Диагностика степени уверенности в себе у девушек и юношей старшего школьного возраста
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 10:57, курсовая работа
Описание работы
Уверенность в себе является одним из необходимых компонентов для достижения любой намеченной цели и жизненного успеха. Никто не станет отрицать, что когда человек добивается значительных успехов, то он начинает чувствовать себя более уверенно, а в противном случае, каждая неудача постепенно подрывает нашу уверенность в себе. Эти процессы взаимно связаны друг с другом. Проблема уверенности уже давно занимает заметное место в научной психологической литературе. Это вполне естественно, так как общество не может существовать без уверенных в себе личностей. Уверенность представляет собой одно из наиболее важных базовых свойств личности. Оно начинает формироваться еще в детстве, в старшем же школьном возрасте уверенность приобретает огромное значение для раскрытия способностей человека и дальнейшего определения его места в жизни.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ 5 1.1. Различные подходы к изучению уверенности личности 5 1.2.Характеристика уверенности девушек и юношей старшего школьного возраста 9 ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УВЕРЕНОСТИ В СЕБЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 15 2.1. Организация и проведение исследования 15 2.2. Анализ полученных результатов 17 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 25
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей психологии
и психологии развития
Курсовая работа
по дисциплине «»
Диагностика степени
уверенности в себе у девушек и юношей
старшего школьного возраста
Выполнил(а):
студент(ка) группы ПП-21
заочного отделения
факультета психологии
Научный руководитель:
Астрахань – 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Уверенность в себе является
одним из необходимых компонентов для
достижения любой намеченной цели и жизненного
успеха. Никто не станет отрицать, что
когда человек добивается значительных
успехов, то он начинает чувствовать себя
более уверенно, а в противном случае,
каждая неудача постепенно подрывает
нашу уверенность в себе. Эти процессы
взаимно связаны друг с другом.
Проблема уверенности уже давно
занимает заметное место в научной психологической
литературе. Это вполне естественно, так
как общество не может существовать без
уверенных в себе личностей. Уверенность
представляет собой одно из наиболее важных
базовых свойств личности. Оно начинает
формироваться еще в детстве, в старшем
же школьном возрасте уверенность приобретает
огромное значение для раскрытия способностей
человека и дальнейшего определения его
места в жизни
На сегодняшний день существует
множество исследований, которые с разных
позиций описывают и исследуют уверенность
человека, но ни в одном из них нет четкого
определения психологической сути понятия
«уверенность»
Обобщая данные различных авторов,
можно сказать, что уверенность в себе
есть свойство личности, ядром которого
выступает позитивная оценка индивидом
собственных навыков и способностей, достаточных
для достижения значимых для него целей
и удовлетворения его потребностей. Уверенность
- это свойство личности, отражающее обоснованное
самоуважение, целеустремленность, проявляющееся
в самообладании и ясном выражении своих
чувств, потребностей и отношений, основанных
на объективном знании и опыте
В имеющихся работах по изучению
уверенности, в основном, преобладает
аналитический подход. В настоящее время
уже накоплен материал об отдельных сторонах
уверенности, однако недостаточно изучена
уверенность как целостное свойство личности.
Цель исследования: изучить степень уверенности
в себе у девушек и юношей старшего школьного
возраста.
Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть различные подходы
к изучению уверенности личности.
Изучить характеристику уверенности
девушек и юношей старшего школьного возраста.
Провести анализ диагностики
степени уверенности в себе у девушек
и юношей старшего школьного возраста.
Обьект исследования: девушки и юноши старшего школьного
возраста.
Предмет исследования: степень уверенности в себе
у юношей и девушек старшего школьного
возраста.
Гипотеза: мы предполагаем, что что у
девушек и юношей старшего школьного возраста
нет значимых различий в степени уверенности
в себе.
Методологической
основой являются труды отечественных
и зарубежных ученых: А. Сальтер, А. Лазарус,
Д. Вольпе, В.И. Селиванова, В.К. Калина,
А. Ланж, П. Якубовски, Р. и Р. Ульрих,
К. Рудестам, В. Вендландт, Х.-В. Херферт,
Р. Зигмунд, У. Джемс, Р. Бернс, И.Л. Зиновьева
и другие.
Методы исследования: методика «Диагностики степени
уверенности в себе Райдаса» и тест “Самооценка
уверенности в себе”.
База исследования: экспериментальное исследование
было проведено в средней общеобразовательной
школе № 40 г. Астрахани, в 10-11 классах
(30 человек).
Курсовая работа состоит из
введения, двух глав, объединяющих в себе
четыре подпункта, заключения и библиографического
списка.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПОНЯТИЯ УВЕРЕННОСТИ
1.1. Различные подходы
к изучению уверенности личности
Анализ отечественной и зарубежной
научной и научно-практической литературы
по проблеме исследования показал, что
большое количество работ посвящено вопросам
анализа многогранности понятия уверенности,
но до сих пор нет сколько-нибудь однозначного
определения данного свойства личности.
Компоненты уверенности изучаются в работах,
как правило, изолированно. Перед нами
же стоит задача изучить целостную структуру
уверенности и выявить взаимообусловленность
и взаимосвязь всех компонентов уверенности.
[17, с. 140]
То, что люди различаются по
степени уверенности в себе, совершенно
очевидно. Само понятие «уверенность»
существует в большинстве языков мира,
в некоторых даже встречается несколько
слов для обозначения этого качества личности.
Однако научное понятие «уверенность
в себе» появилось в психологической литературе
сравнительно недавно в связи с задачами
психологической коррекции и психотерапии. [10, с. 12]
Экспериментальному психологическому
изучению уверенности предшествовала
практика «тренинга уверенности» в клиниках
неврозов и в обычных больницах. В связи
с этим некоторые исследователи, часто
рассматривая уверенность в связи с тревожностью
и агрессивностью, не видят разницы между
уверенностью и агрессивностью (Дж. Вольпе).
Другие ученые считают, что уверенность
представляет собой нечто среднее между
агрессивностью, тревожностью и неуверенностью
(А. Ландж, П. Якубовски). Существует также
точка зрения о том, что агрессивность
и неуверенность являются двумя различными
формами проявления отсутствия уверенности
у человека. [6, с. 160]
При этом нереализованная
во внешнем взаимодействии энергия
переносится внутрь или оборачивается
против окружающих в форме
агрессивности. Однако большая часть
исследователей (Р и Р Ульрих,
В Г Ромек) считает агрессивность
и неуверенность двумя разными
свойствами личности, что является
более продуктивным, на наш взгляд,
поскольку анализируются границы
между уверенностью, агрессивностью
и тревожностью.
Можно выделить несколько подходов
к изучению уверенности поведенческий,
эмоционально-экспрессивный и личностный.
Поведенческий подход к изучению
уверенности трактует ее как недостаток
способов поведения, которые должны обеспечивать
реальное поведение, а также ригидность
и ограниченность поведенческого инструментария,
отсутствие навыков в реализации уверенности.
Так, к числу необходимых навыков А Лазарус
относит умения открыто говорить о своих
желаниях и требованиях, готовность сказать
«нет», открыто говорить о своих чувствах,
умение устанавливать контакты, начинать
и заканчивать разговор. К этому направлению
можно отнести и работы В Вендландта и
В Хеферта, которые считают, что неуверенность
может проявляться на разных этапах реализации
отдельных действий и поведения в целом,
а именно, при постановке цели, при планировании
действий и их выполнении, а также при
оценке их результатов. [4, с. 43]
Личностный подход постулирует
важную роль установок, самооценок и оценок
других людей в становлении уверенности.
Так, Р. Зигмунд отмечает существенную
роль самооценок и установок в реализации
уверенного поведения. По его мнению, отрицательные
самооценки и установки типа «Я с этим
не справлюсь», «Это выше моих сил» и тп
тормозят уверенное поведение Закрепляясь,
данные установки снижают доверие человека
к себе и способствуют развитию неуверенности
личности. Стало быть, уверенное поведение
во многом зависит от позитивной оценки
субъектом своих собственных возможностей,
которые необходимы для достижения значимых
целей. [9, с. 306]
Эмоционально-экспрессивный
подход к изучению уверенности сформулирован
А Сальтером. Ссылаясь на теорию ИП Павлова,
он предположил, что причиной неуверенности
может быть преобладание процессов торможения
над процессами возбуждения, которые приводят
к формированию «тормозной» личности,
не способной к открытому и спонтанному
выражению чувств, желаний и потребностей,
что в конечном итоге затрудняет контакт
с другими людьми. На основе своего опыта
А Сальтер выделил шесть основных параметров,
характеризующих уверенность — эмоциональность
речи, открытость и откровенное выражение
чувств, экспрессивность в поведении и
речи, а также проявление чувств в невербальной
сфере, умение протестовать и выражать
свое мнение без оглядки на окружающих,
редкое использование неопределенных
формулировок и частое употребление местоимения
«Я», исключение самоуничижения и готовность
выслушивать похвалу в свой адрес, спонтанность
выражения своих чувств и потребностей.
[14, с. 17]
Проблема «уверенности» изучалась
не только зарубежными авторами. С середины
XX века данная проблематика появилась
в поле зрения отечественных ученых.
Был проведен теоретический
и общепсихологический анализ понятия
«уверенность» в связи с принятием решения
субъектом (И В Вайнер, И Г Скотникова)
И В Вайнер интерпретирует уверенность
как психологическую характеристику,
которая отражает отношение субъекта
к неопределенности. Сам феномен неопределенности
представляет особый интерес для психологического
изучения среди факторов, которые определяют
жизнь человека и постоянно провоцируют
его на различные испытания (ЕВ Головина).
Принятие решения человеком в условиях
неопределенности прямым образом зависит
от сложившейся ситуации и от личностно-эмоционального
отношения к неопределенности. Из этого
видно, что все аспекты восприятия неопределенности
взаимосвязаны.
В исследовании В. Б. Высоцкого
также выделены две составляющие уверенности
- уверенность в себе и уверенность в правильности
решения задачи. Было установлено, что
уверенность в принятии решения является
производной от личностных образований
субъекта и определяет его уверенность
в себе вне зависимости от реальных достижений. [7, с. 124]
Уверенность, по В. Г. Ромеку,
представляет собой генерализованную,
стабильную социально-психологическую
характеристику личности. Ядром уверенности
являются обобщенные оценки эффективности
собственных навыков, способности к их
приобретению, легкости выбора и их реализации.
Важно отметить, что устойчивое отношение
индивида к собственным способностям
и навыкам проявляется в общении, что предполагает
личное участие индивида. Уверенным поведением
здесь является культурно нормированный
репертуар навыков, которые обеспечивают
успех в действиях человека в его социальной
жизни В Г Ромек говорит и о неуверенном
поведении и отмечает, что фактором его
возникновения является «выученная беспомощность»,
которая возникает тогда, когда ребенок
не получает никакой реакции взрослого
в ответ на свои действия или получает
однообразную негативную и однообразную
позитивную обратную связь. [19, с. 229]
Обобщенный портрет уверенного
человека, по мнению В. Г. Ромека, характеризуется
тем, что он откровенно и без боязни выражает
свои чувства, достигает своей цели и остается
довольным самим собой, не унижая и не
подавляя при этом другого и не вызывая
отрицательных эмоций по отношению к себе.
Уверенные люди говорят громко и ясно,
не переходят на крик, смотрят в глаза
собеседнику, выдерживают оптимальную
дистанцию в общении. Они умеют держать
паузу в разговоре, редко перебивают партнеров,
способны ясно и четко выражать свои мысли
Уверенные в себе люди открыто говорят
о своих желаниях и претензиях, сопровождая
их кратким и четким обоснованием, часто
используют местоимение «Я», не боятся
выражения личного мнения. Сами лично
высказывают претензии к окружающим, редко
используют упреки и оскорбления. [19, с. 230]
Результаты всех рассмотренных
работ позволяют говорить об уверенности
как многомерной характеристике субъекта,
включающей в себя эмоциональный, поведенческий,
когнитивный (познавательный) и самооценочный
компоненты. Но вопрос о психологической
структуре уверенности, а также о соотношении
ее психологических переменных и средовых
факторов остается открытым.
Таким образом, уверенность
можно определить как интегральное базовое
свойство личности, ядром которого является
позитивная оценка индивидом собственных
способностей и навыков, которые достаточны
для достижения целей и для удовлетворения
его потребностей.
1.2.Характеристика
уверенности девушек и юношей
старшего школьного возраста
Уверенность старших школьников
характеризуется высокой направленностью
общественно значимых целей на обретение
надежных и верных друзей, на получение
знаний и другого опыта, школьники стремятся
быть уважаемыми людьми, а также пытаются
достичь успехов в учебной деятельности.
Что касается личностных целей школьников,
то они связаны с поддержанием своего
здоровья, достижением материального
благополучия, обретением самостоятельности
и независимости, удовлетворением своих
желаний и планов, старшие школьники стараются
быть нужными для окружающих людьми. [3, с. 185]
Уверенное поведение школьников
побуждается, прежде всего, стремлением
больше сделать и узнать, желанием утвердиться
в группе и намерением лучше освоить любое
дело (социоцентричность), а также стремлением
создать уют и личное благополучие, желанием
проявить себя и свои способности, намерением
самоопределиться и реализовать себя,
стремлением улучшить свои бытовые условия
(эгоцентричность). Старшие школьники
под уверенностью понимают свойство, зависящее
от темперамента человека, черту личности,
полученную от родителей, врожденное свойство
личности (осведомленность). [7, с. 61]
Уверенное поведение школьников
чаще всего способствует расширению контактов
с другими людьми, приобретению большего
жизненного опыта, большей результативности
в различных видах деятельности (предметная
сфера). В то же время уверенное поведение
школьников ведет к уменьшению растерянности
и стеснительности, тревожности и застенчивости;
преодолению возникших трудностей, развитию
упорства и настойчивости (субъектная
сфера).
Стоит отметить, что регуляторно-динамические
переменные уверенности старших школьников
выражены в меньшей степени, чем мотивационно-смысловые.
Преобладание астенической
переменной эмоционального компонента
показывает, что школьники в деятельности
испытывают настороженность при необходимости
выбора, беспокойство о произошедшем,
тревогу о том, что могут не справиться
с порученным делом. В связи с этим они
часто перепроверяют себя во всем и опасаются
отрицательного результата при выполнении
различных дел, недостаточно владеют навыками
уверенного поведения и, таким образом,
с трудом справляются с чувством неуверенности
(операциональные трудности). [5, с. 45]