряженного варианта шкалы Д. Крауна и Д. Марлоу, состоящей из 20 суждений. Реан А.А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса конт-роля личности // Психологический журнал. -- 1998. -- Т. 19. -- №4

Изучение потребностей клиента  осуществляется с помощью метода интервью. Здесь порядок обсуждения тем задает сам клиент. Специалист по социальной работе выступает в  роли заинтересованного слушателя, его активность направлена на то, чтобы  понять содержание, логику изложения, вникнуть в существо проблемы. Клиент сам определяет свои потребности  и обосновывает их значимость. В  процессе интервью выявляется отношение  клиента к собственной деятельности, большое значение при этом имеет  формулировка вопросов. Приведем пример. Занимаясь конкретной деятельностью, вы больше следуете правилам и обычаям  или собственным интересам? Появляется ли у вас желание довести дело до конца? Какие ощущения у вас  возникают после выполнения работы?

В процессе диалога клиент становится более активным и самостоятельным. Специалист по социальной работе остается ведущим, определяя ход беседы с  помощью вопросов. У клиента возникает  осознание значимости собственной  деятельности, появляется новый взгляд на то дело, которым он занимается ежедневно.

Реализуя свои способности  в процессе деятельности, клиент достигает  определенного успеха и может  преодолеть сложную жизненную ситуацию. Наиболее доступной, по мнению Я.Л. Коломенского, является методика определения профессиональных интересов в зависимости от способностей. Она проводится с помощью анкетного опроса, куда могут быть включены следующие вопросы. В какой сфере вы считаете возможным применение своих способностей? Ваше любимое занятие в свободное время? Кого из окружающих людей вы считаете специалистом своего дела? Какая профессия вас привлекает и почему? Какое дело у вас получается лучше всего? Какая работа доставляет вам большее удовлетворение?

Результат социальной диагностики - основа для разработки методов  реабилитации клиента, которая характеризует  степень его активности в преодолении  жизненных затруднений. Критериями готовности активизировать собственные  ресурсы являются:

- модальность самооценки (положительная - отрицательная), степень  самопринятия (характер самоотношения);

- степень самостоятельности  в принятии решения, уровень  сформулированности умения совершать осознанный выбор в проблемных ситуациях;

- уровень значимости успеха  собственной деятельности;

- степень личной активности  в совместной деятельности;

- степень осознания саморегуляции (произвольности собственного поведения);

- степень включения в  коммуникацию с окружающими, соблюдение  норм и правил общения, уровень  развития умений общаться, владение  способами вступления в контакт,  поддержание общения;

Информация о работе Диагностика социальной активности